UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каким же быть Киеву?

Древняя столица Украины - город Киев - издавна считалась одним из красивейших европейских городов. Этим она обязана природе и творческому труду многих предшествующих поколений. Но, к сожалению, за последние десятилетия мы слишком мало прибавили к этой красоте, зато критически много убавили.

Автор: Владимир Нудельман

Древняя столица Украины - город Киев - издавна считалась одним из красивейших европейских городов. Этим она обязана природе и творческому труду многих предшествующих поколений. Но, к сожалению, за последние десятилетия мы слишком мало прибавили к этой красоте, зато критически много убавили.

Все меньше остается близких уму и памяти киевлян уголков, формирующих особую ауру городской среды. Опираясь на слова известной песни, можно сказать: как же надо не любить Киев или быть равнодушным к нему, чтобы довести столицу до системного кризиса - финансово-экономического, социального, экологического, инфраструктурного, природно-техногенного.

Согласно международным оценкам,
по качеству жизненной среды Киев сегодня находится на 132-м месте среди 144 столиц мира. И среди украинских городов он только на 14-й позиции. Потерял он и звание самого зеленого города Европы. Сейчас Киев по этому показателю только на 30-м месте среди европейских столиц. Столица Украины все больше проигрывает им по уровню занятости, производительности труда, удельному весу молодежи в структуре занятости, эффективности использования территории, обеспеченности жильем.

В Европе двух-трехлетнего дохода средней семьи достаточно для приобретения жилья. В Австрии для этого потребуется 5,2 средней годовой зарплаты, в Гондурасе (где стандарты жилья ближе к нашим) - 4,7. В Киеве же - в 4–5 (!) раз больше. Даже в Европе неудовлетворительные жилищные условия вызывают или приводят к возникновению многих болезней и травм, что является причиной более 100 тыс. смертей за год. По Киеву такие данные отсутствуют.

Критически изношены системы водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения. Крайне неблагоприятна экологическая ситуация: плотность загрязнения вредными выбросами атмосферного воздуха только от стационарных источников в четыре раза больше средней по стране, а с учетом автотранспорта превышает 330 т/км2. Объем выбросов СО2 на единицу ВВП значительно выше, чем в столицах развитых стран, что говорит о сохранившейся высокой экофобности городского производства и его низкой эффективности.

Несмотря на наличие выдающихся (мирового значения) памятников истории и культуры, посещаемость Киева туристами в 4,6 раза меньше, чем европейских столиц. Вдвое больше в этих столицах музеев, это же касается и уровня их посещаемости. То же относится и к театрам.

Лучший университет страны имени Т.Шевченко только в 2014 г. попал в перечень 500 наиболее престижных мировых университетов, заняв место в интервале 421–430. Невелика и популярность наших вузов среди иностранных студентов.

Высок уровень природно-техногенной опасности. Из-за противоправной застройки склонов Днепра угрожающе активизировались оползневые явления. Намыв участков акватории для строительства элитных коттеджей сузил русло Днепра и усилил опасность наводнения.

Конечно, и при советской власти интересы человека, забота о гармоничном развитии Киева не были приоритетными. Но то, что происходит в два последних десятилетия в украинской столице, - это, по сути, вакханалия беззакония, полное игнорирование общечеловеческих ценностей устойчивого развития.

Сегодня кризисным состоянием города мы "обязаны" узкому кругу богатейших людей, близких к власти или состоящих в ней и озабоченных лишь быстрым получением прибыли.

Именно эти люди практически решают, где и что строить в Киеве, не считаясь с интересами жителей, нарушая нормы законодательства, градостроительную документацию. Именно для них с момента утверждения в 2002 г. действующего Генплана города и до 2010 г. городской властью было легализировано около тысячи нарушений этого документа в использовании городских территорий. Не изменилась ситуация и после ухода команды Черновецкого - сбавили темп, но варварские подходы остались.

Плоды такой деятельности - меганебоскребы в центральной части города, уродующие исторически сложившуюся уникальную городскую среду, создающие угрозу потери Киевом своего яркого своеобразия.

Киев все больше становится городом не для людей, а для автомобилей. Они заполонили улицы и дворы, а сейчас и тротуары вдоль всех дорог, которые под "присмотром" новой полиции ушли под парковку. Вместе со стихийной торговлей и хаотично расположенными МАФами автомобили лишают киевлян общественного пространства, мест неформального общения граждан, где реализуется городской образ жизни.

Таким принял город Виталий Кличко, когда полтора года назад взвалил на себя главную ответственность за судьбу столицы. Он прогнозируемо победил и на выборах мэра в ноябре этого года. И снова не на конституционные пять, а только на два года - до 2017-го. Конечно, за прошедший между выборами короткий срок он не мог решить все копившиеся годами проблемы. Но, очевидно, Кличко не смог даже сформулировать понятную и поддерживаемую киевлянами долгосрочную стратегию их решения. А без внятной долгосрочной стратегии не обойтись, так как для превращения Киева в нормальную европейскую столицу потребуются не один год и много миллиардов гривен.

