UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовые сети — громадам?

Местные рады ищут способ снизить тарифную нагрузку и принимают решения о взятии на баланс газораспределительных сетей. В Верховной Раде зарегистрировали соответствующее постановление.

Автор: Александра Демьяненко

С 1 января 2021 года в Украине выросли тарифы на природный газ и его поставку. На протяжении января во всех без исключения областях Украины прокатилась волна неудовольствия. Люди массово вышли на акции протеста, а местные рады обратились в вышестоящие органы государства, инициируя рассмотрение вопроса о снижении тарифов.

Тем не менее двухмесячный мораторий на повышение цен на природный газ и меморандум, подписанный между кабмином и местным самоуправлением, не снял вопрос с повестки дня. Местное самоуправление, чувствуя серьезный бюджетный дефицит из-за пандемии ковида, ищет наименьшие лазейки для того, чтобы снизить финансовую нагрузку на громады. Актуализировалась тема, озвученная отдельными радами еще в 2017 году, а сейчас получившая широкую огласку. Речь идет о передаче газораспределительных сетей (ГРС) на баланс громад.

4 февраля на сайте Верховной Рады Украины появился проект постановления об отмене платы за транспортировку газа и передаче газотранспортных систем в собственность территориальных громад. 

Какие возможны варианты развития событий и стоит ли овчинка выделки?

В чем суть вопроса

Газораспределительные сети используются для доставки природного газа потребителям. Почти 70% из них принадлежат государству.

В 2012 году постановлением Кабинета министров Украины №770 газораспределительные сети были переданы хозяйственным обществам по газоснабжению и газификации, то есть так называемым облгазам, на праве хозяйственного ведения.

В сущности, облгазы должны были только осуществлять обслуживание сетей и их ремонт. После принятия в 2015 году Закона «О рынке природного газа» возник вопрос уплаты облгазами в пользу государства 10% от остаточной стоимости используемых ими газораспределительных систем. Но подзаконные нормативные акты, принятые со значительным опозданием, все же не обеспечили реальный механизм таких отношений.

По этому поводу Генпрокуратура даже обращалась с исками против отдельных газораспределительных компаний, но суды так и не выиграла.

Причиной этого стал определенный пробел в законодательстве. Оказалось, что платить за эксплуатацию государственных газораспределительных систем облгазы могут при условии включения таких платежей в структуру тарифа на распределение природного газа и в объеме, установленном тарифом. А эти объемы не были установлены национальным регулятором. То есть Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), не заложила эти показатели в тариф, создав предпосылки для подобной ситуации.

На сегодняшний день в государстве есть 43 компании с лицензией на транспортировку газа. И у каждой из них свой тариф на такую услугу.

Таким образом, используя государственные и коммунальные газопроводы, частные компании осуществляют доставку газа потребителям и берут за это плату согласно тарифу, утвержденному НКРЭКУ. Местное самоуправление, которое в свое время передало свои сети в пользование, не получает с этого ни копейки.

Наступление местных рад

Более трех лет назад на сессии Мукачевской городской рады было принято беспрецедентное решение о возврате под контроль местной громады газораспределительных сетей. В прошлом году реализация подобной инициативы начата в Черновицкой области.

Уже в 2021 году целый ряд местных рад в разных областях инициировал этот вопрос на сессиях. Например, депутаты Житомирской городской рады проголосовали за обращение к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и председателю Фонда государственного имущества Украины Дмитрию Сенниченко о передаче в собственность громады ГРС города и оборудования, присоединенного к ним.

Поддержали такую идею в Тростянце Сумской области и других громадах Украины.

Сложившуюся ситуацию прокомментировал ZN.UA городской голова Тростянца Юрий Бова: «Местное самоуправление считает, что тарифы за транспортировку газа, выставленные соответствующими компаниями, являются завышенными. Тариф непрозрачный. Никто не показывает, что входит в тариф, какие его составляющие. Наша задача — путем передачи в коммунальную собственность газопроводов возобновить деятельность местных газовых хозяйств, которые будут заниматься обслуживанием газопроводов. Считаем, что это поможет уменьшить тариф.

