UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАК «Нафтогаз Украины»: сводки с фронтов и тылов

Десятилетняя практика свидетельствует, что НАК «Нафтогаз Украины» отвечает своему статусу национальной компании с точностью до наоборот, так как стала чуть ли не украинской национальной бедой.

Авторы: Алла Еременко, Максим Алинов

Десятилетняя практика свидетельствует, что НАК «Нафтогаз Украины» отвечает своему статусу национальной компании с точностью до наоборот, так как стала чуть ли не украинской национальной бедой. Ахиллесовой пятой государственного бюджета Украины и ее головной болью. Следовательно, все неприятности «Нафтогаза», прежде всего и особенно финансовые, отражаются на финансовом состоянии государства и на бюджете каждой украинской семьи. Хотя до недавнего времени это было не так очевидно.

Каждый новый руководитель «Нафтогаза» с большим или меньшим пылом винил в бедах компании своего предшественника. А финансовые дыры латал кредитами. Каждый новый премьер руководил НАКом на свой лад, не оставляя поле для маневра главе правления компании. Не отличалось пока оригинальностью и нынешнее правительство Азарова. Правда, робкие шаги по «спасению» «Нафтогаза» им сделаны. Но сколько же успели наворотить до этого!.. Если учесть, что «Нафтогаз» - основной импортер российского газа (а другого «не завозили» вот уже лет пять), да еще в таких масштабах, что хватило бы на три такие страны, как, например, Польша, то нетрудно представить, чем оборачиваются для компании и для экономики Украины просчеты в финансовой политике НАКа.

Учитывая то, что руководство не только «Нафтогаза», но и Министерства энергетики и угольной промышленности нарушают некий обет молчания крайне редко и вовсе не для того, чтобы пролить свет на реальное состояние дел «Нафтогаза», мы взяли на себя труд проанализировать официальную и публичную информацию на сей счет. И никакой коммерческой тайны!

Кто закроет бюджетную дыру «Нафтогаза» в 15 млрд. грн.?

Ценовые аспекты импорта природного газа из России в Украину в 2009-2011 годах (с поквартальной разбивкой в 2011 году) можно кратко представить в табл. 1.

Как видно из приведенной информации, в случае соблюдения прогнозных данных относительно объемов закупки и цен газа во втором-четвертом кварталах 2011 года, валовые расходы «Наф­тогаза» в 2011 году на приобретение российского природного газа вырастут более чем на 2 млрд. долл. США (!), или на 22% по сравнению с минувшим годом.

При формировании государственного бюджета Украины на 2011 год была заложена прогнозная средняя цена природного газа в размере 269 долл. за тысячу кубометров. Вместе с тем, если не удастся достичь договоренностей с российской стороной относительно изменения цены газа, в текущем году разница между фактической средней ценой (299 долл.) и ранее прогнозируемой (269 долл.) составит 30 долл. С учетом планируемых объемов закупки газа в 2011-м (38,4 млрд. кубометров) дополнительные расходы для «Нафтогаза» составят 1,1-1,2 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х 30 долл. за тысячу кубометров), или 8,8-9,6 млрд. грн.

Эти расчеты подтверждаются также заявлениями украинской власти о том, что оптимальной ценой импортируемого газа является 240 долл. При условии применения этой цены в третьем-четвертом кварталах этого года валовые расходы «Нафтогаза» на приобретение российского газа уменьшатся приблизительно на 1,3 млрд. долл. И наоборот, если позиция Кремля в газовом вопросе будет непоколебимой, украинская сторона должна будет найти дополнительные 1,3 млрд. долл., или более 10 млрд. грн. для оплаты газовых поставок текущего года.

На практике же дыра в бюджете «Нафтогаза» может достичь более 15 млрд. грн.: утвержденный в марте финансовый план компании на 2011 год предусматривает уплату 75,5 млрд. грн. за импортируемый газ, в то время как на практике «Нафтогазу» понадобится (как видно из приведенной выше таблицы) около 91 млрд. грн.

С учетом вышеотмеченного и в случае неуступчивости «Газпрома» в ценовом вопросе в 2011 году «Нафтогазу» могут понадобиться дополнительные дотации на сумму в 10-15 млрд. грн.

Но ведь эти средства в государственном бюджете на 2011 год не предусмотрены. И фактически единственным доступным источником закрытия дыры размером 10-15 млрд. грн. в газовом бюджете в случае ее возникновения является увеличение поступлений от продажи природного газа, достичь чего можно только путем повышения цены газа для его конечных потребителей. Увы, такая перспектива вполне реальна.

За полтора года из бюджета страны вынули 40 млрд. грн. – в пользу «Газпрома»!

Похоже, что основным механизмом, применяемым правительством Украины для решения проблемы достаточности у «Нафтогаза» средств для расчетов с «Газпромом», является увеличение уставного капитала компании. Впервые к этому прибегло правительство Тимошенко, а правительство Азарова переняло эту практику.

