UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы не пашем, не сеем, не платим...

Украина впервые обозначила шаг к реальной оценке платы за использование земли под базирование российского Черноморского флота.

Автор: Валентина Самар

С начала года вступило в силу постановление Кабмина Украины №1172, которым Украина впервые обозначила шаг к реальной оценке платы за использование земли под базирование российского Черноморского флота. Шаг такой тихий и осторожный, что остался почти незамеченным в Украине, а название самого постановления России как бы и не касается - «Об утверждении критериев распределения дополнительной дотации из госбюджета местным бюджетам на компенсацию потерь доходов вследствие размещения ЧФ РФ на территории Севастополя и АР Крым». Органам местного самоуправления рекомендовано до конца этого года провести нормативную денежную оценку земельных участков, которые используются ЧФ РФ, и установить размер арендной платы за пользование ими «на уровне 3% их нормативной денежной оценки на 2013 год и 4% для расчетов на 2014 и следующие годы».

Госагентству земельных ресурсов, МИД, Минобороны и Фонду госимущества поручено также завершить до 2013 года согласование документов по инвентаризации и нормативной денежной оценке участков, которые используются ЧФ РФ, а Минфину - предусмотреть в бюджетах на соответствующие годы те самые дотации на компенсацию потерь местным бюджетам. Но, опять же, - после согласования с российской стороной документов по инвентаризации земель под базами ЧФ.

В Крыму конца года не ждут и уже подсчитывают возможные поступления из центра. Такую дотацию из госбюджета всегда получал Севастополь (в пределах 100 миллионов гривен, но уже несколько лет город настаивает на удвоении суммы), теперь же на компенсацию рассчитывают и местные бюджеты автономии, на территорию которых, собственно, и приходится основная площадь занятой российскими военными земли - 14,7 тыс.га. (в Севасто-поле - 3,3 тыс.га). Компенсация может потянуть на реальные сотни миллионов гривен из украинского бюджета, притом, что рассчитанная в соответствии с постановлением КМ арендная плата все так же останется условной и «для внутреннего пользования». По простой причине - аренды как таковой по-прежнему не существует. Российские военные по-преж-нему остаются самыми большими «самозахватчиками» на Крымском полуострове, поскольку ни на один клочок используемой ЧФ земли нет правоустанавливающих документов, та же картина - и с объектами недвижимости.

Проблеме многолетних и многотрудных переговоров Москвы и Киева по поводу инвентаризации занятой земли и акватории, объектов недвижимости и гидрографии
ZN.UA уделяло немало публикаций, но всякое возвращение к теме требует напоминания о положениях, закрепленных базовыми соглашениями по ЧФ, подписанными 28 мая 1997 года. Их три: два межгосударст-венных - о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Ук-раины и о параметрах раздела Черномор-ского флота бывшего СССР, и одно межправительственное -о взаиморасчетах. Заметим, что Харьковские договоренности, продлившие временное пребывание ЧФ на украинской земле до 2042 года, никаких изменений по условиям базирования в тело базовых соглашений не внесли. А они гласят: «Украина передает российской стороне в аренду…..», а « «российская сторона использует арендованные земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфра-структуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины». То есть - в соответствии с Земельным и Водным кодексами, законами об аренде земли, государственного и коммунального имущества, которые российская сторона абсолютно беззастенчиво и безнаказанно все эти годы нарушает. Поэтому инвентаризации земли под объектами ЧФ Украина добилась с трудом и только к 2005 году, но документы до сих пор полностью с РФ не согласованы, и подробнее об этом - чуть ниже. Инвентаризацию объектов недвижимости заново и уже совместно начали делать только в октябре 2011 года. Предыдущая, проведенная Украиной в одностороннем порядке в 2006 году, напомним, выявила у ЧФ множество объектов, не учтенных в приложениях к соглашениям, самовольно разобранных или построенных. И сколько еще времени пройдет до момента узаконивания базирования ЧФ (то есть заключения договоров аренды земли и имущества) - не известно никому.

На сегодня, как сообщили ZN.UA в рескомитете по земельным ресурсам АРК, российской стороной не согласованы документы на 13 земельных участков площадью в 14,187 тыс.га. Получается, что Москва не дала «добро» на инвентаризацию подавляющей части занимаемой в автономии территории, ведь общая площадь «арендуемой» земли - 14,7 тыс.га. Самый большой участок - это полигон «Опук» в Ленинском районе, занимающий более 13 тысяч гектаров, где появились третьи землепользователи. Во-первых, на полигон накладывается 880 гектаров заповедника, созданного указом президента Кучмы в 1998 году (то есть на следующий после подписания соглашений год). Во-вторых, не оформленные договорами аренды земли под объектами ЧФ, соответственно, не имели закрепленных границ, а потому органы местного самоуправления вполне законно и рационально ими распорядились, передав в долгосрочную аренду фермерам. И в-третьих, по той же причине отсутствия оформленных прав аренды в городах участки были отданы под застройку - правдой и неправдой, с помощью российских военных, отказывавшихся от пользования, либо судебных схем и т.д.

То есть, в переговорах с российской стороной несогласованными остаются несколько спорных перечней участков, и претензии есть у обеих сторон. Это 18 земельных участков, которые используются российскими военными, однако в приложениях №2 и №3 соглашения о параметрах раздела ЧФ они не значатся, то есть не передавались в пользование. Это, в основном, участки, на которых находятся такие же спорные объекты - маяки и РНС, и их площадь - 23,3 гектара. Второй перечень - это 22 участка из земель ЧФ, в границах которых обнаружены сторонние землепользователи. Причем, не только частные лица, которым местные советы выделили землю под застройку, садовое товарищество или фермерское хозяйство, но и госорганы и ведомства. К примеру, Феодосийс-кий военкомат.

