100 дней мэра Херсона в истории Украины были уникальными. Это первый мэр, который является городским головой и до сих пор остается народным депутатом и представителем депутатской группы «За майбутнє». Вопреки закону.
После победы во втором туре Игорь Колыхаев решил набраться опыта в вопросах местного самоуправления и поехал сначала во Львов, а потом — в Харьков.
Но как выяснилось, для того чтобы специалисты города Харькова прибыли в город Херсон, условия там должны быть не хуже, чем в Харькове, — уровня «лакшери». Но в Херсоне не дотянули, поэтому, наверное, в мэрию из облрады постепенно переехали кадры одиозного Владислава Мангера.
Предыдущую структуру рады Колыхаев критиковал за чрезмерное количество работников. А в этом году сам мэр увеличил численность аппарата почти на 14%. Это при том, что бюджет города дефицитный: не хватает по меньшей мере 130 млн грн.
Однако даже с дефицитным бюджетом мэр может влиять на принятие решений в раде. Его партия «Нам тут жити!» сформировала коалицию с другими политсилами. Но, к сожалению, не определила приоритеты для развития городского проекта, который уже много лет замыкает все рейтинги областных центров.
«Рух ЧЕСНО» для спецпроекта с ZN.UA анализирует первые 100 дней работы мэра Херсона и то, как ему и его команде удается выполнять предвыборные обещания.
Как работали горрада и исполком
На протяжении декабря Игорю Колыхаеву удалось собрать условную коалицию, куда, кроме его фракции, вошли фракция ОПЗЖ и часть депутатов от «Слуги народа», ориентирующихся на главу облрады Александра Самойленко. Для этого даже сменили главу фракции, ведь группа бывшего главы Юрия Кириллова отказалась сотрудничать с мэром.
Их голосами Колыхаеву без проблем удалось принять бюджет, часть программ и нужных кадровых решений. Депутаты оперативно назначили двух заместителей, но отказались голосовать за новую структуру исполнительных органов. Два варианта этого важного документа даже не выносили в зал, а третий приняли лишь в конце февраля.
В исполкоме Игорь Колыхаев ожидаемо собрал большей частью лояльных к себе людей. По партийным квотам из 23 членов исполкома вошли только шесть.
Это должно было означать, что любое вынесенное мэром решение будет проголосовано, но уже в январе 2021 года случилась первая неудача. Исполнительный комитет не поддержал проект решения о демонтаже МАФа на центральном проспекте, владельцев которого к тому времени медиа уже окрестили личными врагами мэра. Никакого объяснения такой нелюбви именно к этому МАФу нет. Один из его владельцев Виталий Гаврилов сообщил мне, что никогда не имел конфликтов и готов к диалогу. Но диалог сейчас не получается.
По поводу этого здания за день до заседания исполкома даже проводили отдельное заседание комиссии, где переголосовали решение, уже приостановленное к тому времени судом.
На исполкоме против этого решения выступил заместитель городского головы Владислав Кондратов, которого поддержало большинство членов исполкома. Это стоило ему должности. В феврале по представлению городского головы депутаты отправили Кондратова в отставку.
Кадровые вопросы
Игорь Колыхаев — херсонец, но весь его сельскохозяйственный бизнес сконцентрирован в нескольких отдаленных районах области. До начала 2020 года, пока он не начал агрессивную предвыборную кампанию, о нем в областном центре мало кто слышал. В степных избирательных округах Бериславщини в 2015 году его избрали депутатом облрады от Блока Петра Порошенко, а в 2019-м на внеочередных выборах в Верховную Раду по 184-му округу — народным депутатом как самовыдвиженца. Он до сих пор является де-юре нардепом: из-за манипуляции парламентского монобольшинства, которое не хотело назначать выборы на округе, ВРУ так и не рассмотрела его заявление об отказе от мандата.
Новый херсонский мэр начал формировать кадровую политику еще до победы во втором туре. Не дождавшись объявления результатов выборов, Игорь Колыхаев поехал в Винницу и Львов. В этих городах он перенимал опыт, а по возвращении заявил, что его заместителями на должности мэра будут неместные специалисты высшего класса из этих городов.
Однако никто из жителей указанных городов заместителем Игоря Колыхаева не стал.
Накануне первой сессии горрады в Херсон действительно приезжали люди из команды Андрея Садового: Виктория Довжик и Андрей Шевцив. Они консультировали команду Колыхаева, но о каком-либо переезде не договаривались.
