UA / RU
Поддержать ZN.ua

Компромисс в деле Юлии Тимошенко?

Перерыв в отбывании наказания может стать оптимальным компромиссом. Он не означает снятия вины, а является стандартным действием, совершаемым тогда, когда невозможно в условиях тюрьмы лечить заключенного без значительного ухудшения его здоровья. В Польше такой перерыв предоставляет суд.

Автор: Марчин Свенчицкий

Конференция YES в Ялте принесла всем осознание двух вещей. Во-первых, без решения проблемы Юлии Тимошенко Европейский Союз не подпишет Соглашение об ассоциации с Украиной. Во-вторых, президент Виктор Янукович четко дал понять, что не намерен помиловать бывшего премьер-министра, поскольку ее случай, по его мнению, совсем другой, чем Юрия Луценко. Это все легко было просчитать, вслушиваясь в дискуссию, которая велась в Ливадийском дворце. Даля Грибаускайте, президент Литвы, председательствующая в Совете ЕС и принимающая Вильнюсский саммит, подтвердила, что все условия, поставленные Европейским Союзом, должны быть выполнены. Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции, инициировавшей вместе с Польшей программу "Восточное партнерство", предостерегал от легкомысленного толкования европейских ценностей. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский отметил, что многолетний переговорный процесс может закончиться за сто метров до финиша. Александр Квасьневский оставил язык дипломатии и сказал прямо: "Мы не ожидаем каких-то драматических решений, не вмешиваемся в приговоры суда. Юлия Тимошенко - больна, ей необходима операция, терапевтическое и реабилитационное лечение. Мы надеемся на гуманный жест. Хорошо известное предложение уже несколько месяцев подряд лежит на столе украинской власти". Призывы лидеров оппозиции - Арсения Яценюка, Виталия Кличко, Юрия Луценко - помиловать были встречены вежливым, но однозначным отказом со стороны президента. Таким образом, пат. Президент не хочет помиловать Юлию Тимошенко. Евросоюз не подпишет Соглашение без освобождения бывшего премьер-министра.

Что делать?

В неформальной обстановке во время ужина, происходившего в садах Ливадийского ансамбля, я вспомнил о польском институте перерыва в отбывании наказания, применяющегося, в частности, в ситуациях, когда необходимое лечение невозможно обеспечить в условиях заключения. Этой идеей я поделился с влиятельной представительницей Партии регионов, являющейся народным депутатом; она весьма заинтересовалась темой, попросив прислать ей детали такого института (совокупности правовых норм), поскольку в Украине похожего юридического механизма нет. Вернувшись в Варшаву, я тут же с большим удовольствием передал все подробные сведения об этом правовом инструменте.

Перерыв в отбывании наказания может стать оптимальным компромиссом. Он не означает снятия вины, а является стандартным действием, совершаемым тогда, когда невозможно в условиях тюрьмы лечить заключенного без значительного ухудшения его здоровья. В Польше такой перерыв предоставляет суд. С ходатайством о предоставлении перерыва в суд может обратиться не только само заинтересованное лицо или его защитник, но и начальник пенитенциарного учреждения. Прокурор может подать на это жалобу, которая должна быть рассмотрена судом в течение двух недель. Суд может сократить перерыв, если осужденное лицо не использует его с той целью, для которой он предоставлялся. Перерыв может продолжаться до года, а в особых случаях - и дольше. После годового перерыва суд может условно прекратить отбытие остатка наказания, если убедится в том, что осужденный будет соблюдать правовой порядок и не будет снова совершать преступления.

Действительно, есть очень серьезный риск того, что без решения проблемы Тимошенко согласия достичь не удастся, ведь для подписания Соглашения об ассоциации мало лишь рекомендаций Европейской комиссии, даже если они были представлены. Функционирование ЕС - довольно сложный механизм. Намного легче заблокировать какое-то решение, чем его провести. Для подписания Соглашения об ассоциации нужно согласие 28 правительств, причем некоторые из них обязаны провести консультации с соответствующей парламентской комиссией своей страны, где результаты голосования предвидеть невозможно. Власти Украины не удалось убедить западное общественное мнение, что в деле Юлии Тимошенко нет элементов политики. Достаточно одной или двух стран, чтобы заблокировать подписание Соглашения. Таковы реалии.

Пат Кокс и Александр Квасьневский должны были представить свой отчет в Европейском парламенте не позднее 15 октября. Они были в Украине со своей миссией 21 раз. С 9 июня 2011 г. Европейский парламент принял пять резолюций, касающихся Украины, в которых фамилия Юлии Тимошенко упоминается 37 раз. Например, в резолюции Европарламента от 24 мая 2012 г. читаем: "Осуждение 11 октября 2011 г. бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко на семь лет лишения свободы, а также судебные процессы против других высоких членов правительства неприемлемы и являются актом избирательного правосудия". Могли бы сейчас Кокс и Квасьневский сказать в парламенте, что их миссия успешно завершена? Европейский парламент хочет, чтобы Соглашение было подписано, но сегодня он не мог бы поддержать это подписание, поскольку противоречил бы своим декларациям. Поэтому парламент предлагает на месяц продлить мандат своим представителям. Чтобы дать последний шанс. Окончательное решение министров иностранных дел должно появиться до 18 ноября. Саммит руководителей государств состоится в Вильнюсе 28-29 ноября.

Соглашение об ассоциации будет нуждаться в ратификации со стороны Европейского Союза и всех членов ЕС, что может продолжаться два года, тем не менее, весьма важная ее составляющая - экономическая - должна быть введена быстро, поскольку это принадлежит к полномочиям Европейской комиссии. Указанная часть Соглашения предусматривает большую открытость ЕС для украинских товаров, что особенно важно перед угрозой российской блокады импорта из Украины.

Соглашение об ассоциации позволит приблизить Украину к Европейскому Союзу, создаст ей шанс для преобразований в направлении западных стандартов. И вместе с тем сделает невозможным присоединение Украины к проекту Владимира Путина - Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном. Успешная интеграция Украины с ЕС может оказаться хорошим примером для России, которая, вместо ностальгических мечтаний о восстановлении империи, займется модернизацией по европейским стандартам, что уже неоднократно записывалось в официальных российских документах.

Об авторе. Марчин Свенчицки - известный польский политик и экономист, доктор экономических наук. В 1989–1990 гг. занимал пост министра внешнеэкономического сотрудничества в правительстве Тадеуша Мазовецкого, в 1994–1999 гг. - президент города Варшавы, в 2006–2011 гг. работал в Киеве руководителем аналитического центра UNDP Blue Ribbon Analytical Center.

С осени 2011 г. - депутат Сейма Республики Польша от партии "Гражданская платформа", член постоянных комиссий по делам государственных финансов и по экономическим вопросам.