UA / RU
Поддержать ZN.ua

Генералы дальницких карьеров

Почему за последних десять лет Одесса так и не смогла построить мусороперерабатывающий завод.

Автор: Нина Перстнёва

Почему в Украине, превращающейся в огромную свалку, так туго идет строительство мусороперерабатывающих заводов? Странное дело: мафия в стране есть, а патронируемый его во всем мире мусорный бизнес системно не выстроен!

Наглядный ответ дает Одесса, которая за последние десять лет так и не смогла решить мусорную проблему. Коррупция, частные интересы и жадность властей спровоцировали в свое время мусорные войны, порождающие длинный шлейф проблем. Конечно, их можно решить, если руководствоваться интересами города. Но, к сожалению, местные власти, как голодные чайки на одесской свалке, всегда "сидели" на мусоре, блюдя свои интересы и давая зарабатывать лишь приближенным к ним компаниям.

В итоге Одесса продолжает страдать от мусорных завалов на улицах и побережье, от несанкционированных мини-свалок. И это город, претендующий на статус курортной Мекки Украины! Мэр Одессы Геннадий Труханов обвиняет в этом самих горожан, по его словам, сваливающих в контейнеры строительный мусор и всякое крупногабаритное непотребство. Меж тем власти обязаны обеспечить нужное количество контейнеров, причем для разного рода бытовых отходов для сортировки мусора населением, как того требуют новые положения Закона Украины "Об отходах", вступившего в силу с 1 января 2018 года.

Но самое страшное то, что продолжает разрастаться городская свалка, нанося тем самым вред сельским территориям и окружающей среде в целом. Полигон "Дальницкие карьеры" расположен за чертой города, на землях Овидиопольского и Беляевского районов, и занимает 96,2 гектара.

Трагедия на Грибовицком полигоне показала всей стране цену вопроса и масштабы катастрофы от свалок, в которых утопает Украина. Одесская мэрия на произошедшее под Львовом отреагировала новыми заявлениями о планах по строительству в Одессе мусороперерабатывающего завода. С тех пор прошло почти два года, а ясности в этом вопросе как не было, так и нет.

Меж тем интерес к строительству завода в Одессе проявляли ряд иностранных и отечественных компаний, судя по заявлениям тех же городских чиновников. Причем в разные годы. Вначале были немцы, потом японцы. Сейчас - американцы, австрийцы и украинские компании. В 2016 году даже был подписан меморандум между Одесским городским советом и украинскими представителями корейского инвестора - ООО "Всеукраинская Энерго Компания". Но в 2017 году городские власти заявили, что проект мусороперерабатывающего завода в Одессе целесообразно реализовать собственными силами, за счет средств городского бюджета, учитывая короткий срок окупаемости (пять лет) и высокую рентабельность.

Но, судя по информации департамента городского хозяйства, распространенной в СМИ весной этого года, проект намерена реализовать одесская компания "Союз", у которой в аренде находится полигон "Дальницкие карьеры" и выигравшая конкурс на строительство завода. С ней горсовет подписал инвестиционный договор еще в 2013 году. Однако "Союз" за четыре года так и не смог его реализовать. Поэтому непонятно, каким образом ей удастся сделать это теперь. Тем более что хозяин компании - в бегах.

Так кто хозяин свалки?

ООО "Союз" принадлежало (и, возможно, принадлежит и сейчас) бывшему нардепу и лидеру пророссийской партии "Родина" Игорю Маркову, ныне осевшему в России. Официально он больше не числится среди учредителей компании. Но так ли это? С тех пор, как Марков был объявлен в международный розыск, "Союз" дважды сменил собственника. В 2015 году в графе "учредители" значилась турецкая компании "Рамбай Итхалят Ихраджат Пазарлама Ве Тиджарет Лимитед Ширкети". Местные журналисты пытались найти эту фирму, с выездом в Стамбул, однако такого регистрационного адреса в этом городе не оказалось. Сегодня же в учредителях значиться фирма VT FOISON GMBh, зарегистрированная в Вене. А среди конечных бенефициаров указаны некий Штефан Штойбер и Виктор Ткаченко, человек из окружения И. Маркова. К слову, менеджмент компании "Союз" остался прежним. Компанию продолжает возглавлять бывший депутат горсовета от партии "Родина" Юрий Кривенко.

Все это может свидетельствовать о том, что у одесской свалки все тот же хозяин. Так что деньги - 30 сребреников (которые Марков недавно бросил в Петра Симоненко в прямом эфире одного из российских телеканалов, обвиняя лидера КПУ в предательстве), вполне могут быть с одесской свалки. Кстати, в ответ обескураженный таким пассажем Симоненко заявил, что те, кто его "обвиняет, изначально в борьбе за личную выгоду и богатство, сдавали Украину с потрохами".

Надо отметить, что Игорь Марков, будучи в бегах, получал свою долю и от земельных участков на побережье. Сегодня их застраивает жилыми домами компания Аднана Кивана "Kadorr Group", уличенная СБУ в организации незаконных схем для перечисления денег Маркову, поддерживающему террористов на Донбассе. Служба установила, что Марков получал свою долю через подконтрольную ему общественную организацию инвалидов "Помощь и защита", в пользовании которой и находятся застраиваемые земельные участки. В связи с этим в прошлом году в компании "Kadorr Group" СБУ провела обыски, и изъяла крупные суммы наличности и свыше 100 печатей фиктивных предприятий.