Тем не менее предвыборная программа мэра содержит всего лишь джентльменский набор системно не увязанных между собой и только тактических задач. Ни о каком видении будущего столицы на 25–30 лет вперед речь в ней не идет. Но ведь Киев - вечный город, и его развитие не завершится ни в 2017-м, ни в 2022 г. Недопустимо, чтобы решение тактических задач очередного мэра противоречило долгосрочным целям развития столицы и не являлось закономерным этапом их достижения.

В современном мире высоко ценится уникальность: истории, местоположения, культуры, жизненной среды и т.д. Эта уникальность - решающий фактор притяжения людей, инвестиций, современных видов деятельности, то есть важнейший ресурс динамичного развития. Уникальность Киева - это, прежде всего, неповторимое сочетание ценнейших природных ландшафтов и историко-культурного наследия мирового значения. Поэтому миссия нашей столицы - сохранить, приумножить и эффективно использовать эту уникальность в интересах не только нынешнего и будущих поколений киевлян, но и всей Украины, Европы и мира.

К числу межгосударственных конкурентных преимуществ Киева относятся также его чрезвычайно выгодное геостратегическое положение на стыке разных культур и хозяйственных структур, внутриукраинских - наиболее качественный в стране человеческий капитал, развитый научно-образовательный потенциал.

К ограничениям развития столицы, усложняющим реализацию ее конкурентных преимуществ, относятся:

- лимитированность и самая высокая в Украине стоимость земли и других ресурсов развития;

- качественная и количественная ограниченность инфраструктурных связей международного уровня, необходимых для движения потоков людей, капиталов, информации;

- сложности конкуренции с далеко ушедшими вперед ближайшими европейскими столицами - Братиславой, Будапештом, Варшавой, Прагой;

- катастрофическое состояние городского хозяйства.

Поэтому успешное решение стратегических задач развития Киева требует ограничения количественных параметров роста города, качественного совершенствования архаичной структуры его хозяйственного комплекса, использования территорий.

Горький опыт последних десятилетий показывает, что территориальное расширение Киева и создание спальных районов с далеко не столичным образом жизни людей создают угрозу сохранению его уникальности. Такую же угрозу представляет и сохранение опережающих, по сравнению со всей Украиной, темпов экономического роста столицы, привлечения инвестиций и талантливых кадров. Это сопряжено с наращиванием до опасных размеров существующих значительных различий в условиях жизни киевлян и населения других частей Украины, что спровоцирует рост социальной напряженности в обществе. При ограниченности национальных ресурсов роста и запаздывании реформ вымывание трудовых, интеллектуальных и инвестиционных ресурсов с различных территорий (особенно из сел и малых городов) создает опасность их социально-экономической деградации и массового оттока населения в Киев.

Учитывая все это, для успешной реализации миссии Киева необходимо сузить стихийно сложившийся чрезмерно широкий набор функций, которые он осуществляет. За счет каких видов деятельности? Должен ли Киев быть преимущественно развитым промышленным центром? Административным? Научно-образовательным? Или он должен совмещать все эти функции? Все это на самом деле ключевые вопросы, поиск ответов на которые позволит открыть для столицы будущее.

Когда в 1934 г. Киеву вернули столичный статус, тогдашний председатель Киевсовета заявил, что мы превратим Киев из мещанско-купеческого в передовой промышленный центр. И в столице были размещены, наряду с предприятиями ВПК, низкотехнологичные, ресурсоемкие, экофильные многочисленные предприятия по производству и ремонту сельскохозяйственной и дорожной техники, производству искусственного волокна и т.д. Когда решали вопрос о размещении в СССР завода по производству легковых автомобилей, высшее руководство Украины настаивало на его строительстве в Киеве - "для укрепления пролетарского ядра столицы". И только вмешательство начальника штаба Гражданской обороны страны маршала В.Чуйкова, доложившего, сколько американских ракет с ядерными боеголовками нацелено на Киев, предотвратило такое решение.

Что имеем? Многие из построенных в начале прошлого века предприятий сегодня оказались неконкурентоспособными. В то же время они, сократив объемы производства в десятки (!) раз, продолжают занимать большие территории, в которых остро нуждаются инновационные виды деятельности.

Восстановление промышленного производства на этих территориях - это, по сути, создание технологически совершенно новых предприятий (интеллектуальных заводов), требующих иных профессиональных навыков у работников. Уходит в прошлое поэтизация заводского гудка, который призывал к монотонному конвейерному труду, не способствующему реализации самобытного творческого потенциала человека. Теряло общество - терял человек.