«Я точно не планирую переезжать в Херсон и не буду работать его заместителем. Мы просто помогаем вашему новоизбранному мэру, консультируем, надеюсь, это поможет вашему бюджету», — рассказала Виктория Довжик в комментарии «ЧЕСНО».
На этом попыток привезти в Херсон специалистов из других городов Игорь Колыхаев не прекратил. В начале января 2021 года он посетил Харьков, где за круглым столом перенимал опыт «руководящего состава Харьковской городской рады». Результатом этого стал приезд в Херсон делегации во главе с заместителем главы департамента по вопросам семьи, молодежи и спорта Харьковской горрады Викторией Грецкой-Миргородской.
Она даже выступала перед херсонскими депутатами с речью о «содействии развитию общественного движения и реформированию органов государственной власти». И при этом прямо во время сессии обсуждала с Игорем Колыхаевым условия переезда привыкших к «лакшери» специалистов из города Х в город Х. Этот момент сфотографировали местные журналисты.
После этой переписки лакшери-кадры в Херсоне больше не появлялись.
Единственным специалистом из другого города, попавшим в команду Колыхаева, стал бывший житель Керчи Борис Вейшторт. Его планировали назначить на должность главы реформированного департамента городского хозяйства, а до его создания поставили советником городского головы. Правда, пробыл он в статусе советника всего два дня.
В день назначения вышел материал о крымском прошлом и херсонском настоящем нового советника мера Херсона, где упоминали его российское гражданство, участие в строительстве и прославлении Крымского моста и другие весьма неприятные вещи. На следующий день он перестал быть советником, но посещает совещания в кабинете Колыхаева до сих пор.
Слабая кадровая политика Игоря Колыхаева стала первым неприятным сюрпризом для его избирателей, которым он обещал «армию креативных менеджеров», подготовленных на тренингах бывшим секретарем городской рады времен Владимира Сальдо Юрием Погребным. Несколько месяцев он проводил платные тренинги для желающих работать в мэрии, но ни одного известного их участника во власти мы пока не увидели.
Зато Юрий Погребной как советник городского головы на общественных началах провел тестирование для чиновников, результаты которого до сих пор неизвестны. Как и неизвестны правовые последствия составления или несоставления этого теста, который и.о. начальника юротдела горрады Сергей Цыганок назвал ежегодным оцениванием.
Кстати, сам Цыганок является показательным примером кадровой политики Игоря Колыхаева, в своей предвыборной программе (о ней поговорим ниже) обещавшего прозрачные конкурсы на все должности. Но бывшего первого заместителя областного прокурора С.Цыганка назначили советником городского головы, откуда перевели на должность специалиста юридического отдела и, чтобы не проводить конкурс (который по всем параметрам мог выиграть кто-то другой) возложили на него исполнение обязанностей начальника отдела.
Сергей Цыганок стал известен всей стране участием в фальсификации дела нападения на Катю Гандзюк, а именно — в части задержания «стрелочника» Николая Новикова. Он как и.о. облпрокурора лично курировал дело Новикова и утверждал (в том числе лично мне), что именно тот и является напавшим.
Менее известен он участием в деле о рейдерском захвате сельхозпредприятий на Херсонщине, где выступал на стороне экс-нардепа Николая Паламарчука и его помощника Игоря Павловского.
Интересный разговор с Цыганком после заседания в Херсоне временной комиссии по делу убийства Кати Гандзюк приводил в Facebook нардеп Борислав Береза.
Однако широкий шлейф мелких дел, о котором хорошо знают херсонцы, не помешал Игорю Колыхаеву назначить Цыганка на должность и.о. начальника юридического отдела.
Кстати, вероятный заказчик нападения на Катю Гандзюк Владислав Мангер сам не успел стать членом команды Игоря Колыхаева, хотя и собирался. Но его люди после выборов переехали из кабинетов областной рады в городскую раду. Заместителем мэра стала Оксана Рукавишникова, бывшая заместителем Мангера как главы облрады, и.о. управляющим делами — Максим Кондратенко, который работал на такой же должности у Мангера, а дает советы Колыхаеву Антон Калиниченко, возглавлявший несуществующий Дворец спорта. Пресс-секретарем мэра стала бывший коммуникатор Мангера Галина Ляшевская, которая еще недавно писала письма Юлии Мендель и уверяла всех в невиновности своего руководителя.
Почти полным составом в мэрию без какого-либо конкурса перекочевали сотрудники отдела аудита. Их всех оформляли советниками мэра и переводили без конкурса на должности в новообразованном отделе.
