UA / RU
Поддержать ZN.ua

Львов. Торжественное начало эпохи «договорняка»

Городская рада утвердила исполком, подконтрольный Садовому. На почве чего договариваются ЕС и Садовый?

Автор: Алексей Роговик

На заседании сессии Львовской городской рады 4 февраля депутаты проголосовали за новый состав исполнительного комитета рады, в который вошли девять человек.

По результату минимально необходимое большинство в исполкоме сейчас подконтрольно Садовому: у него пять официальных голосов из девяти. Знакомые с местной ситуацией плюсуют сюда и скрытых людей мэра. Оппозиция, по сути, уступила Садовому инициативу, хотя публично этого и не признает.

Оппозиционные к Садовому депутаты убеждают, что это временно, и якобы у них есть свой план, как со временем трансформировать исполком в свою пользу путем как общего расширения состава исполкома, так и включения в него старост.

Что, впрочем, вызывает большие сомнения. Потому что оппозиция отдала мэру важную площадку, где будут приниматься все «самые жирные» решения в сфере градостроительства и землеотвода.

«Рух ЧЕСНО» выяснил, что означают последние кадровые решения в Львовской горраде и как это повлияет на дальнейшую политическую жизнь города.

История вопроса

По итогам местных выборов 2020 года, Андрей Садовый смог в сложной кампании победить кандидата от ЕС, нардепа Олега Синютку. Но по результатам выборов горрады «Самопоміч» лишилась большинства.

Три фракции — ЕС, «Варти» и «Свободы» — начали свою работу с демарша против Садового, сформировали оппозиционное к мэру большинство и назначили секретарем рады «свободовца». Именно секретарь исполняет обязанности мэра в его отсутствие или в случае болезни. Также Садовый утратил контроль над ключевыми депутатскими комиссиями, коллегией рады и имел сложные переговоры с депутатами о новом регламенте, в котором полномочия существенно перераспределены в пользу секретаря.

Роман Балук/Львовский горсовет

Именно поэтому для Садового было чрезвычайно важно сохранить влияние на исполком — орган, являющийся, по сути, местным правительством и выполняющий решения и политики, за которые проголосует рада. Но здесь у него было существенное преимущество. По закону, кандидатуры в исполком может вносить только мэр. И даже если бы рада не проголосовала за новый состав, действовал бы старый исполком, что Садового тоже вполне устраивало.

Исполком и «исчезнувшие старосты»

Исполком Львовской горрады обладает значительными полномочиями, к примеру, утверждает проект городского бюджета, устанавливает тарифы, управляет имуществом, согласует градостроительные условия и ограничения, принимает решения по е-очереди в детские садики, летним площадкам, рекламе, ярмаркам, программам антикоррупционных мер, Этическому кодексу горрады и пр. После местных выборов 2020 года это единственный по полномочиям существенный политический противовес антимэрскому большинству в раде. Зато какой!

Если рассмотреть прошлый состав исполкома, сформированный радой предыдущего созыва, где у Садового было большинство, то в него входил городской голова, его заместители, управляющая делами исполкома, начальник управления ГСЧС и, как это было обосновано при назначении, один представитель от общественности. Большинство в исполкоме обеспечивалось наличием значительного числа заместителей.

В связи с созданием Львовской ОТГ Садовый рисковал потерять контроль над исполкомом, ведь в него должны были войти старосты — представители присоединенных ко Львову окружающих громад.

Хотя подача состава старостинских округов и кандидатур старост должна была быть за Садовым, финальное голосование полностью зависело от позиции рады. У Садового решили временно сохранить старую модель, что связано с законодательными инициативами, находящимися на рассмотрении парламента.

Роман Балук/Львовский горсовет

На пленарном заседании, которое в карантин открыло хоровое пение, депутаты 47 голосами «за» поддержали решение, которым назначили на должности Андрея Москаленко и Наталию Алексееву, а также персональный состав исполкома — девять человек.

