UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блеск и нищета кабминовского агитпропа

Так в чем же инвестиционная суть кредита РФ объемом 15 млрд долл. США? Это инвестиции в строительство новых дорог в Украине? Или в доведение до критического уровня зависимости Украины от денежных вливаний в окончательно разбалансированный государственный бюджет?

Авторы: Василий Филипчук, Елена Захарова, Кристина Аврамченко, Евгений Сойкин

"…завжди треба персоніфікувати

те зло, з яким боротися ви хочете…"

Лесь Подеревянский

Публикация русскоязычной инфографики преимуществ и потерь Украины в случае подписания или не подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на официальном сайте КМУ вынуждает окончательно прийти к выводу, что кто-то очень хочет превратить наше правительство в дешевого агитатора и пропагандиста низкопробных оценок и идеологических штампов, которыми раньше оперировали разве что Глазьев или Киселев. Мы не смогли узнать в органах государственной власти, кто был автором "персонификации зла", с которым решил сразиться заказчик инфографики: и в профильных министерствах, и в самом секретариате Кабинета министров чиновники массово открещивались от причастности к его разработке и уверяли в безосновательности наших подозрений по поводу их непрофессионализма.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что документ на официальном веб-портале КМУ был написан по-русски. Если предположить, что сей продукт - часть официальной информационно-разъяснительной работы, цель которой - показать невыгодность Соглашения об ассоциации и выгоду от сближения с Россией, то, учитывая целевую аудиторию, он должен был быть изложен на украинском языке. А поскольку место публикации - официальный веб-портал украинского правительства, то язык публикации должен быть (и всегда был!) украинским. Поэтому можно выдвинуть гипотезу, что документ формировала где-то за пределами украинского Кабмина сторона, заинтересованная в раздувании антиевропейской истерии, но не владеющая на оперативном уровне украинским языком. А дальше неизвестным путем этот текст попал прямо на сайт Кабмина. Поскольку представлен он был в формате изображения без исходников, которые даже начинающие дизайнеры быстро могли бы отредактировать на другом языке, то и попал на суд общественности без изменений, на языке оригинала.

Зная придирчивость, с которой подходят работники секретариата Кабмина к оглашению той или иной информации, трудно заподозрить их в таком ляпе по собственной инициативе. Вообще, до 21 ноября 2013 г. официальный сайт КМУ обычно не опускался до распространения пресс-релизов, написанных не на украинском языке. И только 21 ноября мы с удивлением обнаружили сообщение о решении КМУ приостановить подготовку к подписанию соглашения сначала на русском языке, а позже - на украинском. Инфографику же с русского решили не переводить вообще - зачем? Все уже и так всем давно стало понятно.

Так вот, официальная позиция Николая Азарова: подписываем соглашение с ЕС - теряем 36,9 млрд долл. США, не подписываем - получаем 5,1 млрд. Такие выводы - абсолютно логичное продолжение предыдущих заявлений о 160 млрд, о том, что для безвизового режима с ЕС нужно узаконить однополые браки и что безвизовый режим Украины с ЕС представляет угрозу безопасности России. Эти заявления - либо провокации, либо декларация профессиональной непригодности их автора. Если человек путает "запрет дискриминации при принятии на работу" с "узакониванием однополых браков" и не видит разницы между понятиями "визовый режим" и "контроль границы", то каким ветром занесло его руководить большой страной в центре Европы? Как говорил незабвенный Подеревянский, "чому не міг Він всидіти на місці, у колгоспі? Він був би там завклубом…". Но Николай Янович руководит украинским правительством, поэтому оставить его подсчеты без комментариев нельзя.

Итак, цифры.

Первое, что бросается в глаза, - 4 млрд долл. США "инвестиций из Китая", подаваемых как результат неподписания соглашения об ассоциации.

Интересно, а Китай об этом знает?

Официальная линия Китая всегда включала уважение к нашему евроинтеграционному выбору; неофициально китайцы никогда не скрывали своей заинтересованности в интегрированной в ЕС Украине, поскольку именно евроинтеграция гарантирует независимость нашего государства. Переход Украины в сферу влияния РФ и усиление таким образом россиян является серьезным вызовом для Китая. Поэтому, если они за что-то и заплатили, то точно не за слив Соглашения об ассоциации.

Неадекватным представляется прогноз снижения прямых иностранных инвестиций на 1 млрд долл. в случае подписания Соглашения об ассоциации и, соответственно, рост на такую же сумму в случае отказа от евроинтеграции. Все инвесторы на разнообразнейших форумах единодушно утверждали, что Соглашение об ассоциации является главной надеждой на улучшение инвестиционного климата в Украине. По всем исследованиям ожидалось, что прямые иностранные инвестиции, наоборот, должны возрастать. Причем это касалось как западных, так и частных российских инвестиций. Согласно обнародованному недавно Международным центром перспективных исследований (МЦПИ) исследованию влияния Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС на украинскую экономику и отдельные ее отрасли, при условии подписания соглашения прямые иностранные инвестиции увеличатся до 18,5%.

