ZN.UA обратилось к министру юстиции Павлу Петренко с просьбой рассказать о предпринятых Украиной шагах по юридическому противодействию агрессору и привлечению к уголовной ответственности лиц, виновных в финансировании терроризма и посягательстве на территориальную целостность нашей страны.
Ответили некоторые департаменты Министерства юстиции. Правда, не на все вопросы и не полностью. Ниже приводим полученные нами ответы.
(Анализ возможных юридических мер противодействия агрессору читайте в статье Александра Чалого и Александра Малиновского Стратегия юридического сопротивления российской агрессии).
Ответ Секретариата Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека
На какой стадии находится рассмотрение в ЕСПЧ дела "Украина против Российской Федерации" (заявление №20958/14)?
25 ноября 2014 года Европейским судом по правам человека правительству Российской Федерации было коммуницировано дело "Украина против Российской Федерации" (заявление №20958/14) с требованием до 25 марта 2015 года предоставить комментарии о приемлемости такого заявления.
Какого результата ожидает Министерство юстиции Украины по итогам рассмотрения указанного дела?
На этом этапе Министерство юстиции Украины ожидает, что Европейский суд признает заявление №20958/14 в целом приемлемым и, соответственно, примет дело "Украина против Российской Федерации" к рассмотрению по существу заявленных жалоб.
Могут ли пострадавшие физические и юридические лица (не принадлежащие к государственному сектору экономики) присоединиться к указанному делу "Украина против Российской Федерации" с целью получения компенсации убытков, понесенных ими вследствие оккупации АРК и акта агрессии на востоке Украины?
Любое лицо, согласно статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может подать индивидуальное заявление против Российской Федерации, заявив соответствующие жалобы о нарушении его прав, гарантированных Конвенцией. Министерство юстиции Украины разработало рекомендации относительно обращения в Европейский суд по правам человека в связи с нарушением прав лиц на оккупированной территории Автономной Республики Крым и в юго-восточных областях Украины, размещенные на официальном сайте Минюста www.minjust.gov.ua, доступ к которому свободный.
Вместе с тем ни Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ни Регламентом Европейского суда и Практическими рекомендациями к нему не предусмотрен механизм присоединения физических и юридических лиц к межгосударственным заявлениям, а значит и к межгосударственному делу "Украина против Российской Федерации". Но поскольку указанное межгосударственное заявление по своему смыслу является комплексным, то есть содержит жалобы о нарушении прав физических и юридических лиц, предусмотренных разными статьями Конвенции и Протоколами к ней, физические и юридические лица непосредственно или через своих представителей могут направлять Правительственному уполномоченному по делам Европейского суда по правам человека информацию в письменном виде с изложением фактов нарушения Российской Федерацией их прав, гарантированных Конвенцией, с соответствующими подтверждающими материалами и указанием, что они не против использования такой информации для дополнения жалоб, изложенных в межгосударственном заявлении. По результатам рассмотрения таких писем изложенная в них информация, в случае ее документального подтверждения, может быть в дальнейшем использована для дополнения содержания межгосударственного заявления "Украина против Российской Федерации".
Исключает ли обращение в ЕСПЧ возможность для Украины применять другие юридические механизмы (национально-правовые или международно-правовые) возмещения ущерба, понесенного вследствие оккупации АРК и агрессии на востоке Украины? Если не исключает, то какие именно альтернативные юридические механизмы могут быть применены?
В Правиле 46 Регламента Европейского суда по правам человека определено, какую информацию должно содержать любое межгосударственное заявление. Среди прочего оно должно содержать подтверждение соответствия критериям приемлемости заявления, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно пункту 2 (b) статьи 35 Конвенции ЕСПЧ не рассматривает ни одного заявления, если оно по своей сути идентично заявлению, которое уже было рассмотрено ЕСПЧ или было подано на рассмотрение в другой международный орган расследования или урегулирования, и если оно не содержит новых фактов по делу.
Итак, подача межгосударственного заявления в Европейский суд по правам человека исключает возможность подачи идентичного по своему смыслу заявления в любые другие международные инстанции для расследования или урегулирования.
Следует понимать, что правительство Украины обратилось в Европейский суд по правам человека с межгосударственным заявлением против Российской Федерации, в котором были изложены конкретные жалобы по поводу нарушений конвенциональных прав физических и юридических лиц на территории АРК и территории восточной Украины, но это не исключает возможности для Украины обращаться с соответствующими заявлениями по поводу событий, имеющих место на указанных территориях, в другие международные судебные инстанции. Но такие заявления по своему смыслу не должны быть идентичными содержанию межгосударственного заявления, которое уже было подано в Европейский суд по правам человека.
