UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дело «Укрнафты»: о чем говорят показательные обыски у Коломойского

Еще не все потеряно, но и финал неблизко

Автор: Игорь Маскалевич

По стране прокатилась волна отставок и обысков. С разным эффектом.

Получасовой визит СБУ и БЭБ к Игорю Коломойскому запомнился наличием «гламурной» прялки и черными тапочками одного из детективов. Ну и оперативно слитой (в нарушение всех инструкций) массой фоток. Кофе никто никому не предлагал, но шоу удалось.

© СБУ
© СБУ
© СБУ
© СБУ
© СБУ
© СБУ

В разработке следствия по делу «Укрнафты» десяток эпизодов уклонения от налогообложения с последующей легализацией, то есть отмывом, этих денег. Много интересного: и выведение партий нефтепродуктов на аффилированные фирмы, и создание безнадежных долгов на предприятиях, и занижение стоимости активов. Конечно, по версии следствия, все «в интересах фактических собственников и бенефициаров». Вот только бенефициар, как оказалось, не хранит улики дома в ступе.

Документов, естественно, не нашли… Да и надеяться, что после осенних обысков в «Укрнафте» многоопытный Игорь Валерьевич будет держать серьезный компромат рядом, — очень так себе идея. То есть имитировали бурную деятельность. Ее реальная результативность зависит от того, что будет дальше и кто на это «дальше» повлияет.

Варианты есть разные. На фоне PR-обысков у Коломойского под Ужгородом задержали экс-главбуха «Укртатнафты», а в Днепре СБУ обнаружила подвальчик, набитый папками одной из околоприватовских компаний. Там были разные документы связанных фирмочек, печати и т.п. Подозрение предъявлено и экс-директору НПЗ.

Читайте также: СБУ и БЭБ нашли черную бухгалтерию «Укртатнафты» Коломойского

Сами «тапочковые» визиты шли в рамках дела о присвоении порядка 40 млрд грн экс-менеджментом ПАО «Укрнафта» и ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). Предыдущие же осенние обыски касались 13 млрд грн в «Укрнафте».

Суммы приличные, и совсем уж спустить дела на тормозах будет сложно. Впрочем, Украина — страна договорняков и высокой коррупции. В соцсетях, например, больше обсуждали прялку Игоря Валерьевича, а не 40 млрд. Большинство считало, что Коломойский и на этот раз выкрутится. В его способности выкручиваться верят.

Замотать вопрос в судах на несколько лет — без проблем. Деньги-то давно освоены. Да и по Приватбанку прайс потерь был в разы выше… и? Уже много лет идут международные суды, а вот с возвратом денег не очень.

Тем не менее дело имеет некий шанс стать этапным.

Хотя последнее шоу в основном ориентировано на экспорт. Для отражения агрессии России нам нужны деньги, и много. Их выделяют, пусть и меньше, чем хотелось. Но страны-доноров (а особенно их избирателей) не сильно греет перспектива, что средства привычно прокрутят по схемам.

Читайте также: Как отжать миллиард долларов — мастер-класс от бондхолдеров Приватбанка

Нашим партнерам многое надоело, а грустный опыт войны в Ираке и Афганистане показал тем же Штатам, что раствориться могут сколь угодно большие суммы.

И в Киеве сейчас находится группа штатовских аудиторов, призванных обеспечить максимальную прозрачность американской военной и финансовой помощи. В ближайшие недели ожидается и заключение трехлетнего контракта о мониторинге такой помощи. Не надо думать, что это панацея, но тырить будет сложнее, а по рукам давать будут чаще и больнее.

Заодно это попытка таки разобраться с нефтянкой. Там есть с чем разбираться. Вокруг «Укрнафты» и «Кременчуггаза» два десятка лет крутились сотни схем, о чем не написал только ленивый. Толку, правда, почти не было. Все вязло в судах, а вопросы тем временем утрясали в верхах. Причем схемы даже не останавливались, ведь регистрировать новые «фирмочки-контрагенты» труда не составляло.

Имевшийся на той же «Укрнафте» контрольный пакет акций славного НАК (50%) или госпакет «Укртатнафты»(43%) значил очень немного. Контроль у государства был минимальным.

Заодно и добычу грохнули. На схемы ресурсов хватало, на бурение — нет. За последние лет пятнадцать добыча нефти в «Укрнафте» упала вдвое, а газа — втрое. Кременчуг, когда-то имевший три установки по переработке нефти, сохранил одну, да и ту с загрузкой аж наполовину, что уже в позапрошлом году считалось большим успехом.

Символом почти полной импотенции стал предвоенный (2019–2022) проект раздела «Укрнафты» на части между «приватовцами» и НАКом. Он шел строго по принципу — «кому вершки, а кому корешки». Государству, естественно, отстегивали самое проблемное и малоэффективное, то, что самим не нужно.

Завершить развод не дало только рашистское вторжение. С ноября прошлого года и «Укрнафтой», и Кременчугским НПЗ управляет Минобороны. Это вызвало резкую реакцию Коломойского, пообещавшего разборки в арбитражах. Забавно, но его партнер по Кременчугу Александр Ярославский за год не сказал ни полслова.

Но передача управления в Минобороны, помимо прочего, дала возможность встречных сверок ряда сделок. По одной из них, на 600 млн грн, уже предъявлены подозрения бывшему главе «Укртатнафты» и части руководства. Но там еще копать и копать.

И копать надо как можно глубже… Причем не для доноров и галочки. Нам ведь не только отразить агрессию надо, потом придется восстанавливаться (на ту же промплощадку Кременчуга, где расположены НПЗ и ТЭЦ, только за несколько налетов прилетело до полусотни ракет). Понадобятся деньги, причем в основном частные. В какой-то сверхпоток репараций верить можно, но в любом случае это процесс нескорый. А частник в коррумпированную страну вкладывать не станет.

Кто не верит, может спросить у прокатившихся в прошлом году в Лугано за триллионом баксов…

На них вежливо посмотрели и… все.

Так что разгребать накопившиеся за десятки лет завалы схематоза — в первую очередь наш интерес. А уже потом Штатов, ЕС или рептилоидов из вавилонского братства. И делать это придется. Независимо от того, понимают ли это на Печерске или в домиках с прялками…

Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.