В состав исполкома, кроме мэра, секретаря рады Маркияна Лопачака, Алексеевой и Москаленко, вошли заместитель городского головы по вопросам ЖКХ Ирина Маруняк, начальник главного управления ГСЧС Украины во Львовской области Юрий Кагитин, нардеп 8-го созыва и член политсовета партии «Самопоміч» Олег Лаврик, кандидат от партии «Варта» на местных выборах Артем Хмыз и заместитель городского головы Винников Богдан Шустер, баллотировавшийся на местных выборах от партии «Европейская солидарность». Этим же постановлением депутаты лишили А.Москаленко депутатских полномочий.

Не вошли в исполком заместители городского головы по градостроительству Любомир Зубач, по «гуманитарке» Галина Сличная и бизнес-омбудсмен Сергей Кираль.

При этом у Садового, несмотря на представительство в исполкоме «Варти», ЕС и «Свободы», будет в этом органе большинство минимум в пять голосов из девяти. Официально.

ЕС и секретарь Лопачак в комментариях «ЧЕСНО» отметили, что Садовый воспользовался своим преимуществом при определении количественного и персонального состава исполкома. Оппозиционные фракции в противовес этому воспользовались большинством голосов в раде, но, несмотря на это, отмечают, что решение по исполкому временное.

Глава фракции ЕС Петр Адамик отметил: «Де-юре фактически он нарушил закон, потому что в исполком должны были войти старосты, или руководители старостинских округов, но Андрей Иванович с этим не спешит. У него видение, что это будут представители городского головы на местностях, и он ожидает закона, который Верховная Рада обещает на протяжении февраля принять и урегулировать эту норму».

Глава фракции ЕС отмечает, что в переговорном процессе депутаты фракции были готовы голосовать за минимальный согласно закону состав исполкома в три человека, но в результате удалось найти хоть и временный, но кадровый компромисс.

П.Адамик объясняет: «По людям у нас вопросов не было, но этот исполком будем дорабатывать. Не буду скрывать, что тот же Богдан Шустер — это кандидатура наша. Представителя ГСЧС мы тоже лоббировали. За большинство у Садового в исполкоме я абсолютно не переживаю».

В «Самопомочі», как и в других фракциях, отмечают компромиссность решения, а также то, что значение вопроса исполкома преувеличено.

Глава фракции Виктория Довжик объяснила: «Имеем представителя крупнейшей из присоединенных громад. Сбалансирован разными политическими силами. Оно кажется, что это лакомые такие штучки, что они там неизвестно что вытворяют. Это рабочий орган. Шум вокруг этого несколько преувеличен. Пора работать».

Роман Балук/Львовский горсовет

В.Довжик отмечает, что фракция будет ожидать решения парламента по старостам, но при этом добавляет, что создавать слишком большой по составу исполком нелогично, экономически невыгодно, а соответствующие нормы законодательства называет нерабочими.

В «Варті» раскрывают детали принятия фракцией решения по исполкому, а также объясняют, как в этом органе оказался их партийный представитель.

Заместитель главы фракции «Варти» Игорь Зинкевич пояснил: «У нас было очень много замечаний к заместителям, каждого заслушивали отдельно. Мэр нам объяснял по каждому, почему он должен быть. Мы не делали акцент на нашем представителе в исполкоме, но мы конструктивно подходили к управлениям и заместителям. Когда был вопрос, не хочет ли Артем Хмыз попробовать, мы не возражали».

И.Зинкевич признается, что вопрос включения старост будет в повестке дня и что их включение может изменить ситуацию с большинством Садового в исполкоме.

Фракция «Голоса» (похоже, единственная, не получившая должностей) при рассмотрении вопроса предлагала ввести должность заместителя по вопросам IT, а также включить в состав исполкома представителя среды IT или среды Украинского католического университета.

