Уж не знаю, что там наблюдают в свои телескопы астрономы с Банковой и о чем говорят метеокарты синоптикам с Михайловской, однако для всех остальных уже очевидно: в результате затянувшегося затмения в Киеве и в условиях северо-восточного холодного циклона над Украиной сгущаются тучи с Запада. А там, гляди, могут последовать и заморозки, способные изменить уже было установившийся благоприятный климат в отношениях Украины и Европейского Союза.
Накануне вынесения приговора Юлии Тимошенко в последние полторы недели Киев буквально накрыл шквал заявлений и предупреждений наших европейских партнеров. После польского президента Б. Коморовского, недвузначно давшего понять В. Януковичу, что дело Тимошенко «так, как оно сегодня выглядит», может быть серьезным препятствием в сохранении темпа приближения Украины к западному миру, министры иностранных дел ЕС на своей неформальной встрече в Сопоте в минувшую субботу (где также обсуждалось положение дел в Беларуси!) четко обозначили: если ситуация с делом Тимошенко не изменится, процесс ратификации готовящегося Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС будет поставлен под вопрос. В офисе Верховного представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности К.Эштон еще раз озвучили эту позицию государств–членов ЕС и выразили «чрезвычайную обеспокоенность» делом Тимошенко. Франция еще раз потребовала справедливого судебного процесса над экс-премьером устами своего министра иностранных дел А.Жюппе, также напомнившего, что соглашение об ассоциации не вступит в силу, пока справедливость в деле Тимошенко не восторжествует. Приезжавший в Киев на этой неделе с визитом глава МИД Словакии М.Дзуринда «в очень дружеском тоне» выразил обеспокоенность ЕС ситуацией вокруг украинской оппозиции. А, как правило, избегавший острых комментариев глава представительства Евросоюза в Украине Ж. Тейшейра в интервью «Деловой столице» заявил: «Если самый популярный оппозиционный политик, который проиграл президентскую кампанию с небольшим разрывом, или другие оппоненты власти не смогут принимать участие в будущих выборах в Верховную Раду, это поставит под сомнение их результаты». В ближайший понедельник в Страсбурге на внеочередном заседании комитета по вопросам иностранных дел Европарламента будут обсуждаться рекомендации ЕП Совету ЕС и Еврокомиссии по Соглашению об ассоциации с Украиной. Дебаты обещают быть жаркими.
И хотя еще месяц назад отечественный МИД бодро заверял общественность, что никаких осложнений в переговорах с европейцами по Соглашению об ассоциации он не ощущает, сегодня проблема налицо. Когда до заветного декабрьского саммита Украина-ЕС, на котором планировалось объявить о завершении переговоров, осталось всего три месяца, когда долгожданный и выстраданный документ уже почти готов, все может пойти (на радость Москве) по иному сценарию.
Продолжать или блокировать переговоры с ЕС? Будет или не будет парафировано соглашение? Эти вопросы уже обсуждаются европейцами - на разных уровнях, горячо и всерьез. Евросоюз в растерянности: в который раз ему необходимо срочно решать, «что делать с Украиной». Еврокомиссару по вопросам расширения и политики соседства Ш.Фюле не позавидуешь: вполне вероятно, что приговор Тимошенко огласят уже на следующей неделе, когда представитель Еврокомиссии как раз будет в Украине, и ему придется каким-то образом комментировать ситуацию, выражать позицию ЕС. Но на сегодняшний день однозначной позиции нет. Расхождение во мнениях имеет место не только между различными государствами Европейского Союза, но и между политиками и дипломатами внутри самих стран. Да что говорить, если даже группу Европейской народной партии в Европарламенте, последовательно поддерживавшую Тимошенко, сейчас расколола острая дискуссия - продолжать или блокировать переговоры с Украиной об ассоциации?
Да, в Сопоте было принято решение пока что продолжать переговоры с Украиной, несмотря на арест Тимошенко и сомнительный судебный процесс над ней. На сегодняшний день страны Евросоюза официально придерживаются именно этой позиции. Но как она может быть изменена после вынесения приговора Тимошенко? Какие соображения вынуждают Евросоюз продолжать сегодня переговоры об ассоциации и зоне свободной торговли? Каковы и насколько вески резоны, заставляющие европейцев и дальше возиться с Украиной Януковича, несмотря на очевидное сужение рамок демократии и ограничение гражданских свобод?
Прежде всего это, конечно, соображения собственного благополучия и безопасности. ЕС последовательно стремится создать по периметру своих границ стабильное и, если не процветающее, то хотя бы не бедствующее пространство.