Если ЕСПЧ вынесет решение в пользу Украины и физических и юридических лиц, подавших индивидуальные заявления в ЕСПЧ о возмещении ущерба, понесенного вследствие оккупации АРК и акта агрессии на востоке Украины, то каким образом будет обеспечено выполнение таких решений ЕСПЧ (с учетом того факта, что решения ЕСПЧ против РФ могут быть выполнены РФ только добровольно и только на территории РФ)?
В статье 46 Конвенции о защите прав человека и основных свободах определено, что Высокие Договорные Стороны обязуются выполнять окончательные решения ЕСПЧ по любым делам, в которых они являются сторонами. Окончательное решение ЕСПЧ передается Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его выполнением. Таким образом, поскольку Российская Федерация является Высокой Договорной Стороной в значении Конвенции, то существует абсолютная обязанность этого государства выполнять любое окончательное решение Европейского суда по делам, в которых она является стороной. Никаких исключений из этого общего правила нет.
Сделана ли оценка ущерба, понесенного Украиной, ее гражданами и юридическими лицами вследствие оккупации АРК? По какой методике осуществлялась такая оценка и каковы основные категории оцененного ущерба?
По состоянию на июнь 2014 года сумма убытков, нанесенных аннексией АРК, ориентировочно оценивалась в 1,08 трлн грн. Вместе с тем обращаем внимание: поскольку осуществляется сбор дополнительной и обновленной информации об имуществе, находящемся на территории АРК, сумма убытков будет уточняться.
Ответ Департамента представительства интересов государства в международных и иностранных судах
Планируется ли подача исков против Российской Федерации о нарушении ею международно-правовых обязательств по таким "секторальным" конвенциям ООН (в отношении которых дано согласие России на юрисдикцию Международного суда ООН) как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года?
Если планируется, то на каком этапе находится подготовка соответствующих исков? Какова позиция Российской Федерации в вопросе соблюдения ею указанных "секторальных" конвенций ООН?
Министерство юстиции не является органом, наделенным компетенцией обращаться от имени Украины с исками против других государств, что следует из положений Порядка осуществления защиты прав и интересов Украины в ходе урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины, утвержденного указом президента Украины от 25.06.2002 г. №581/2002 (далее - Порядок). Положениями абзаца седьмого пункта 3 Порядка предусмотрено, что иск Украины - это иск против иностранного субъекта, предъявленный Украиной как государством, президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, министерством, другим центральным органом исполнительной власти, его должностным лицом в зарубежном юрисдикционном органе.
При этом в круг субъектов таких отношений входят государство Украина и иностранный субъект, которым, согласно абзацу четвертому пункта 3 Порядка, является иностранное юридическое или физическое лицо, а не иностранное государство.
Вместе с тем, согласно статье 17-23 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 29.06.2004 г. и пункту 27 Положения о Министерстве иностранных дел Украины, утвержденного указом президента Украины от 06.04.2011 г. №381/2011, Министерство иностранных дел Украины осуществляет общий надзор за выполнением международных договоров Украины, в том числе другими сторонами, и выполняет функцию депозитария международных договоров Украины. Таким образом, государственным органом, который согласно его компетенции владеет исчерпывающей информацией по указанному вопросу, является Министерство иностранных дел Украины.
Согласно статье 18 Закона Украины "О международных договорах Украины" и согласно Положению о Министерстве иностранных дел, утвержденному указом президента Украины от 06.04.2011 г. №381/2011, МИД осуществляет общий надзор за выполнением международных договоров Украины, в том числе другими сторонами, обеспечением реализации прав, следующих из таких договоров для Украины, в случае нарушения обязательств по международному договору Украины другими его сторонами вносит предложения соответственно президенту Украины или Кабинету Министров Украины о принятии необходимых мер с целью обеспечения выполнения международных договоров Украины.
Таким образом, распорядителем запрашиваемой информации является Министерство иностранных дел.
Вместе с тем сообщаем, что Минюст также активно способствует решению вопроса прекращения Российской Федерацией нарушения международно-правовых обязательств. В частности, Минюст предоставил Министерству иностранных дел развернутую правовую позицию по указанному вопросу, изложил алгоритм инициирования дела по иску Украины против РФ из-за нарушения последней соответствующих конвенций ООН, предмет и общий алгоритм доказывания в таких спорах; примерный перечень нарушенных положений указанных конвенций и ориентировочный предмет и средства доказывания.
Вместе с тем подчеркиваем, что переписка между центральными органами исполнительной власти по вопросу прекращения Российской Федерацией нарушения международно-правовых обязательств и возможного привлечения последней к международно-правовой ответственности осуществляется под грифом "государственная тайна" или "для служебного пользования", а значит, является информацией с ограниченным доступом. Кроме того, преждевременное раскрытие запрашиваемой информации неопределенному кругу лиц может предоставить РФ неоправданное преимущество в процессе возможного будущего арбитражного рассмотрения или рассмотрения дела Судом ООН.