Финальным аккордом 100 кадровых дней мэра Херсона стало назначение на должность директора департамента архитектуры и землепользования депутата облрады от Блока Владимира Сальдо Михаила Жарова, который якобы выиграл конкурс, хотя о его победе в СМИ говорили задолго до объявления результатов. Он уже работал на этой должности, но после обвинений в коррупции и непрозрачном распределении земельных участков, предназначенных для участников АТО, подставным людям был уволен.
В декабре 2019 года к М. Жарову, официально не работавшему в Укртрансбезопасности, приходили с обысками сотрудники СБУ в рамках уголовного дела о коррупции в этом ведомстве.
Интересно, что во время предвыборной кампании почти всех этих людей публично не было в команде будущего мэра. Похоже, их стыдились показать избирателям.
Выполняет ли мэр Херсона предвыборные обещания?
Скажем сразу, найти предвыборную программу Игоря Колыхаева во время кампании мы не смогли. Частично, как мы поняли позже, ее опубликовали в газете кандидата и материалах с признаками заказанности в СМИ, но целостного документа у нас не было.
Позже сайту «Херсон. Громада. Инициатива» удалось найти и опубликовать этот документ.
И первое, что мы зафиксировали по результатам его изучения, — мэр начал свою работу не с выполнения предвыборных обещаний, а с темы МАФов, хотя этой проблемы в его программе вообще не было.
Во время первого общения со СМИ в должности мэра Игорь Колыхаев заявил, что его первым решением станет запрет на строительство МАФов, которые «мешают жить херсонцам». Он распорядился обновить карту ларьков, после чего выяснилось, что часть незаконных МАФов принадлежат… его депутатам. Вопрос о демонтаже части из них показательно опубликовали на сайте, но сейчас не выносят на заседание исполкома. Тем временем депутаты частично изменили свое же решение о запрете устанки новых МАФов в городе, разрешив продлить так называемые паспорта привязки, что позволит возобновить документы нелегальных депутатских ларьков.
Борьба херсонского мэра с МАФами продолжается сто дней, но ни одна из сторон победу до сих пор не празднует. И хотелось бы, чтобы эта борьба постепенно не превратилась в банальное вытеснение чужих под потребности своих.
Перейдем к обещаниям. Программа кандидата составлена таким образом, что в ней приводится какой-то факт из жизни города, который не удовлетворяет самого кандидата или его избирателей, и сообщается, как эту проблему решит Игорь Колыхаев.
Управление и бизнес
Чтобы закончить с кадровыми вопросами, напомним, что кандидата Колыхаева не удовлетворяло количество работников исполнительных органов Херсонской городской рады. Данные о существующих 542 сотрудниках в программе представлены как негатив. Хотя в новой утвержденной структуре депутаты, по представлению мэра, установили численность чиновников на уровне 619 человек.
К тому же еще в январе мэр самоустранился от выполнения части работы. Он издал распоряжение (его, с помощью запросов на информацию, нашли журналисты, потому что оно не публиковалось на сайте горрады), согласно которому отказался расписывать документы. Это право мэр передал заместителям и секретарю рады.
В сфере открытости Колыхаев обещал отчитываться со своей командой каждые шесть месяцев, что проверить сейчас невозможно, зато уже можно констатировать, что обещание о регулярных личных приемах и выездных совещаниях городской голова в первые сто дней работы не выполнял.
Информации ни об одном проведенном лично городским головой приеме, который должен проходить в первый и третий понедельник каждого месяца, на сайте городской рады нет. Как и нет ни одного поручения, изданного по результатам таких приемов. Зато мы фиксировали жалобы председателей ОСМД на то, что у городского головы нет личных приемов.
Среди выполненных обещаний этого блока — создание департамента экономики и инвестиций со штатом 30 человек и управления маркетинга города и туризма. Правда, финансирование комплексной программы развития туризма в городе Херсоне по сравнению с прошлым годом не увеличили, оставив немногим меньше 600 тыс. грн. Наверное, у Колыхаева есть какие-то скрытые резервы, или он надеется на перераспределение свободных остатков.
Как и обещал мэр, его депутаты начали создавать «Муниципальную стражу» и планируют наделить ее широким кругом полномочий — от кинологии до парковочного бизнеса.
Коммунальное имущество, благоустройство, ЖКХ и дороги
Отдельно кандидат в мэры обещал навести порядок в делах с коммунальным имуществом и землей. В частности разработать новый генеральный план города, не обновлявшийся с середины 2000-х годов. Но в бюджет на эти нужды заложили 2,6 млн грн, тогда как главный распорядитель средств указал о необходимости выделить на эти работы почти 9 млн грн.