Поэтому, действуя в интересах населения, мы наработали такую идею. Она была поддержана, и сейчас мы работаем над ее воплощением. Прежде всего мы подали в газораспределительную компанию «Сумыгаз» ходатайство о передаче газораспределительных сетей на баланс громады. Если этот вопрос не будет решаться, мы готовы в суде отстаивать свои права. Эти газопроводы строились за счет громады, а не частного инвестора».

Это один из сценариев развития событий. Но возможны и другие.

Вопрос безопасности

Президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко считает, что передача газораспределительных систем на баланс громад возможна. «Но даже если громады возьмут сети на баланс, все равно придется потом отдать их облгазам, потому что никто другой обслуживать системы не сможет. Преимуществом в этом случае является тот факт, что договоры между громадами и поставщиками будут заключаться на других условиях, например, аренды.

Лично я думаю, что это хорошо, поскольку в таком случае громады будут контролировать, куда идут деньги за использование трубопровода. Регулятор, сидя в Киеве, тысячи километров газопроводов проверить не может физически. Но есть и минус. В случае передачи в пользование газораспределительных активов на условиях аренды эти затраты поставщикам придется включать в тариф. То есть в итоге заплатит все равно потребитель», — говорит эксперт.

По мнению эксперта по энергетическим вопросам Дмитрия Марунича, передача газораспределительных сетей громадам — это вопрос не только экономики, но и безопасности. К тому же в отдельных громадах уже посчитали стоимость дальнейшего содержания новых коммунальных предприятий, ГРС и отказались от идеи. Ведь ее реализация очень дорого обойдется в дальнейшем.

Здесь следует добавить, что вопрос состояния газораспределительных сетей — отдельная тема. Существует большой риск, что их ремонт и обслуживание лягут на громады тяжелым бременем. Ведь, по сути, сейчас неизвестно, сколько средств вкладывается в восстановление газопроводов. По некоторой информации, это вдвое меньшие суммы от реальной потребности. И, в конце концов с учетом той же изношенности сетей на первый план выходит вопрос безопасности граждан, их домохозяйств и всей громады.

Вариант аренды

При этом депутат Черновицкой областной рады Василий Гостюк, инициировавший в области процесс возврата газовых сетей в собственность территориальных громад, подчеркивает: «Идея заключается в том, чтобы документально вернуть газораспределительные сети на баланс громад. И уже потом передавать их газоснабжающим компаниям в аренду, то есть срочное платное пользование в соответствии с Законом «Об аренде государственного и коммунального имущества». Фактически сейчас газораспределительные компании зарабатывают деньги, используя имущество, не принадлежащее им».

С помощью цифр Василий Гостюк аргументирует экономическую целесообразность такой передачи. «Размер аренды определен законом и составляет 10% балансовой стоимости имущества. По предварительной оценке сетей, в Рукшинской громаде их стоимость составляет около 25 миллионов гривен. То есть в случае такого подхода громада уже за прошлый год могла бы заработать 2,5 миллиона гривен. В Черновицкой области у газоснабжающей компании около 260 тысяч абонентов. Если каждый из них за год заплатил ей за услуги по тысяче гривен, то прибыль за год составила 260 миллионов. В пределах Украины речь идет о 25–30 миллиардах гривен. То есть одним росчерком пера право получать колоссальные прибыли на ровном месте были переданы одному олигарху», — резюмирует депутат.

Газораспределительные компании в ответ утверждают, что сети принадлежат государству. Компании же используют их на основе договоров хозяйственного ведения, не имея права собственности. Деятельность газораспределительных компаний состоит в выполнении технических работ по обслуживанию газораспределительных сетей для обеспечения их бесперебойного и безаварийного использования, поэтому введение арендной платы за использование имущества их представители считают нелогичным. При этом подчеркивают, что в случае введения платы одновременно и пропорционально вырастет и тариф на транспортировку газа.