Если говорить более цинично, то европейцами руководит страх. Страх перед возможной нестабильностью в большой стране с 46-миллионным населением под самым боком у ЕС. Украина может стать очень большой проблемой. А европейцам не нужны ни экономические мигранты из нашей страны в случае тяжелой экономической ситуации, ни политические беженцы в случае репрессий. И революции им, в общем-то, тоже сейчас не нужны: с Северной Африкой и Ближним Востоком разобраться бы, да и с Беларусью проблем хватает. Поэтому пока еще можно разговаривать с Януковичем и хоть как-то на него влиять, европейцы будут продолжать это делать.
Наша газовая труба - тоже все еще весомый фактор европейской безопасности. Не зря ведь энергетическая часть переговоров по зоне свободной торговли была одной из самых сложных: после холодного кошмара зимы 2008-2009 европейцы всеми способами пытаются обезопасить себя от его повторения. И сегодня пристально следят за развитием украинско-российского конфликта вокруг возможного пересмотра газовых контрактов 2009 г.
Европейцам очень не хочется встревать в эту историю, они тянули, сколько могли, но, видимо, складывающаяся ситуация пугает их настолько, что на этой неделе негласный обет молчания был нарушен. В минувшую среду министр иностранных дел председательствующей в ЕС Польши Р.Сикорский, ссылаясь на то, что Евросоюз принимал участие в подготовке газовых соглашений 2009 г., заявил, что Еврокомиссия могла бы провести их аудит. А еврокомиссар по вопросам энергетики Г.Эттингер в тот же день выразил готовность ЕС выступить в роли посредника в украинско-российском споре. И хотя российский МИД тут же резко отверг какое-либо посредничество в газовых делах с Киевом, Евросоюз не тот партнер, от которого можно просто так отмахнуться. В любом случае, втянув Брюссель в свои газовые дела с Москвой, Киев будет чувствовать себя увереннее. Возможность обсудить детали европейского посредничества представится во время планируемого на 30 сентября визита Г.Эттингера в Киев. Этот приезд, изначальной целью которого было обсуждение предоставления Украине европейских кредитов на модернизацию ГТС, был летом перенесен, однако сейчас есть все основания ожидать, что еврокомиссар таки прибудет в Киев. Аналитическая группа ЕС, работающая в настоящее время в Украине, уже завершает свою работу по изучению выполнения нашей страной закона о газе, президент Янукович поручил правительству до 1 октября разработать программу реформирования «Нафтогаза» (давно ожидаемого ЕС), а глава Минэнергоугля Ю.Бойко на этой неделе уже отрапортовал, что до 1 января 2012 г. разделение функций НАКа будет завершено, после чего компании будут выведены либо на IPO, либо на продажу. Так что европейский интерес к украинской ГТС, по идее, должен значительно возрасти.
На этой неделе Еврокомиссией принята и обнародована новая стратегия безопасности энергетических поставок и международных отношений в сфере энергетики. Ее цель - заменить европейскую разноголосицу и «самодеятельность» в данных вопросах «единым голосом» ЕС. По свидетельству Г.Эттингера, это предоставляет Евросоюзу возможность заключать соглашения в сфере инфраструктуры с третьими странами. Что открывает перед Киевом и Брюсселем новые горизонты сотрудничества в энергетике и вопросах энергетической безопасности.
Правда, в случае блокирования переговоров по ассоциации и ЗСТ и резкого ухудшения отношений эти горизонты обеим сторонам рассмотреть будет проблематично.