Депутат «Голоса» Олекса Возняк заявил: «Мы не понимаем критериев, по которым туда вошли люди. Практически не знакомы с этими людьми лично. Мы не понимаем, как они могут ответить на вызовы, стоящие сейчас перед Львовом. Даже по просьбе депутатов в зале претенденты на членство в исполкоме не были представлены и не обсуждались. Отсутствует положение о представителях от общественности в исполкоме».

Но ключевым во всех комментариях можно считать вывод секретаря рады от «Свободы» депутата Лопачака. Он подчеркивает, что решение об исполкоме сбалансированное и что исполком стал качественнее.

М.Лопачак говорит: «Он не будет техническим органом, где единогласно принимаются все решения. Нам удалось отстоять позицию, что в исполкоме не может быть 90% людей, работающих во Львовской горраде».

По информации львовской журналистки Ирины Марушкиной, накануне заседания у Садового якобы была встреча с влиятельным бизнесменом и экс-депутатом горрады, а сейчас депутатом в облраде от ЕС Григорием Козловским, что могло способствовать кадровым договоренностям в раде.

Как следствие, рада может остаться пиар-площадкой для вроде бы противоборствующих политических сил, а основные бизнес-решения будут приниматься в исполкоме.

Садовый по традиции пытается разделять и властвовать. Старается договариваться с депутатами. Даже оппозиционному секретарю рады вдруг вместо управления отдали целый департамент с тремя управлениями.

Основная борьба теперь развернется за полномочия и дальнейшее изменение состава исполкома.

Новая структура и полномочия

Садовый на замену структуре 2015 года и изменениям в нее 2016 года подал проект решения и схему новой структуры исполнительных органов с 1 мая 2021 года, которая была доработана на пленарном заседании и предусматривает создание отдельного транспортного департамента городской мобильности и уличной сети; а также, как мы уже сказали, департамента «Секретариат рады» в подчинении секретаря рады вместо одноименного управления; преобразование департамента по вопросам обращения с отходами в управление; изменения в подчиненности управлений. А также уменьшение общей численности работников до 1710 человек, что с учетом присоединенных громад означает необходимость сократить свыше 230 рабочих позиций в горраде. Депутаты поддержали такие предложения к структуре 55 голосами «за». Также высказывалось и предложение о создании в будущем управленческой компании, которой бы подчинили все крупные коммунальные предприятия городской рады.

Роман Балук/Львовский горсовет

Так выглядит новая структура и схема подчинения исполнительных органов. Ее на своей странице в Facebook разместил депутат горрады от «Самопомочі» и начальник управления «Секретариат рады» Юрий Лукашевский.

Во всех фракциях отмечают, что решение о новой структуре исполнительных органов делает ее более стройной, логичной, оптимизированной, хотя дискуссии не завершены. Понятно.

Петр Адамик фракционную позицию ЕС выразил следующим образом: «Сделали паритет по исполнению функций рады и городского головы. Еще будет важно, как мы распишем полномочия этих органов. Мы еще в процессе реорганизации. На 95% эта структура имеет завершенный вид. Вчера это делалось под людей, а сегодня — под функции».

Но в «Голосе» так не считают. «Структура написана под людей, а не под функции и задачи, — говорит Олекса Возняк. — Структура должна отображать приоритеты, привлечение международных инвестиций и цифровую трансформацию, чтобы повысить благосостояние львовян и оптимизировать расходы на деятельность горрады. Для этого следует создать должности заместителей городского головы по этим вопросам. Мы получили заверения городского головы, что к этому вопросу мы вернемся через полгода».

Секретарь горрады Лопачак утвержденную структуру поддержал: «Практически все предложения депутатского корпуса учтены. Мы были не согласны с предложениями по гуманитарному блоку под заместителем по экономике, созданию управления под бизнес-омбудсменом».

Также депутаты до 1 мая 2021 года должны проголосовать постановление о размежевании полномочий между исполнительными органами Львовской горрады.

Очевидно, что сейчас бенефициары ЕС и мэр договариваются. В том числе и о полномочиях членов исполкома.

Больше статей Алексея Роговика читайте по ссылке.