Динамика наращивания правительством уставного капитала НАК «Нафто­газ Украина» отображена в табл. 2.

На сумму увеличения уставного капитала «Нафтогаза» Министерство финансов Украины выпускает облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и вносит их от лица государства в оплату за дополнительные акции «Нафтогаза». В дальнейшем НАК продает полученные ОВГЗ государственным банкам и полученные средства использует для расчетов с «Газпромом».

В свою очередь, государственные банки для покупки ОВГЗ у «Нафтогаза» получают средства из бюджета или от Нацбанка Украины. То есть, по большому счету, речь идет о схеме, с помощью которой легализуется использование государственных средств (в том числе золотовалютного резерва Украины) для оплаты «Газпрому» за поставленный в Украину российский газ.

Масштаб этой схемы поражает: фактически за последние полтора года уставной капитал «Нафтогаза» был увеличен более чем в семь раз (!), или на 40 млрд. грн. (5 млрд. долл.).

Рискнем предположить, что использование данной схемы связано с рядом немалых рисков для «Нафтогаза Украины». Так, полученные от увеличения уставного капитала средства расходуются не на инвестиции (например добычу нефти и газа в Украине) и не на материально-техническое переоснащение компании, а на оплату российскому монополисту стоимости природного газа, который поставляется через ДП «Газ Украины» облгазам для дальнейшей доставки конечным потребителям. При этом облгазы не спешат рассчитываться с «Нафтогазом». Зачем, если их задолженность перед НАК может просто так списать государство (как это произошло вследствие принятия 12 мая с.г. закона №3319, согласно которому списали 12,3 млрд. грн. задолженности теплокоммунэнерго и облгазов перед «Нафтогазом»).

Таким образом, средства от увеличения уставного капитала «Нафтогаза» трансформируются в дебиторскую задолженность компании со слишком небольшими шансами на ее взыскание. Мизерность таких шансов объясняется как действием моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК согласно закону №2711 (от кото­рого украинская власть так упрямо не спешит отказаться, даже несмотря на требование Европейского суда по правам человека, который признал этот мораторий противоречащим принципу верховенства права), так и более чем лояльным отношением государства к накоплению задолженности в ТЭК. В частности, принятием закона №3319, которым предприятиям ТЭК списали их многомиллиардную задолженность перед «Нафтога­зом», образовавшуюся в 1997-2010 годах, даже не поставив возможность списания этой задолженности в зависимость от погашения со стороны теплокоммунэнерго и облгазов задолженности, накопившейся уже с начала 2011 года в размере около 4,4 млрд. грн. Все это превращает «Нафтогаз» в структуру с красивыми «бумажными» показателями, которые, впрочем, не отображают реального положения дел.

Наконец, механизм увеличения уставного капитала «Нафтогаза» для оплаты стоимости импортируемого газа носит скорее чрезвычайный характер и не может применяться на постоянной основе. Ведь государственный бюджет Украины и ее золотовалютные резервы не бездонны, за состоянием бюджетных показателей внимательно следит МВФ, а постоянное использование в схеме дотирования «Нафтогаза» государственных банков негативно влияет на показатели их деятельности и значительно увеличивает для них финансовые риски. Постоянные вливания средств со стороны правительства в уставной капитал «Нафтогаза» для дальнейшей оплаты импортируемого газа являются лишь постоянным исчерпанием «запаса прочности» украинской экономики и связаны с рисками значительного ухудшения ситуации не только в топливно-энергетическом комплексе Украины, но и в ее банковско-финансовом секторе.

Кто кого дотирует

Недавнее заявление главы российского «Газпрома», что цена на газ для Украины в четвертом квартале этого года может превысить 500 долл. (без учета 100-долларовой скидки по харьковскому соглашению «газ в обмен на флот») и что «Газпром» не намерен «выдумывать какую-то новую формулу или привязывать ее к каким-либо другим энергоносителям», является логическим следствием политики украинского правительства, направленной на достижение с Россией политического урегулирования в газовой сфере, в отличие от урегулирования юридического. Вера украинского правительства в возможность достижения в политической плоскости справедливого урегулирования с северным соседом, который проводит линию на уничтожение и полное экономическое и политическое подчинение себе украинского «партнера», просто поражает.