Учитывая высокую стоимость земли и других ресурсов развития столицы, инвесторам будет выгоднее построить такое предприятие в другом населенном пункте, в частности, в пригородной зоне Киева. В то же время опыт многих зарубежных стран демонстрирует эффективность сокращения административных функций столицы, выноса из нее (особенно из центра) министерств.

Таким образом, при выборе приоритетных для Киева видов деятельности должны учитываться их соответствие миссии и возможностям города, интеллектуальному потенциалу и амбициям жителей столицы, ее локомотивная роль в инновационной трансформации страны, глобальные тренды и вызовы цивилизационного развития.

На смену традиционным приходят отрасли креативной экономики (экономики знаний), в рамках которой формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы. Новым смыслом наполняется и понятие "индустрия", которая уже включает не только промышленность, но и разработку технологий, сферы культуры, досуга и т.д. Стремительными темпами идет замещение физического труда умственным, сокращение доли занятых в традиционных секторах хозяйства.

Значительная часть населения не может адаптироваться к быстро меняющемуся миру, к высокой степени неопределенности будущего, к острой необходимости постоянной генерации новых знаний. Это порождает растерянность, депрессию, агрессивность, Донбасс.

Для действенного ответа на эти вызовы, чреватые социальными и политическими кризисами, для равноправного вхождения Украины в глобальное социокультурное и экономическое пространство представляется, что стратегическое будущее Киева - это развитие на основе отечественных и мировых достижений прежде всего передовой науки (разработка и трансферт интеллектуалоемких производственных и социальных технологий и др.), элитного университетского образования, массово привлекающего студентов со всех уголков планеты, высокой культуры. Причем культуры в широком смысле - как средства общения человека с природой, другими людьми, всем обществом.

Приоритетным для столицы является и превращение ее в мировой центр туризма. В 2013 г. индустрия туризма Литвы, население которой меньше численности жителей Киева, заработала в четыре раза больше, чем вся Украина. Очевидно, что этот вид деятельности, "эксплуатирующий" уникальность столицы, может и должен способствовать продвижению в мире позитивного имиджа как Киева, так и всей Украины, повышению их конкурентоспособности.

Указанная трансформация вектора развития Киева потребует времени. Но важно, чтобы принимаемые тактические решения не противоречили стратегическому будущему. Ирокезы выбирали вождем того, кто мог видеть на семь поколений вперед, чтобы спустя много лет племя могло жить достойно.

Безусловно, такой тип развития Киева не только требует создания европейского уровня жизненной среды, но и обеспечивает финансовые возможности для этого.

Для успешной реализации стратегии необходимы: участие общественных структур в ее разработке и реализации, жесткий общественный контроль за деятельностью власти, участие социально ответственного бизнеса, формирование социальной ответственности всех этих субъектов городского развития за судьбу столицы.

С учетом этого следует предусмотреть, чтобы при выборах мэра столицы в 2017 г. все претенденты на эту должность приняли стратегию развития города как общую предвыборную программу. Да, сегодня это кажется невозможным. Уровень понимания и компетенций людей, присутствующих во власти и во власть стремящихся, оставляет желать лучшего. Однако только подобная преемственность стратегических идей развития как столицы, так и Украины в целом может начать формировать основу для сохранения и развития государственности в том числе.

В итоге, возвращаясь к будущим выборам в столице, отметим, что в следующем политическом тендере победит тот, кто предложит лучшую программу реализации Стратегии развития Киева. Создать же такую стратегию - задача номер один для команды нынешней власти Киева. Для Кличко. С привлечением экспертов и общественности. Задача следующих мэров, как я уже сказал, предложить программу выполнения стратегии с обоснованием приоритетности, качественных и количественных показателей, сроков и стоимости реализации отдельных заданий, источников финансирования и обязательством включать это в городской бюджет, но также и добровольно уйти в отставку через два года, если эти обещания не выполняются.

Стратегия также должна учитывать и прогнозируемые тенденции процессов расселения. Ф.Энгельс говорил, что в будущем больших городов не будет. И.Сталин утверждал, что они сохранятся, но изменятся их функции. Академик П.Капица еще треть столетия назад предвидел, что прогресс средств коммуникации позволит человеку жить на любом клочке Земли и находиться на связи со всем миром. Сегодня такой сценарий (пока не в массовом порядке) уже реализуется. Этому будут способствовать и содержащиеся в проекте Трудового кодекса Украины нормы, разрешающие надомный труд. В результате человек становится свободным в планировании своего рабочего графика, экономятся время на трудовые поездки и средства на строительство офисов, других производственных помещений, развитие транспортной сети и др.

Пока же можно констатировать, что Киев по сути - это не только территория в его нынешних и не всегда оправданных границах, но и другие поселения пригородной зоны (Бровары, Вышгород, Ирпень и др.). Что на основе этого сформировалось единое урбанизированное пространство, требующее взаимосвязанного системного регулирования процессов развития. Это может быть реализовано в рамках предусмотренных законодательством договорных отношений между расположенными здесь громадами.