Кроме общих для большинства государств ЕС резонов продолжать интенсивный диалог с Украиной и стремиться к завершению переговоров по ассоциации и ЗСТ, у разных групп стран внутри Евросоюза есть и свои особые причины желать прочной привязки нашей страны к ЕС. Например, европейские тяжеловесы - Франция и Германия - весьма заинтересованы в развитии торговли и экономических отношений с Украиной и, безусловно, в доступе к украинской земле. Представители этих стран сами признают: это миф, что в Украине, в непрозрачной и коррупционной атмосфере, успешно работать могут только россияне. Многие западные компании уже весьма неплохо освоились в местной среде, а некоторые даже переняли не лучшие украинские традиции ведения бизнеса и «решения вопросов». Однако большинству все же очень хотелось бы, чтобы правила и условия для бизнеса в Украине и Евросоюзе не сильно отличались. А для этого необходимо соглашение по ЗСТ, подписав которое, Украина не только откроет европейцам свои рынки, но и будет вынуждена принять значительную часть законодательства ЕС. Что же касается отката Януковича в демократической сфере, да, это очень нехорошо, считают в Париже и Берлине, и критикуют украинскую власть. Однако опять же, если рассуждать цинично, то и с Каддафи, и с другими диктаторами вполне ведь можно было иметь дело - договариваться и качать нефть…
Геополитический же аспект интересует эти две страны, традиционно считающиеся у нас излишне русофильскими, заметно меньше экономического. Французы и немцы не видят сегодня у России больших имперских амбиций, да и Таможенный союз не воспринимают слишком серьезно, не веря в его возможности и не видя в нем достойного соперника, даже если в него войдет Украина. (Разве что «зерновой ОПЕК» стал бы неприятностью.) Для этих стран важно сближение Украины с Евросоюзом не потому, что они боятся усиления России в случае возврата Украины на ее орбиту, а потому, что им не нравится то, что происходит сегодня в России, на которую им сложно влиять и которую им не под силу изменить. А на Украину еще можно влиять, и еще остаются шансы ее изменить.
Геополитика играет куда большую роль в позиции стран Центральной Европы и Балтии. Они не хотят «отдавать» Украину России, они на себе испытали «имперские амбиции» и не верят в их «смерть». Кроме того, озабоченные судьбой инициативы «Восточного партнерства», в котором Украина является «пилотным проектом» (на ней отрабатываются соглашения и об ассоциации, и о зоне свободной торговли, и о либерализация визового режима), наши ближайшие европейские друзья и соседи не хотят, чтобы этот «пилот» провалился, скомпрометировав инициативу в целом, что осложнит отношения ЕС с другими активными ее участниками, в частности с Молдовой и Грузией.
Меньше всего заботит судьба украинской евроинтеграции, конечно, Европу Южную - Испанию и Италию. Это и понятно, у них всегда были другие приоритеты, сегодня им бы с Северной Африкой и наплывом иммигрантов совладать.
А вот для северных стран особо принципиален вопрос соблюдения в Украине демократических норм и уважения к европейским ценностям.
Впрочем, можно смело предположить, что в ближайшее время этот вопрос имеет шансы стать особо принципиальным для всего Евросоюза. Как он поступит, если Тимошенко - символу преследуемой украинской оппозиции - вынесут жесткий приговор? Устроит ли страны ЕС суррогатное решение, в результате которого Тимошенко осудят, затем выпустят по амнистии, но участвовать в выборах не дадут?
Не реагировать на это нельзя, отсутствие действенной реакции не поймет общественность ни в Украине, ни в странах ЕС, где сегодня СМИ уделяют «делу Тимошенко» очень большое внимание. Кроме того, европейцы считают, что у них существуют определенные обязательства перед Тимошенко, поскольку, замерзая зимой 2008/2009 г., Евросоюз очень настойчиво призывал Киев подписать с Россией соглашения по газу как можно скорее.
Прислушиваются в европейских столицах и к мнению украинской оппозиции. И Ю.Тимошенко, и Ю.Луценко, уже находясь за решеткой, заявляли о том, что европейское будущее страны не должно стать заложником несправедливого процесса над ними. И хотя большинство других лидеров оппозиции твердо уверены, что переговоры об ассоциации ЕС должен продолжать с Украиной до успешного их завершения несмотря ни на что, европейцы слышат и иную точку зрения. По нашей информации, на встрече участников КОД с представителями зарубежного дипкорпуса бывший вице-премьер Г.Немыря, а затем и поддержавший его А.Турчинов призывали европейцев заблокировать переговоры с Украиной. «Я не представляю, как Евросоюз будет подписывать соглашение с Януковичем, когда Тимошенко будет сидеть в тюрьме», - возмущался Немыря. Да и сама Юлия Владимировна с приближением приговора уже несколько изменила тональность в «европейском вопросе». В опубликованной в Wall Street Journal статье (написанной в соавторстве с тем же Немырей) самая знаменитая украинская узница написала: «Мы страстно верим в то, что будущее Украины вместе с Евросоюзом. …> И хотя мы не хотим, чтобы показные политические судилища над Тимошенко и ее соратниками отвлекали Украину от движения по европейскому пути, следует отметить, что никогда прежде Евросоюз не заключал столь далеко идущее соглашение о свободной торговле с недемократическим государством. К сожалению, именно в такое государство превращается Украина».