Вступление в Таможенный союз и/или поглощение «Газпромом» украинского «Нафтогаза» - это и есть объявленная Кремлем политическая цена, которую должна заплатить Украина за политическое решение о снижении цены на российский газ до объективного рыночного уровня. В ином случае (при неизменности нынче действующей формулы расчета цены) Украина будет и в дальнейшем дотировать российскую сторону. И если исходить из того, что справедливой среднегодовой рыночной ценой являются 240 долл., то Украина переплатит в пользу России только в 2011 году почти 2,3 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х (298,88 – 240) долл. за тысячу кубометров), или более чем 18 млрд. грн. И это, заметьте, если считать по скромному, принимая во внимание предоставленную «братскую» харьковскую 100-долларовую скидку! «Братскую», потому что никакая это не скидка, а перенесение части стоимости газа в государственный долг Украины перед Россией (который будет погашаться взаимозачетом из оплаты российской стороной аренды Черноморского флота). Если же считать по чистому, то Украина фактически дотирует Россию в 2011 году на сумму около 6,1 млрд. долл. (38,4 млрд. кубометров х (398,88 – 240) долл. за тысячу кубометров), или на более чем 48 млрд. грн. (!).

Все дороги «Нафтогаза» ведут в Стокгольмский арбитраж?

Украинское правительство не дает четкий и понятный ответ на вопрос, почему оно игнорирует доступные юридические механизмы урегулирования газоконтрактных формульных цен на газпромовский газ для «Нафтогаза». И зря.

В соответствии с контрактом на закупку российского газа от 19 января 2009 года украинская сторона имеет право обратиться в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть цену на газ, если уплачиваемая «Нафтогазом» цена не отображает уровня цен рынка. Украинский премьер в течение последних полутора лет практически еженедельно акцентирует внимание на том, что ныне действующая цена на российский газ кабальная для Украины. Так почему же не обратились в международный арбитраж? Если бы иск подали год назад, сегодня на руках уже могло быть арбитражное решение!..

Лед не треснул, но тронулся. По информации ZN.UA, на днях министр энергетики Ю.Бойко все же провел предварительные консультации со шведскими юристами на предмет оценки перспектив соответствующего иска со стороны Украины.

И хотя, по предварительным оптимистическим оценкам, в случае предъявления «Нафтогазом Украины» иска в Стокгольмский арбитраж процесс может длиться минимум полгода, существует надежда на выигрыш (если, конечно, в этот раз «Нафтогаз» не будут «защищать» так, как в деле против «РосУкрЭнерго»). Что, как вы понимаете, страшно разозлит как «Газпром», так и прежде всего его политических пат­ронов.

Но это не должно останавливать украинское правительство. Если, конечно, они всерьез намерены отстаивать права своей (а именно правительство Украины – учредитель и владелец ста процентов акций «Нафтогаза») вечно всем должной национальной нефтегазовой компании…

В последнее время президент и премьер России в унисон заявляют о намерении строго выполнять условия газовых соглашений. В связи с этим украинская сторона получила хорошую возможность напомнить об условиях межправительственных газовых соглашений от 22 декабря 2000 года и от 4 октября 2001 года, которых никто не отменял и которые, к тому же, в качестве международно-правовых договоров имеют преобладающую силу над корпоративными договоренностями.

Со своей стороны напомним: указанные межправительственные соглашения предполагают ежегодное подписание межправительственных протоколов, в которых должна быть согласована взаи­моприемлемая цена газа, которую «Газпром» и «Нафтогаз Украины» должны отобразить в их контрактах. А еще в них зафиксирована (на уровне законов Украины и Российской Федерации) базовая цена на газ, которая применяется к сверхконтрактным отборам российского газа в Украине, - 80 долл. США за тысячу кубометров. Российская сторона, согласно ее последним заявлениям, сделанным на самом высоком уровне, готова строго соблюдать эти условия.

Опыт переговоров с В.Путиным и российской командой, надо полагать, не оставил иллюзий у Н.Азарова. Вернув­шись в Киев, украинский премьер поручил Министерству энергетики и угольной промышленности изучить аналогичные украинским газовые соглашения, подписанные Россией (т.е. «Газпромом») с другими странами (компаниями - покупателями российского газа).

«Впервые Россия согласилась в качестве сравнительной базы рассмотреть условия ценообразования российского газа и поставок в другие европейские страны. Поэтому я поручаю Министерст­ву энергетики и угля и нашей переговорной группе тщательно проанализировать аналогичные условия «Газпрома» с другими странами и убедительно доказать, что условия контракта для Украины являются наихудшими», - отметил премьер.

Он подчеркнул, что Украина в переговорах с Россией по пересмотру газовых соглашений должна опираться исключительно на аргументы.

«Наша сила в этих переговорах - это сила аргументов, поэтому они должны быть безукоризненными», - заявил Азаров.

К слову, именно веские, безукоризненные аргументы нужны и для Стокгольмского арбитража. И политическое, и юридическое разрешение ситуации может проходить параллельно. Причем в этом случае о серьезных политических уступках со стороны Украины россиянам придется забыть. А также о шантаже как стандарте ведения газовых (и не только) переговоров с украинскими партнерами.

Дело за малым - на практике принять и придерживаться такой линии поведения.