Поскольку инвестиции в Украину из стран - членов ЕС составляют приблизительно 80% всех прямых иностранных инвестиций, то при подписании Соглашения об ассоциации, по самой консервативной оценке, этот показатель должен был составлять как минимум 5,9 млрд долл. США. Мы не можем объяснить, почему авторы инфографики дают другой показатель, поскольку, в отличие от наших исследований, открытых и публичных, их методы расчетов и предположения остаются тайной за семью печатями.

Но уже сейчас появились первые последствия влияния на инвестиционный климат решения о сворачивании евроинтеграции. Индекс инвестиционной привлекательности Украины, рассчитываемый Европейской бизнес-ассоциацией, после роста до 2,39 балла в третьем квартале благодаря уверенному на тот момент евроинтеграционному курсу правительства, в четвертом квартале упал до самого низкого уровня за всю историю его измерения - 1,81.

Инвесторы не просто разочаровались в Украине - сейчас они бегут из страны, которая нарушает устоявшиеся правила поведения в отношениях даже с таким игроком как ЕС; где суды не стыдясь принимают решения о наказании жертв, а не виновников; где милиция и правоохранительные органы откровенно глумятся над базовыми правами человека. О какой защите иностранных инвестиций может идти речь вообще?

Поэтому подсчеты авторов кабминовской инфографики общего с реалиями имеют не больше, чем гомосексуальные браки с безвизовым режимом.

Что касается показателей платежей за газ, то минус 6,5 млрд долл. в случае отложения подписания Соглашения об ассоциации являются справедливыми, по крайней мере, в контексте следующих двух обстоятельств: заявленная цена 268,5 долл. за тыс. куб. м будет продлена на последующие кварталы; Украине удастся снизить объемы закупки газа с нынешних 33 млрд куб. м газа в год до 26 млрд куб. м, как заявлял премьер. Однако, надолго ли указанные обстоятельства сохранятся? Условие контракта "бери или плати" остается в силе, и уменьшение объемов закупки газа документально нигде не зафиксировано. Поэтому, если убрать только это предположение, то нарисованная цифра превращается в 8,86 млрд долл. (для закупки 33 млрд куб. м). А как только российское руководство решит, что временный период их невероятной щедрости для Украины минул, так вернется и старая цена, и показатель в минус 10 млрд.

В 2012 г. украинский экспорт в страны СНГ составлял 31,3 млрд долл., при этом импорт из стран СНГ составлял 35,7 млрд долл., из которых около 14 млрд долл. - импорт газа. Соответственно, за вычетом газа, сальдо должно составлять +9,6 млрд долл. Сальдо –15 млрд долл., за вычетом газа, является корректным, только если предположить, что наш экспорт в страны СНГ/ТС должен был бы сократиться на 78,6%, при условии сохранения объемов импорта. Вы такое можете представить? Обычно падение на 4–5% уже становится чрезвычайным событием, а на 78% - это разве что в случае предвоенного состояния. Такое впечатление, что авторы инфографики для лучшей статистики просто посчитали дважды сумму платежей за газ - и в сальдо торгового баланса, и еще раз отдельно - как платежи за газ. Если так считать, то можно и счет на 160 млрд долл. нарисовать.

Абсолютно непонятно, о каких 5 млрд долл. инфраструктурных проектов и 2,5 млрд долл. проектов в рамках кооперации с Россией идет речь. Поскольку подписанные на прошлой неделе в Москве соглашения с Россией еще не обнародованы, сделать подробный экономический анализ настоящих договоренностей нет возможности. Но если авторы инфографики не обнародуют подробные расчеты, будем считать происхождение этих цифр результатом чересчур углубленного изучения произведений Леся Подеревянского.

Единственный показатель инфографики, для которого авторы, очевидно, использовали чужие и корректные подсчеты, - краткосрочные последствия создания ЗСТ для нашей торговли с ЕС. Пока наше торговое сальдо составляет минус 10 млрд долл. По оценкам МЦПИ, в случае подписания Соглашения об ассоциации экспорт должен был увеличиться на 1,21 %, а импорт - на 1,07 %. То есть в первый год отрицательное сальдо возрастает на 1 млрд долл. Но авторы агитпропа лукаво замалчивают другие составляющие расчетов: уже в период от 2 до 5 лет баланс изменяется в пользу украинской стороны - от 2 до 4%. Что касается отрицательного баланса в первый год, то ЕС как честный партнер еще во время переговоров о Соглашении об ассоциации четко выказал готовность компенсировать краткосрочные отрицательные последствия. Всем известная "макрофинансовая помощь ЕС" как раз с самого начала, еще с 1990-х гг., и была задумана как помощь на выравнивание торгового сальдо.