Но как раз для того, чтобы вернуть нашу страну в демократическое русло, европейские сторонники подписания Соглашения об ассоциации с Украиной призывают сделать это как можно скорее. Их аргументы таковы. Если ЕС не подпишет с Украиной это соглашение, он потеряет последние рычаги воздействия на украинского президента. Если же дать Януковичу возможность продемонстрировать громкий успех на европейском направлении и позволить ему гордо помахать европейским знаменем перед избирателями, это наложит на украинского лидера определенные обязательства перед Евросоюзом, и тогда на него легче будет влиять. В том числе и тормозя ратификацию соглашения, без которой документ не может вступить в силу. А поскольку ратификация должна пройти в парламенте всех 27 членов ЕС плюс в Европарламенте, то потребовать от Януковича можно будет многое. Ведь кроме экономической части документ содержит и внушительную политическую, налагающую на Украину серьезные обязательства в сфере демократии. Подписав это соглашение, ЕС, как там считают, получит возможность эффективно влиять на внутренние процессы в Украине. В том числе и через Европейский суд.
Кроме того, считают сторонники данного сценария, после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Януковичу уже почти невозможно будет пойти на попятный и заменить европейский выбор каким-то другим.
А что касается процесса над Тимошенко, то вместо того, чтобы наказывать за него всю страну, можно показательно наказать хотя бы несколько его участников - судей, прокуроров, чиновников. Точечные санкции, например, в виде запрета на въезд в страны ЕС отдельным украинским персонам достаточно активно обсуждаются как минимум в дипломатической среде, и нельзя полностью исключать, что эта мера останется незадействованной. В качестве «последнего европейского предупреждения» может быть и перенесение на несколько недель завершающих раундов по ЗСТ и соглашению в целом.
Скептики же опасаются, что влияние на украинскую власть посредством задержки ратификации Соглашения об ассоциации будет весьма ограниченным. Поскольку парафирование или подписание документа можно красиво показать по телевизору и рассказать, какой Янукович молодец, а о проблемах с ратификацией ничего не сообщать, точно также, как замалчивает сегодня выдрессированное Банковой телевидение критические заявления наших европейских партнеров и возможные проблемы с окончанием переговоров об ассоциации. Ратификация - процесс длительный, малоинтересный для избирателя, а если и возникнут у публики какие-то вопросы, всегда ведь можно сказать, что это противные немцы с французами, как всегда, не хотят видеть Украину в Европе.
Размышляя, подписывать или не подписывать беспрецедентный документ с Украиной, европейцы, по нашей информации, обсуждают и третий вариант - подписывать, но не все. Если ситуация с Тимошенко и демократией в Украине будет совсем уж вопиющая, может статься, что Евросоюз не захочет политически ассоциироваться со страной, в которой творится судебный беспредел, ограничиваются основные свободы и нарушаются права человека, но согласится на экономическую интеграцию с ней. Таким образом, сохранив политическое лицо, Евросоюз не упустит экономическую выгоду, заключив с Украиной некое временное соглашение о зоне свободной торговли (причем даже не обязательно «углубленной и всеобъемлющей») на неопределенный период - «пока в Украине не изменится ситуация к лучшему». (Грустная ирония судьбы: еще при Ющенко украинская сторона предлагала разделить политическую и экономическую части соглашения, правда, по другой причине - Киев не желал тогда подписывать политическую часть без фиксации перспективы членства в ЕС, но не хотел из-за этого тормозить экономическую интеграцию с Евросоюзом. Вплоть до недавнего времени ЕС был категорически против подобного разделения документа).
Но если европейцы выберут именно этот вариант, то они должны понимать, что на самом деле такой сценарий очень выгоден как раз Януковичу. Ведь в этом случае он получает выход на европейский рынок (чего с таким нетерпением ожидает окружающий его олигархат), но не берет на себя никаких обязательств в сфере демократии и не обещает блюсти непонятные и ненужные ему европейские ценности.
Решая в ближайшее время проблему, завершать или блокировать переговоры с Украиной, подписывать или не подписывать с ней Соглашение об ассоциации, в ЕС должны понимать, что Янукович и Тимошенко - это еще не вся Украина, что важнейший и беспрецедентный документ, хотя на нем и будет стоять автограф Януковича, на самом деле будет подписываться с Украиной.
А если не будет, то ЕС должен отдавать себе отчет в том, что таким образом «защищая» Тимошенко и «наказывая» Януковича, он накажет заодно и 46 млн. украинцев, желающих жить, работать, отдыхать, лечиться и учиться, как граждане ЕС.
А Янукович давно уже живет гораздо лучше, чем большинство европейцев.