UA / RU
Поддержать ZN.ua

Август в тылу

Война - это не только там, где стреляют. Это и там, где не мирятся. А с этим на Хмельнитчине, как и везде в нашей взбудараженной стране, все не слава Богу.

Автор: Светлана Кабачинская

На фоне того, что происходит сегодня в Украине, Хмельнитчине вроде как грех нарекать. Тихо ведь. Даже небо почти не гремело в жатву. Наоборот, небо в этом году словно задалось целью обеспечить подолянам хороший урожай и жатву в срок: когда надо - лило, когда надо - пекло. Так что в крае валовой сбор ранних зерновых и зернобобовых удался на славу - 1 млн 632 тыс. т. Средняя урожайность - самая высокая в государстве: 52,4 ц/га. Озимая пшеница расщедрилась на рекордный для области урожай - по 55,7 ц на круг. А сейчас селяне активно готовят почву под новый засев.

Только бы покоя нашей земле. Только бы не война.

Впрочем, война - это не только там, где стреляют. Это и там, где не мирятся. А с этим на Хмельнитчине, как и везде в нашей взбудараженной стране, все не слава Богу. Тем более что и арсенал оружия в области пополняется. Что-то становится очевидным, что-то, наверное, нет. 17 августа на винницкой трассе неподалеку от райцентра Летичев гаишники задержали, заблокировав, "Фиат", не остановившийся возле поста ГАИ по их требованию. Открыли багажник, а там - 60 единиц оружия: от ручного противотанкового гранатомета и автоматов до травматического пистолета. Плюс 900 патронов. В салоне - пятеро мужчин. Оказывается, это члены хмельницкого "Правого сектора" возвращались из зоны АТО. А оружие - свое и трофейное. Уверяют, что хотели сдать в милицию по месту проживания, но вот незадача - не успели.

Следователи открыли уголовное производство по ч. 1 ст. 263 УКУ, предусматривающей ответственность за ношение, хранение, приобретение, передачу или сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных веществ или взрывных устройств без надлежащего разрешения до пяти лет лишения свободы. Вину взял на себя один из участников вооруженного рейса. А "Правый сектор" обиделся: так с героями?! Начальник областного управления МВД Александр Розизнаный вынужден был через интернет-СМИ объяснять, что перед законом все равны.

Он, несомненно, прав. Вот только примеров у него нет. Скажем, за 10 дней до этого инцидента, 7 августа, областной центр всколыхнула новость: опечатали кабинет хмельницкого городского головы Сергея Мельника. Сам голова в то время был в отпуске. А в горисполком пришли представители самопровозглашенной территориальной общины города, несколько автоперевозчиков, представители Автомайдана и организации "Самооборона. Общественный контроль", отколовшейся от самообороны Майдана, и под предлогом защиты прав перевозчиков, в присутствии представителей аппарата горисполкома и журналистов, объявили городскую власть нелегитимной. Из-за того, якобы, что нет устава городской общины. Хотя на самом деле городской совет принял устав еще в 1994-м - самый первый в стране. Однако протестующие обжалуют право городского совета распоряжаться коммунальным имуществом города и делегировать эти полномочия горисполкому: дескать, это референдумом должны были бы решить хмельнитчане.

Юридическая казуистика осталась в тот день непроясненной. Как уже в течение нескольких месяцев остается без надлежащей оценки и реакции правоохранительных органов то, что один из участников этого протеста, т.н. территориальная община захватила и использует для собственных нужд бывшее помещение первой аптеки - в центре города, на улице Каменецкой. Ни милиция, ни прокуратура решительно ничего не делают, чтобы его освободить. В ответ на журналистское "почему?" милицейские и прокурорские чины тотчас мрачнеют и в который раз обещают "закрыть вопрос" в ближайшее время. Что ввело их в такое продолжительное оцепенение - обычная еще со времен Майдана поза страуса, кажущаяся им, по-видимому, гарантией самосохранения, или слухи о принадлежности "группы захвата" к "Украинскому выбору" Виктора Медведчука - движению, которое даже Википедия определяет как антиукраинское? Но факт остается фактом: защитники закона проявляют полное бессилие перед самоуправством кучки людей, прикрывающихся лозунгами прямой демократии и народовластия.

