Причина довольно проста и, надо сказать, привычна: Европейский центральный банк снова отстает от Федеральной резервной системы в активности своей монетарной политики. Дело в том, что центральные банки ведущих стран вплотную подошли к тому моменту, когда пора начинать повышать ставки. Или, по крайней мере, серьезно задумываться о том, когда начинать цикл повышений. Экономика потихоньку укрепляется, безработица снижается, вопрос только в инфляции, которая не спешит расти и этим удерживает центральные банки от решительных шагов. В таких условиях предпосылки для повышения курса получает валюта той страны, центральный банк которой первым созреет к ужесточению монетарной политики. И сейчас перевес на стороне доллара.
Хотя в начале мая американская валюта терпела поражение за поражением. Вышедшие предварительные данные показали, что в США рост ВВП в первом квартале составил всего +0,1% (против прогноза +1,2%). Отметим, что в конце 2013 г. экономисты прогнозировали рост ВВП США в первом квартале на 4%. Разочарование было столь сильным, что даже очень хороший отчет по рынку труда США не смог удержать ситуацию. Стоимость евро в долларах в это время вплотную приблизилась к психологически очень важной отметке 1,40 (максимум был установлен на 1,3993). Европейцы были от этого, скажем так, не в восторге, поскольку сильный евро вредит экспорту, а рост экономики еврозоны и так пока скромнее некуда.
Обратное движение курса началось после того, как в ходе своего выступления в Конгрессе председатель ФРС Джанет Йеллен заявила, что уверена в продолжении роста американской экономики. Она также отметила, что ФРС продолжит сокращение программы покупки активов по мере восстановления экономики, причины замедления которой в первом квартале с.г. носили преходящий характер. По мнению главы американского центробанка, условия на рынке труда далеки от удовлетворительных, однако ситуация улучшилась.
Также денежно-кредитные власти США ожидают, что пройдет немало времени между завершением процесса покупки активов и первым повышением процентных ставок. Йеллен сказала, что если все будет идти по плану, QE завершится осенью. Аналитики тут же сделали вывод, что первое повышение ставок планируется где-то еще через год, а именно - в четвертом квартале 2015-го.
Последний новый импульс для роста курса доллара возник после того, как опубликованный на нынешней неделе апрельский статотчет показал неожиданное увеличение заказов на товары длительного пользования в США (+0,8% против прогноза 0,5%). В четверг, 29 мая, стоимость евро упала до 14-недельного минимума (1,3585 долл./евро)
Правда, влиятельный Goldman Sachs понизил прогноз роста американской экономики во втором полугодии с.г. с 3,50 до 3,25%. К слову, уточненные данные по ВВП США за первый квартал оказались хуже и предварительных показателей, и прогнозов (-1,0% вместо -0,5%). Однако даже это уже не оказало какого-то разрушительного воздействия на настроения участников рынка.
А в это время в еврозоне также обсуждают изменения в монетарной политике, но совсем иного рода - перспективы дальнейшего снижения ставок. Более того, рассматривается возможность внедрения программы выкупа активов, пример которой показали США. Правда, по последним данным, ЕЦБ будут уговаривать воздержаться от этой затеи.
Еще в начале месяца данные из еврозоны радовали. Особенно вдохновляли Испания и Португалия, которые приблизились к моменту выхода из программы помощи. Однако 8 мая Европейский центральный банк на очередном заседании оставил ключевую процентную ставку на рекордном минимуме (0,25%). В апреле глава ЕЦБ Марио Драги призвал к принятию дополнительных мер в случае, если рост единой валюты начнет негативно сказываться на инфляционных процессах.
Поскольку евро на уровне 1,40 никому в Европе не нравится, то уже в мае Драги заявил, что его ведомство сохранит в высокой степени стимулирующую монетарную политику и в случае необходимости предпримет немедленные меры. Он добавил, что европейские монетарные власти будут внимательно наблюдать за развитием ситуации в экономике и на денежных рынках и в случае необходимости будут действовать. Также Драги сказал, что ЕЦБ будет комфортно начать действовать в июне. Именно это "в июне" рынок услышал и, похоже, серьезно воспринял эти слова - евровалюта начала валиться.
Позже вышли данные по ВВП еврозоны за первый квартал - рост составил 0,2% против прогноза экспертов в 0,4%. В связи с этим аналитики ведущих банков понизили прогноз роста экономики еврозоны по итогам 2014 г. с 1,4 до 1,2%.
Тем временем инфляция в регионе остается на пугающе низком уровне. Например, в Германии в апреле индекс потребительских цен составил -0,2% против +0,3% в предыдущем месяце. Менее важные, но не менее показательные данные, такие, как индексы деловой активности в производственной сфере различных стран еврозоны, оказались ниже прогнозов. Индекс деловой активности в производственном секторе ЕС в целом упал до 52,5 п.п. (против ожиданий в 53,2 п.п.).
Чуть позже немецкий институт IFO опубликовал данные по деловому оптимизму в крупнейшей европейской экономике, которые оказались не только значительно хуже прогнозов, но и ниже апрельских показателей (110,4 против 111,2 в апреле и прогноза 110,9). Также они показали увеличение количества безработных в Германии.
Данные еще раз напомнили, что восстановление экономики в еврозоне остается хрупким и нестабильным. Низкая инфляция в сочетании с неустойчивым восстановлением экономики делает дальнейшее смягчение монетарной политики ЕЦБ более чем реальным. По мнению большинства экспертов, в июне следует ожидать как минимум снижения ставки рефинансирования ЕЦБ и депозитной ставки на 10 б.п. Иными словами, все уже смирились с мыслью, что снижение ставок неизбежно, и теперь просто ждут подтверждения своих прогнозов.
Более того, определенное давление на единую валюту оказывает беспокойство по поводу выборов в Европе, результаты которых будут озвучены на выходных. Так что так или иначе нисходящий тренд по евро остается в силе. Аналитики UBS, например, считают, что курс евро продолжит свободное падение и после июньского заседания ЕЦБ, ожидая его значение в районе 1,25 долл. к концу текущего года. А вот Societe Generale более оптимистичен. По мнению его экспертов, евро завершит
2014 г. в районе 1,32 долл.