Парламентские лоббисты

Мы внимательно прочитали проект парламентского постановления (автор — нардеп от СН Максим Заремский) об отмене платы за транспортировку газа и передаче газотранспортных систем в собственность территориальных громад. Этот документ объемом ровно в одну страницу предусматривает кардинальные изменения в вопросе транспортировки газа. В частности, речь идет об отмене платы за транспортировку газа для бытовых потребителей и передаче газотранспортных систем в собственность территориальных громад, кроме систем, построенных за средства частных лиц и находящихся в частной собственности, а также кроме газотранспортных систем, имеющих национальное стратегическое значение. Для реализации этих новшеств проект постановления предусматривает меры, которые должен выполнить Кабмин в срок до четырех месяцев.

Прокомментировал нашему изданию вопрос передачи ГРС в коммунальную собственность народный депутат и глава подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Сергей Нагорняк. По его мнению, передача государственных сетей в коммунальную собственность, скорее всего, не приведет к мгновенному снижению сумм в платежках.

Эффект может быть даже обратным: громады могут уменьшить тариф на распределение, но будут финансировать содержание профильного коммунального предприятия из местного бюджета, а следовательно, за эту услугу будут платить все налогоплательщики в громаде, даже те, кто газом вообще не пользуется. Это связано с тем, что для предоставления услуг распределения природного газа профильное КП громады должно получить лицензию. В КП должны быть специалисты, техника, оборудование, аварийная служба и т.д. Цена халатности в этой сфере — человеческие жизни.

Выходом из этой ситуации, по мнению парламентария, является полная инвентаризация всех газораспределительных сетей, их оценка, обоснованное оформление права собственности. На основании этого аудита каждый владелец будет принимать решение о своих объектах ГРС.

Земельный налог от АГУ

В Ассоциации городов Украины (АГУ), комментируя свою позицию по этому вопросу, считают правильным и логичным отмену тарифа на транспортировку газа, но прогнозируют, что за сам проект постановления народные избранники вряд ли проголосуют. «Сети строились людьми за их счет и были переданы на баланс облгазов безвозмездно для бесплатной доставки продукта. То есть создано орудие труда, бесплатно используя которое, зарабатывают облгазы. Но такой проект является непроходным», — комментируют в АГУ.

Более того, газораспределительные сети — это критическая инфраструктура, нуждающаяся в специальном обслуживании. Поэтому счета могут существенно вырасти. И вопрос безопасности остается актуальным.

Поэтому еще одним вариантом выхода из ситуации, по предложению АГУ, является введение земельного налога под газовыми магистралями и оформление земли под специальные потребности. Эти средства в виде целевых назначений можно было бы перенаправлять на места на проекты по термомодернизации.

…В конце концов, проект постановления об отмене платы за транспортировку газа и передаче газотранспортных систем в собственность территориальных громад зарегистрирован и передан в профильный парламентский комитет. Следовательно, решение за народными избранниками, а потом — за Кабмином.

Но уже сегодня понятно одно. Независимо от того, будут ли переданы газораспределительные сети на баланс громад, или же их на других условиях продолжат обслуживать облгазы, или громады создадут собственные коммунальные предприятия, или будут реализованы другие возможные сценарии, транспортировка газа уже вряд ли станет бесплатной. И в результате за нее все равно будет платить население.

С учетом всего этого перед государством возникла сверхважная задача — навести, наконец, порядок в газотранспортной системе. Определить порядок инвентаризации сетей и провести аудит их технического состояния. Ведь это вопрос не только экономики, чьих-то прибылей, а в первую очередь — национальной безопасности.

Все статьи Александры Демьяненко читайте здесь.