Событиям 7 августа не дали никакой публичной оценки ни правоохранители, ни руководители органов местного самоуправления, ни государственная власть. Хотя, честно говоря, в том, что область не вышла из берегов в этот беспокойный год, немалая заслуга профессиональной и опытной команды власти областного центра. Даже горисполком квалифицировал инцидент сугубо как "опасность возникновения транспортных войн". Политическое заявление принял только Совет Майдана, который, заметив странную синхронность этого протеста в Хмельницком с событиями в окрестных областных центрах - нападением на СБУ в Ужгороде, взрывом и пожаром в военкоматах Ровно и Житомира, - восприняла попытку дискредитировать и делегитимизировать местную власть как провокацию пророссийских сил, направленную на расшатывание ситуации в Украине.

Действительно, странное дело: относительно проукраинских сил местная милиция несет службу исправно. Относительно пророссийских - тушуется, а порой и откровенно тянет кота за хвост. Как, впрочем, и везде по Украине: для волынского Робин Гуда Саши Белого милиционерам хватило одного вечера и одной пули, а украиноненавистников в Крыму и на Донбассе охранники закона так долго оберегали и холили, что теперь справиться с ними почти полгода не может даже армия.

Хотя, возможно, это только автору этих строк мерещатся пророссийские силы в тыловом Хмельницком? Честно говоря, они здесь для дестабилизации обстановки совсем не обязательны. С этим успешно справляется назначенная Киевом власть.

Казалось бы, столица сейчас как никогда должна быть заинтересована в управляемости и надежности регионов - для головной боли ей хватит пылающего Донбасса и почти неподконтрольного Днепропетровска. Так что "на области" ей надо было бы ставить эффективных менеджеров, ответственных перед центром и авторитетных как для региональных элит, так и для революционных народных масс. Но политическая коррупция в который раз победила, и постмайданное общество вместо ожидаемого изменения системы власти получило злой шарж - квоты для "партий-победителей" на должности, области и территории.

Как уже не раз писало ZN.UA, Хмельнитчина досталась в приданое УДАРу. Не имея в области ни сети, ни кадрового резерва, УДАР, однако, не отказался от политического трофея. Конечно, и в такой ситуации можно было найти уже проверенных практикой успешных управленцев. Однако такие люди обычно самостоятельны в решениях и поступках. И УДАР, как и все "победители" в Украине, отдал предпочтение "своим" кадрам. Главой областной государственной администрации стал Леонид Прус - до этого далекий от всех политических процессов начальник областной семенной инспекции. Далекий настолько, что и не скрывал: все кадровые назначения делаются не в его кабинете, а "там" - и он многозначительно поднимал кверху глаза и палец.

Логическим последствием такой разительной несамостоятельности стал эксцесс с общественностью, настаивающей на назначении директором областного департамента здравоохранения нейрохирурга-майдановца Бориса Ткача. Прус сбежал от возбужденной общественности через окно. Этот, мягко говоря, негероический поступок нисколько не повлиял ни на карьеру Пруса, ни на принятие где-то "там" решения назначить руководителем медицинской сферы Хмельнитчины главного врача Каменец-Подольской районной больницы Якова Цуглевича. Общественность возмутилась, поскольку через Совет Майдана Цуглевич не проходил. И не прошел бы. И не потому только, что он - депутат райсовета от Партии регионов, и брат у него - московский бизнесмен. А прежде всего потому, что живет главный врач на широкую ногу - роскошный трехэтажный особняк на берегу Днестра (говорят, граничит с дачей народного депутата Владимира Мельниченко, больше известного украинцам как мужа Инны Богословской, а каменчанам - как экс-председатель городской организации Партии регионов), два дорогих автомобиля, катер: неужели это все куплено на зарплату главврача? "Брат помог", - отмахнулся от возмущенных майдановцев Цуглевич.