Ответ Департамента международного права, возвращения активов и возмещения ущерба, нанесенного временной оккупацией АР Крым
Какие практические шаги предпринимает Министерство юстиции Украины с целью подготовки к ратификации Украиной Римского устава Международного уголовного суда (в том числе в порядке выполнения обязательств, взятых на себя Украиной при заключении Соглашения об ассоциации с ЕС)?
Каковы ожидаемые сроки ратификации Римского устава?
Законом Украины от 16 сентября 2014 года №1678-VII Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение об ассоциации между Украиной с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами - с другой, с заявлением о ратификации Римского устава Международного уголовного суда после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.
Согласно статье 154 Конституции Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины может быть внесен в Верховную Раду Украины президентом Украины или не менее чем третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
16 января 2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован под №788 проект Закона Украины "О внесении изменений в статью 124 Конституции Украины", внесенный народными депутатами Украины с целью дополнения части шестой статьи 124 Конституции Украины положениями о возможности признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда на условиях Римского устава Международного уголовного суда.
Пакет законопроектов по ратификации Римского устава Международного уголовного суда уже подготовлен, и Министерство юстиции Украины готово обеспечить его внесение в установленном порядке сразу после создания конституционных условий для этого.
Почему до сих пор органы государственной власти не ввели санкции против Российской Федерации и ее юридических лиц и граждан в связи с аннексией АРК и актами агрессии на востоке Украины? Какие именно санкции планируется ввести и когда?
11 сентября 2014 года Кабинет Министров Украины в связи с агрессией Российской Федерации против Украины в военной, экономической, энергетической и информационной сфере, оккупацией части территории Украины, содействием террористической деятельности на территории Украины, нарушением прав и свобод граждан Украины, интересов общества и государства, создающими реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, принял распоряжение "О предложениях по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер" №829-р, которым одобрены и внесены на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины предложения о применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) против ряда физических и юридических лиц, резидентов Российской Федерации и лиц, которые прямо или косвенно контролируются резидентами Российской Федерации или действуют в их интересах.
Так, в перечни указанных физических и юридических лиц включены, в частности, те компании и физические лица, к которым были применены санкции странами ЕС, США, Канады и др.
Указанным распоряжением Кабинета Министров Украины предложено применить персональные специальные экономические и другие ограничительные меры, а именно:
1) запретить въезд на территорию Украины по отдельному списку лиц;
2) запретить вывод капитала за пределы Украины - юридическим лицам - резидентам Российской Федерации государственной формы собственности и юридическим лицам, доля уставного капитала которых находится в собственности Российской Федерации;
3) прекратить выдачу разрешений, лицензий на ввоз в Украину из Российской Федерации дензнаков национальной валюты Украины - лицам, которые ввозят в Украину из Российской Федерации дензнаки национальной валюты Украины;
4) запретить осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц - резидентов Российской Федерации государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности Российской Федерации, а также у других хозяйствующих субъектов, которые осуществляют продажу товаров, работ и услуг происхождением из Российской Федерации, кроме случаев, когда замещение таких предметов закупки другими невозможно, что подтверждено Министерством экономического развития и торговли;
5) запретить участие в приватизации, в заключении новых договоров аренды государственного имущества Украины - резидентам Российской Федерации и лицам, которые прямо или косвенно контролируются резидентами Российской Федерации или действуют в их интересах;
6) запретить транзит по территории Украины вооружения и военной техники российского производства - лицам, ведущим такие виды деятельности;
7) запретить экспорт в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования, предназначенных для производства и ремонта вооружения и военной техники, в интересах вооруженных сил и других военных формирований Российской Федерации - лицам, ведущим такие виды деятельности;
8) ввести дополнительные меры в сфере экологического, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля в отношении пищевых продуктов, товаров легкой промышленности, косметических изделий и товаров бытовой химии происхождением из Российской Федерации - лицам, осуществляющим импорт таких товаров;
9) запретить передачу технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности резидентам Российской Федерации и лицам, которые прямо или косвенно контролируются резидентами Российской Федерации или действуют в их интересах;
10) блокирование активов.
Официальная информация о результатах рассмотрения предложений Кабинета Министров Украины на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины в Министерство юстиции Украины не поступала.
Каковы результаты работы Межведомственной рабочей группы по вопросам возмещения ущерба, нанесенного временной оккупацией части территории Украины?
Приоритетным направлением работы межведомственной рабочей группы по вопросам возмещения ущерба, нанесенного временной оккупацией части территории Украины, созданной постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2014 года №343, является координация работы органов государственной власти в контексте поддержки дальнейшей работы Министерства юстиции в деле по заявлениям Украины в Европейский суд по правам человека.
Кроме того, начат переговорный процесс по толкованию положений Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, сторонами которой являются Украина и Российская Федерация, поскольку, согласно Уставу ООН, за невыполнение конвенциональных обязательств сторону-нарушителя могут обязать возместить ущерб, нанесенный таким невыполнением.