Видимо, все читатели «Зеркала недели» знают, что в судебной власти уже несколько лет наблюдается впечатляющий дефицит судей. Количество вакантных должностей в судах Украины достигло 1840, что составляет более 30% состава действующих судей. И представители судебной власти, и топ-политики в течение последних лет десятки раз выражали «решительную обеспокоенность» и отмечали необходимость заполнения вакансий новыми профессиональными и добропорядочными судьями.
Но, как выяснилось, не только в большой политике, а и в некоторых центрах влияния в самой судебной власти бывают случаи, когда реальные дела тонут в политических интригах, умноженных на прагматизм известного толка и отсутствие надлежащего управления. Следовательно, обратим внимание на ситуацию, которая сложилась и продолжается в треугольнике «Окружной административный суд города Киева — Государственная судебная администрация — один из кабинетов на улице Банковой». В треугольнике, попадание в который по результатам напоминает «бермудский».
В 2017 году в нашем государстве было несколько фронтов войны с внешним врагом и множество фронтов противостояния с внутренними. Взятый после Революции Достоинства курс на перемены предусматривал старт реформ во многих сферах общественной жизни. Не осталась в стороне и судебная система: параллельно продолжались процессы очищения и обновления судейского корпуса. Намерение наполнить судебную систему новыми людьми с блестящими знаниями и безупречной репутацией воплотилось, в частности, в объявлении Высшей квалификационной комиссией судей Украины отбора кандидатов на 600 судейских должностей. Вызвались участвовать в конкурсе 4525 юристов со всей Украины. Через два года открытых экзаменов и сложного обучения кандидаты были зачислены в кадровый резерв.
Герои нашей истории оказались в рейтинге с очень высокими показателями прохождения экзаменов и заняли 7-е (193 балла из 200 возможных), 12-е (191,8), 13-е (191,5) и 14-е (191,2) места. При условии честного и прозрачного конкурса это гарантировало им попадание на должность в любой суд Украины. Но они рискнули выбрать Окружной административный суд города Киева (ОАСК). Здесь важно уточнить, что система отбора судей местных судов не предусматривает никакого согласования кандидата с руководителем будущего места работы.
На день проведения конкурса предельная численность судей в Окружном административном суде города Киева составляла 60 должностей, поскольку именно такое количество судей было утверждено накануне конкурса приказом Государственной судебной администрации Украины №417 от 25.04.2019. Четыре кандидата с высшими баллами объективно были признаны победителями и рекомендованы к назначению судьями в ОАСК. С этого момента история перестает быть безоблачной.
Первый грозовой фронт, не предусмотренный процедурой отбора, начался с обжалования в административном суде результатов конкурса. Официально жалобщиком значился один из участников конкурса. Впрочем, очевидная необоснованность иска наталкивала на мысль, что его появление неслучайно. Через несколько месяцев суд оставил иск без рассмотрения. Несмотря на это, истец подал новый иск с немного измененными требованиями. Это судебное разбирательство закончилось в 2021 году решением Большой палаты Верховного суда об отказе в иске, но самое интересное — стало официальным оправданием для тогдашнего состава Высшего совета правосудия (ВСП), остановившего процесс назначения новых судей.
Складывалась патовая ситуация: суд не запрещал Высшему совету правосудия рассматривать рекомендации, но тезис о «незавершенных судебных процедурах» звучал в каждом письме-ответе на запросы о причинах остановки процесса назначения судей. Летом 2021 года Высший совет правосудия продолжил процедуру назначения судей, направив президенту Украины представление о назначении в Окружной административный суд города Киева четырех новых судей. Впрочем, указы об их назначении не появились до сих пор.
Оглядываясь на ситуацию из реалий сегодняшнего дня, можно предположить, что причина неназначения судей в ОАСК лежит исключительно в политической плоскости. Ведь публично озвученные намерения ликвидировать самый одиозный суд очевидно противоречили назначению туда новых судей.
В этом контексте кажется важным ответ на вопрос: хотели ли в ОАСК видеть этих новых четырех судей, которые честно победили в прозрачном конкурсе, а значит, не собирались быть от кого-то зависимыми? Торможение процесса назначения судей с помощью судебных процедур, а также длительное нерассмотрение их рекомендаций может свидетельствовать, что не хотели. И не только в ОАСК.
Еще больше о факте нежелания допускать в систему новых судей свидетельствует внезапное уменьшение количества судейских вакансий в ОАСК в апреле 2022 года. Довольно необычным приказом №111 Государственной судебной администрации Украины от 15.04.2022 количество судей ОАСК было уменьшено с 60 до имеющихся 49. Основанием для такого резкого уменьшения количества должностей послужило письмо заместителя председателя суда от 13.04.2022. Ссылаясь на введение в Украине военного положения и недофинансирование судебной системы, руководство суда попросило привести штатную численность суда к фактической. Что и было оперативно сделано.