И действительно, чего теперь бояться майдановцам? Милиции на представлении нового руководителя меддепартамента 11 августа было ведь больше. А когда стало ясно, что от приставучих граждан так просто не отбиться, Цуглевича выручили коллеги главные врачи, демонстративно покинув зал и тем самым завершив действо. Еще бы: это назначение для них - гарантия, что в области все останется, каки было, без реформ-изменений-новаций-сюрпризов "от Ткача". А главное - все они останутся на своих местах: "свой" пришел.

Говорят, что действительность даже превзошла их ожидания: будто в департамент здравоохранения уже вернулись все схемы и суммы, внедренные и апробированные там предыдущим одиозным руководством - от 300 долл. за врачебную аттестацию до неафишированных "добровольных взносов" на развитие медицинской сферы от каждого медучреждения. Хотя в действительности, очевидно, все не так - просто московский "брат помогает"?

Произошли изменения и в департаменте образования и науки. Возглавил его ударовец Олег Фасоля - директор школы с райцентра Полонное. Действующий глава ОГА опирается на таких же, как сам, выходцев из провинции. Предыдущий, кстати, тоже так делал. Это не означает, что провинциалы - профессионалы хуже, чем хмельнитчане, - кто как. Но это означает, что их становление на новой должности займет несравненно больше времени (знакомство с кадрами, областью, овладение большим объемом работы, обустройство быта) и будет дороже для бюджета (жить-то где-то надо). А времени нет. И еще это означает, что своей карьерой они обязаны не собственным знаниям и умениям, которые дали возможность победить других претендентов на должность в честном и прозрачном конкурсе, - а только боссу, вытянувшему их "из грязи в князи". Как, собственно, сам Прус - председателю областной организации УДАРа нардепу Александру Корнейчуку. А следовательно, залог их пребывания на должности - не столько профессионализм и преданность делу, как верность патрону и послушание.

Риторический вопрос - разве за это стоял Майдан, представлял ли он в самых страшных снах такую "перезагрузку власти"? А впереди еще выборы в Верховную Раду, на которые, говорят, вчерашние нардепы-регионалы и примкнувшие к ним мажоритарщики уже все как один пойдут в колоннах "национально-демократических сил" - президентской "Солидарности", Радикальной партии Ляшко, УДАРа: и Буряк, и оба Герег, и Лабазюк, и Мельниченко - все. А там вскоре наступит очередь местных выборов. Ведь местные советы сегодня категорически не соответствуют современным политическим реалиям. Фракции Партии регионов самораспустились, а их оппоненты вместо того, чтобы взять власть в свои руки, - дезорганизовались. Скажем, главу фракции "Батьківщини" в областном совете, руководителя "оранжевого" облсовета Ивана Гладуняка - единственного из оппозиции, с чьим авторитетом считались в совете и регионалы, и коллеги по трудно управляемой фракции, и едва ли не последнюю в областной организации "Батьківщини" самостоятельную фигуру, оставшуюся вне влияния нардепа Олега Лукашука, - 7 августа исключили из партии и из всех ее представительских органов (якобы за нарушение уставных требований и действия, повредившие авторитету партии). Остался ли авторитет у Юлиной партии на Хмельнитчине, покажут выборы, к которым, похоже, кое-кто из "Батьківщини" и расчищает себе путь от сильных соперников. А что в областном совете теперь нет ни единой влиятельной политической силы - это уже факт.

Разве может нам сильнее повредить внешний враг?

…Под занавес лета начальником управления СБУ в Хмельницкой области стал полковник запаса Анатолий Будовицкий. Порошенко знает его лично: бывший заместитель начальника облуправления СБУ был заместителем руководителя его регионального штаба на выборах. Хорошо, что президент сумел рассмотреть в нем профессионала. Это одно из весьма немногих пока что кадровых назначений в области, вселяющее надежду.