Авторитетный украинский исследователь Игорь Бураковский неоднократно, в частности и на полосах ZN.UA, публиковал объективные данные относительно влияния ЗСТ с ЕС на украинскую экономику. Согласно исследованию МЦПИ, создание ЗСТ с ЕС также дало бы положительные результаты, в частности увеличение ВВП Украины в 2014 г. в диапазоне от 0,09 до 2,65%, в зависимости от выполнения условий, предусмотренных в Соглашении об ассоциации. Рост экспорта преобладал бы над ростом импорта из-за ассиметричности уменьшения тарифных барьеров в торговле, ведь ЕС сразу же уменьшает или отменяет свои ввозные пошлины, тогда как Украина имеет определенный переходный период. Рост импорта мог бы превысить рост экспорта в том случае, если бы Украина начала активно модернизировать свою экономику, но это положительный фактор, ведь импортировалось бы оборудование, необходимое для переоснащения наших производств.

Складывается впечатление, что неизвестные эксперты просто сгребли вместе краткосрочные относительно положительные эффекты от последних договоренностей с Россией и полностью проигнорировали положительные эффекты в среднесрочной и долгосрочной перспективе от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Главная цифра в инфографике - 15 млрд долл. США из РФ, которые почему-то названы "инвестиционный кредит РФ". Инвестиционный во что?

Как информировало ZN.UA, часть этого кредита в сумме 3 млрд. долл. сразу же пойдет на возвращение другого кредита от России. То есть мы говорим о 12 млрд долл. Но даже если и 15, то на какие инвестиции их направят?

Секрет Полишинеля всем хорошо известен. Правительство официально показало в проекте госбюджета на следующий год дефицит около 60 млрд грн. Добавьте к этой цифре системный недобор в государственную казну со стороны таможни и налоговой - уже в октябре эксперты говорили о недопоступлении в нынешнем году от таможни и налоговой около 30 млрд грн, то есть на конец года эта сумма составит не меньше 40 млрд грн.

Несмотря на заложенные в бюджет оптимистичные прогнозы роста украинской экономики, такое впечатление, что в них не верят даже сами авторы прогноза. Поэтому ожидать, что налоговая и таможня смогут в 2014 г. выйти на более высокие показатели можно, только если начнется системная борьба с контрабандой. Отсутствие реакции на многочисленные публикации в ZN.UA по этому вопросу вынуждает усомниться в таких перспективах. Также в бюджет заложены 17 млрд грн. поступлений от приватизации. Цифры по этой статье доходов системно не выполняются уже несколько лет, а представить, что в предвыборный год кто-то захочет покупать объекты в стране, действиями ее же правительства втянутой во внутриполитический кризис без лучика надежды на выход из него, может лишь Н.Азаров. Хотя, подозреваем, и он не верит. Ведь заявил, что без российского кредита нас бы ожидала катастрофа.

Прибавим сюда еще объемы невозмещенного НДС (по данным ФРУ, в середине года эта цифра составляла свыше 18 млрд грн), и будем иметь действительно катастрофу: если подытожить лишь перечисленные цифры, то у нас получится дыра в бюджете на следующий год в сумме 135 млрд грн. Даже если в следующем году гениям от приватизации и удастся что-то продать, то уменьшить дыру до объема менее чем 120–125 млрд грн им точно не удастся. Это и есть те самые 15 млрд долл., которые будут направлены в 2014 г. в форме российского краткосрочного кредита на покрытие бюджетного дефицита. То есть на социальные выплаты, ведь капитальные затраты в проекте сведены до уровня статистической погрешности. Причем социальные затраты увеличены на 8%, что составляет 30 млрд грн. Это может предложить только Азаров - повысить социальные выплаты на 8% при падении ВВП (причем наш анализ вынуждает поставить под сомнение объявленный официальный уровень падения на 0,5% и уж точно считать невероятным 3%-ный рост следующего года).

Так в чем же инвестиционная суть кредита РФ объемом 15 млрд долл. США? Это инвестиции в строительство новых дорог в Украине? Или в доведение до критического уровня зависимости Украины от денежных вливаний в окончательно разбалансированный государственный бюджет? Если эти средства и являются инвестицией, то разве что в ошейник, который отныне будет красоваться на шее украинской государственности и который в Кремле будут теребить, когда им вздумается. 15 млрд кредита от России - плюс для платежного баланса лишь в 2014 г. Поскольку это государственный долг, то уже в 2015-м он превратится в минус 16,5 млрд долл. к платежному балансу, которые непонятно за счет каких источников будут покрыты.

Такое впечатление, что этот кредит, который очень быстро проестся, вернуть будет более чем сложно. Если учесть нынешние бюджетные разрывы и тенденцию их роста, то на конец 2015 г. вместе с этим кредитом дефицит может составить более 250 млрд грн - при запланированных поступлениях в бюджет в 2014 г. около 390 млрд грн и низкой вероятности инвестиционного бума в 2015 г. Более половины поступлений в бюджет страны. Как Азаров видит оплату этого счета? Начать продавать по кускам страну? Может, пусть он подумает лучше об этом, чем о распространении сомнительных рисуночков на сайте Кабмина?