Пока что вынесем за скобки вопрос, проверила ли на основании утвержденной методики Государственная судебная администрация Украины аргументы руководства ОАСК о необходимости уменьшить численность судей за двое суток, предшествовавших изданию приказа.
Также не станем задаваться вопросом, действительно ли в офисе президента были не против сокращения штатной численности ОАСК, не издавая указы о назначении четырех победителей конкурса. И почему введение на уровне принятия политических решений утилитарного принципа «общей пользы» перевесило необходимость применения принципа «надлежащего управления».
На самом деле настоящий приказ создает крайне негативный прецедент, поскольку им сокращены в том числе вакантные должности четырех судей, в отношении которых Высшая квалификационная комиссия судей и ВСП провели надлежащие процедуры, а Верховный суд подтвердил законность проведенных процедур. Такое решение государства подтверждает, что обязанность надлежащего управления государство проигнорировало.
Именно принцип «надлежащего управления» возлагает на государственные органы обязанность ввести внутренние процедуры, усиливающие прозрачность и ясность их действий, минимизирующие риск ошибок и содействующие юридической определенности.
Своеобразным финальным занавесом в этой истории должен был бы стать закон о ликвидации Окружного административного суда города Киева от 13.12.2022. В Переходных и заключительных положениях законодатель попытался предотвратить негативные последствия ликвидации суда для участников судебных дел, аппарата суда и судей. Но почему-то ни словом не вспомнил неназначенных судей. Они были наказаны без вины.
Знаменитый ливанский поэт Халиль Джебран однажды сказал: «Выйти к рассвету можно, лишь пройдя тропой ночи». Похоже, что четыре юриста, в 2017 году намеревавшиеся исключительно благодаря собственным знаниям и высоким моральным качествам честно прийти в систему правосудия и изменить ее к лучшему изнутри, уже шестой год идут тропой ночи, а солнце до сих пор не всходит.
Также неизвестно, когда забрезжит рассвет для десятков тысяч истцов, обжаловавших решения, действия или бездеятельность властных органов в Окружном административном суде города Киева. У них не было выбора, в какой суд подавать заявления. Этот выбор сделал за них процессуальный закон, в то время как другой закон, тоже без права выбора, предусмотрел передачу их дел из ОАСК в Киевский окружной административный суд в течение десяти рабочих дней.
Кстати, предусмотренные законом для передачи документов десять рабочих дней истекли еще 27.12.2022, но на 18.01.2023 в этот суд было передано всего 3860 дел из более 60 000 заявленных. Переданные дела будут рассматриваться сначала, независимо от того, на какой стадии рассмотрения они находились в Окружном административном суде города Киева.
Кто-то может сказать, что нестандартные ситуации требуют принятия нестандартных решений, и будет прав. Но нестандартное решение не должно равняться несправедливому решению. В последние годы наше государство сумело внедрить прозрачную, честную процедуру назначения судей, чтобы судить в Украине могли только самые умные и добропорядочные.
Это стремление приобретает особую актуальность в условиях полномасштабной войны, когда на судебную систему возлагается ответственная обязанность судить военных преступников и рассматривать дела о возмещении причиненного агрессором ущерба. Внимательное — согласно требованиям закона и утвержденным процедурам — отношение к каждому будущему судье не только во время прохождения им конкурсных экзаменов, но и до наступления справедливого последствия в виде назначения на высокую должность судьи, должно быть обеспечено. Иначе многочисленные прецеденты несправедливых неназначений послужат причиной оттока кадров из конкурсных процедур.
Говоря проще, новой Высшей квалификационной комиссии судей и обновленному Высшему совету правосудия не из кого будет выбирать новых судей. Негативные примеры разрушения профессиональных судеб вследствие несправедливых политических решений, непрогнозированная продолжительность процедур будут отравлять веру будущих юристов в то, что стать судьей в Украине можно своими силами и без какой-либо поддержки извне.
На самом деле сложно завершить этот рассказ без морализаторства и упреков в адрес тех, кто не желал назначения новых судей внутри системы, и тех, кто не обеспечил этого извне, хотя обязан был это сделать. Война учит, что промедление с решением проблемы и поиск виновных не решает ее, а лишь на руку врагу создает дополнительное информационное негативное поле. Отсюда напрашивается вывод: этот рассказ призван озвучить субъектам принятия решений проблему неназначенных судей, чтобы срочно был наработан механизм ее решения на законодательном уровне. Конечно, если не расценивать заявление в Европейский суд по правам человека как еще один обязательный этап процедуры занятия должности судьи в Украине.
Больше статей Татьяны Огневьюк читайте по ссылке.