В этом же разделе кандидат обещал, что выделение земельных участков в аренду и их продажа будут происходить только на условиях прозрачных конкурсов и аукционов. Но уже 15 января 2021 года Игорь Колыхаев подписал непубличное мировое соглашение с предпринимателем, продлив ему без решения сессии сроки аренды.
Большая часть программы Колыхаева и его агитационная кампания строились на вопросах ремонта дорог, модернизации пассажирского транспорта и благоустройства. Обещания здесь были тоже довольно расплывчаты, но зафиксировать планы по выполнению части из них мы можем. Так, в бюджете на 2021 год не заложены средства на приобретение коммунальной техники, тогда как в программе было обещание приобрести три единицы. Нет в бюджете и средств на обновление коммунального транспорта.
Кроме того, в бюджете на 2021 год было уменьшено финансирование ремонта дорог. Если в прошлом году городская власть, которую критиковал кандидат в мэры Игорь Колыхаев, израсходовала на меры, связанные с ремонтом дорог, 12,5 млн грн при запланированных 7 млн, то в бюджете нового мэра предусмотрено лишь 8,8 млн грн. При том что главный распорядитель средств подал бюджетный запрос на 35 млн грн.
Наиболее болезненный вопрос — передача в коммунальную собственность государственной Херсонской ТЭЦ, которая обеспечивает отопление половины города вдвое дороже, чем коммунальное предприятие, — тоже был среди обещаний кандидата в мэры. Но за 100 дней херсонцы так и не услышали, как именно будет решаться эта проблема.
Вместе с тем, как и обещалось в программе, мэр Херсона начал проверять подрядчиков, которые ремонтируют лифты, выделять средства на проектирование реконструкции парков и скверов в сумме 1,1 млн грн, наводить порядок в вопросе коммунального полигона твердых бытовых отходов, привлекать предпринимателей к благоустройству города, вести переговоры с потенциальными строителями мусороперерабатывающего завода.
Школы, больницы и социальная защита
В программе кандидат также обещал построить в новом микрорайоне Таврийский 4-А школу и поликлинику, на которых за последние 15 лет не пиарился только ленивый кандидат. В бюджете даже предусмотрели почти 5 млн грн на проектные работы по строительству школы, но 10 марта на внеочередной сессии горрады эти деньги сняли и передали на другой объект, объяснив отсутствием в государственном бюджете средств для софинансирования проекта. Денег на поликлинику в бюджете не предусмотрели.
Как и не предусмотрели средства на: новый хоспис и хосписные отделения в городских больницах, создание просветительского центра для родителей при одной из больниц, программу поддержки молодых врачей.
На рассмотрение депутатов до сих пор не вынесли обещанное решение о запрете продажи помещений школ и детсадов и возвращении их из аренды непрофильных организаций.
Кроме этого, будущий мэр обещал, что в случае его победы за пять лет в Херсоне построят два детских садика или реконструируют два ныне бездействующие. Если учесть скорость возведения детского садика при школе № 5, который начали строить за счет средств из ГФРР еще в 2019 году и до сих пор не завершили уже в рамках «Большого строительства», то проектировать нужно уже в этом году, но средства на это в бюджете не предусмотрены.
В вопросах социальной защиты обещаний было особенно много. Это и создание «Центра помощи херсонцам», на который не предусмотрены средства в бюджете, и строительство звуковых светофоров и пандусов, на что денег тоже пока не запланировали. Зато по представлению мэра депутаты ликвидировали городской Дом ветеранов.
Очевидно, что депутатам и мэру достался непростой бюджет, реальный дефицит которого приближается, по словам председателя бюджетной комиссии Андрея Дмитриева, к 130 млн грн, но им все равно придется искать дополнительные ресурсы, чтобы выполнить хотя бы часть обещанного. Уже сейчас понятно: мэра и его команда не имеют определенных приоритетов, которые могли бы стать хоть какими-то точками роста депрессивного областного центра, который много лет плетется в хвосте всех общенациональных рейтингов.
В отношении других предвыборных обещаний каждый желающий херсонец может хоть и через сто дней после выборов, но просмотреть программу и оценить ее выполнение на собственное усмотрение.
«Рух ЧЕСНО» для спецпроекта с ZN.UA «100 дней работы мэра» также проанализировал, как выполнял обещания мэр Киева Виталий Кличко.