Но вернемся к мусору. Даже если Марков и продал свой бизнес, то скорее всего - людям из окружения мэра города. По-другому в Одессе бизнес на мусоре не делается. Но в любом случае, если власть в доле - зачем ей тогда инвестор? И вообще завод. История мусорных войн в Одессе - тому подтверждение.

Кто владеет городом, тот владеет свалкой

Строить мусороперерабатывающий завод в Одессе власти задумали еще в конце девяностых. Эту миссию на только что зарегистрированную в 1999 году компанию "Союз" возложил Руслан Боделан, передав Маркову безвозмездно, на 49 лет (до 2048 г.) в аренду полигон "Дальницкие карьеры". Причем не решением сессии, а своим распоряжением. Но проект строительства завода компания "Союз" заказала лишь спустя четыре года. А еще через четыре года, в 2007 г., он получил положительное экспертное заключение и в качестве пилотного был включен в программу финансирования из госбюджета.

Строительство мусоросортировочного завода на полигоне ТБО "Дальницкие карьеры" было предусмотрено приказом Министерства по вопросам ЖКХ. Финансировать проект планировалось за счет государственного и местного бюджетов и средств инвестора. Но к этому времени городом уже правил Эдуард Гурвиц, который обратился к тогдашнему главе Одесского облсовета Николаю Скорику с просьбой не рассматривать вопрос о выделении средств из областной казны на софинасирование проекта. Гурвицу было непонятно, на каких условиях будут привлекаться средства инвестора и как будут распределены имущественные права сторон на построенный завод.

Затем Гурвиц вообще расторгнул с "Союзом" договор аренды свалки "Дальницкие карьеры". Компания Маркова была выдворена с полигона и вообще лишена возможности заниматься сбором и вывозом мусора в Одессе. Дело дошло до стрельбы. Стрелял в воздух из пистолета тогдашний вице-мэр Одессы Вахтанг Убирия, прибывший на полигон, чтобы дать отпор марковцам, решившим вернуть себе свалку. Но спустя год, когда у руля города уже стоял Алексей Костусев, компания "Союз" отвоевала все свои позиции. Более того, в городе воцарилась монополия на вывоз мусора. Компания Маркова получила 90% рынка.

Был большой скандал с выдавливанием из города немецкой мусоровывозящей компании "Ремондис", которая, кстати, по заверениям Э.Гурвица, тоже планировала построить завод. И Костусев поклялся тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу, что вернет немцев в Одессу. И вернул. Но были задеты интересы и других компаний, до которых никому не было дела. Автору этих строк один из бизнесменов, причастных к мусорному бизнесу, тогда заявил: "Если не вмешаются сверху, мы перестреляем друг друга".

Чтобы закрепить права компании "Союз", Костусев организовал конкурс по выбору инвестора для строительства завода. Это было в 2011 году. Победила, конечно, компания Маркова, обещавшая вложить 100 млн грн. и построить завод за четыре года. Но почему-то инвестиционный договор был подписан сторонами лишь в 2013-м. В том же году Марков лишился парламентского мандата, и даже посидел в СИЗО. Ну, а дальше последовал 2014-й - и проект накрылся.

Но, как оказалось, жив курилка! Власти ныне рассматривают две площадки для реализации проекта. В черте города, на месте бывшей свалки, закрытой в 2005 году. Это район карьера цементного завода. Здесь планируется строительство сортировочной линии. Уже разработано ТЭО. А на территории полигона "Дальницкие карьеры" - мусороперерабатывающего завода с модульным комплексом по дегазации полигона. Что из этого получится - покажет время.

Как отмечают эксперты, проект может быть эффективным в случае комплексного подхода к решению вопроса с бытовыми отходами. Он должен предусматривать сортировку, переработку, пакетирование и дегазацию полигона для получения тепловой или электрической энергии. При этом чем ближе такое предприятие будет к городу, тем прибыльнее будет дело. Но для получения тепловой энергии "Дальницкие карьеры", расположенные в 20 км от Одессы, не подходят. Есть много и других нюансов.

С прошлого года горсовет занят оформлением земли под полигоном. Было принято соответствующее решение горсовета о разработке техдокументации по землеустройству. Должны быть установлены границы земельных участков в натуре, получены кадастровые номера и т. д.

Между тем областная прокуратура через суд оспорила договор аренды полигона "Дальницкие карьеры", поскольку фактически это скрытая аренда земли, собственником которой Одесский горсовет не является. Два участка под свалку твердых бытовых отходов площадью в 60,4 и 35,8 га были переданы городу в пользование. А потому он не имел права передавать их компании "Союз", причем безвозмездно. Но поскольку за все это время земля так и не была оформлена в установленном законном порядке, то ни "Союз", ни Одесский горсовет налог за нее не платили. Сельские советы направляли письма в адрес мэра с просьбой решить эту проблему. Для города эта сумма небольшая, но для сельских громад -- весьма существенна.

ZN.UA направила на прошлой неделе запрос в мэрию с просьбой прояснить ситуацию, связанную с проблемными вопросами строительства в Одессе мусороперерабатывающего завода, но на момент подготовки публикации ответ получен не был.