Несогласованностей в «инвентарном деле» ЧФ за полтора десятилетия накопилось немало, кроме того, уже стало очевидно, что многие участки флотом просто не используются. «Мы предлагаем, в принципе, вполне государственный для обеих сторон вариант: реально оценить, где и сколько земли необходимо для базирования ЧФ, а где можно от нее отказаться без потерь для выполнения задач, - расска-зывает председатель рескомзема Крыма Александр Чабанов. - К примеру, участок, примыкающий к галерее Айвазовского в Феодосии, который ЧФ не используется, но числится за ним, что сдерживает развитие музея - важного туристического объекта курортного города».

Такая же ситуация с участками земли, переданной сельсоветами в Ленинском районе в аренду. «Нужно просто выехать и совместно посмотреть: если эти участки ЧФ не нужны - пусть фермеры используют их и далее. Если нужны - мы через суд расторгнем договора аренды этих участков, предоставив людям другие. Но делать это нужно не откладывая, - говорит А.Чабанов. - И мы выполним поставленную задачу - до конца года нормативная денежная оценка участков, которые используются ЧФ Рос-сии, будет проведена. В границах населенных пунктов эта работа уже завершена, но основная - за границами. Для этого необходимо не так много средств - 3,5 миллиона гривен. Однако мы можем ее начать только после согласования с российской стороной материалов инвентаризации земель».

В принципе, России торопиться некуда и незачем. «Плата» за пребывание базы в Украине капает маленькими дозами погашения товарных долгов, оформленных как госкредит, списывая ежегодно по 97,75 миллиона долларов из 2,347 миллиардов на 1997 год. В 2008 году Минфин в ответе на запрос ZN.UA сообщил: «На 10.07.2008 года… остаток долга составляет 1.192.355.860,0 долл. США».

Тогда же ZN.UA обращало внимание руководства страны на замечательное положение статьи 2 Соглашения о взаиморасчетах, которое дает Украине шанс перейти на совершенно иной уровень взаимоотношений с Россией и возможность вывода «флотской» темы из газовых переговоров: «После погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами». То есть, погасив долг, Украина вправе была бы требовать денежную плату за аренду земли, акватории и имуществ. Отдав миллиард, Украина могла бы требовать столько же, а то и в полтора раза больше, за каждый из оставшихся до 2017 год, - уверяли эксперты, с помощью которых ZN.UA по двум методикам произвело подсчет возможной арендной платы.

Шанс прежним руководством Украины был проигнорирован (и многие вправе считать, что преступно), а Харьковские соглашения еще туже увязали базирование ЧФ и газ пресловутой скидкой в 100 долларов. Виртуальной скидкой при виртуальной аренде, но при вполне реальном пребывании ЧФ в Крыму. На сегодня тот старый долг Украины в сравнении с нынешними внешними задолженностями, а также размахом воровства из бюджета выглядит и вовсе смешно. С учетом ежегодного погашения указанной суммы от него должно остаться уже чуть менее 900 миллионов долларов. То есть, немногим больше двух «вышек Бойко»!

Между тем всем якобы понятно, что без наведения порядка с землями пользователей-военных в Крыму о рынке земли говорить несерьезно. И это касается не только ЧФ России. Не меньше проблем и с землями другого «маркиза Карабаса» - Минобороны Украины. По данным рескомзема АРК, более 17 тыс. га сельхозземель, находящихся в пользовании МО Украины, не обрабатываются годами и не используются по назначению. Добав-лю: некоторые земли военных сов-хозов все таки используются, но незаконно - передаются в аренду либо засеваются нелегально, и таких «неучтенных» полей - на тысячи гектаров. В деле экс-спикера ВР Крыма и экс-главы Ленинской РГА Анато-лия Гриценко, который распорядился всего 200 гектарами, сейчас завершается судебное следствие, а высший хозсуд Ук-раины на этой неделе признал договора аренды земель военного совхоза «Азовский» недействительными.

Общая площадь земель Мин-обороны Украины в Крыму - 37,8 тысячи гектаров. При этом госакты на право пользования ими оформлены только на 67% площади. По данным проверок рескомзема, 408,7 га используются не по целевому назначению, а 16,7 тыс. - нерационально. «Только в Симферополе и прилегающем районе выявлено 1,6 тыс.га, которые военными не используются, они просто пустуют. При этом у Симферополя огромные проблемы с предоставлением участков и для репатриантов, добровольно освобождающих самозахваты, и остальным гражданам для строительства жилья, и просто - для развития города», - говорит Александр Чабанов.

По его словам руководство СМ Крыма уже неоднократно обращалось к Минобороны и другим цент-ральным ведомствам, земельные участки которых нерационально используются, однако ответов либо совсем нет, либо они отрицательные. Минобороны ссылается при этом на распоряжение КМ «Некоторые вопросы сохранения объектов госсобственности» и… резолюцию первого вице-премьера Украины от 31.01.2007 года, которыми Мин-обороны запрещено осуществлять операции по реализации земель (в том числе под объектами недвижимости). В общем, приехали: резолюция первого вице-премьера пятилетней давности - против Земельного кодекса, требующего и оформления прав, и рационального пользования землей. К слову, в указанном распоряжении есть запрет на отчуждение, а Совмин Крыма о приватизации и не просит. Зато там же содержится требование оформления правоустанавливающих документов на земли, использующиеся госорганами и гос-предприятиями. Но тут может оказаться, как и в случае с землями и объектами ЧФ - на свет полезут все «рациональности» с пользованием земли, ее неправедной застройкой и теневой продажей.