Из всех сотен иностранных компаний, покинувших Россию в ответ на ее вторжение в Украину, французские уходят наименее активно.
Из 57 французских компаний в РФ только 5% полностью ушли с российского рынка, а 44% — лишь приостановили деятельность в той или иной степени. Таким образом, огромный 51%, они же 29 крупнейших французских компаний, абсолютно ничего не сделали. При этом из американских компаний в России только 6% ничего не сделали, 37% полностью вышли из России, а 56% приостановили свою деятельность. Повторим вопиющее несоответствие: 51% всех французских и только 6% американских компаний в РФ ничего не сделали для ухода с этого рынка.
Вот почему президент Украины Владимир Зеленский так публично критиковал французский бизнес, призывая его покинуть Россию в своем видеообращении к французскому парламенту в конце марта: «Renault, Auchan и Leroy Merlin должны перестать быть спонсорами российской военной машины, — ценности важнее прибыли».
Официальная позиция Франции
Официальный представитель французского правительства Габриэль Атталь заявил в интервью France Info, что французские компании не получали приказа правительства покинуть Россию. Он добавил, что решения по этому вопросу принимаются советами компаний. «С другой стороны, им не позволяют делать новые инвестиции и расширять деятельность в России», — отметил Габриэль Атталь.
Также он пояснил, что правительство работает над усилением санкций, но они должны быть эффективными и ударить в первую очередь по российской, а не по французской экономике.
«Россия не уйдет из Европы, она останется нашим соседом. В любом случае мы будем поддерживать отношения с Россией», — сказал Габриэль Атталь.
Инвестиции в Россию
Конечно, будут, для французского бизнеса РФ — огромный рынок, который они не хотят терять, потому что инвестировали в него в последние годы немало.
Объем французских инвестиций в Россию на 2021 год составил 21,7 млрд долл. США, в то время как общий объем российских инвестиций во французскую экономику — 3,1 млрд долл. С 2018 года тот же Макрон лично призывал французские компании больше инвестировать в Россию, особенно в агропродовольственную отрасль, космическую индустрию и цифровую экономику, что они и делали. И, несмотря на санкции, Франция остается не просто поставщиком стройматериалов, еды или авто, но и одним из немногих поставщиков «умных» инвестиций, то есть инвестиций, связанных с появлением продвинутых технологических решений и дальнейшим созданием высококвалифицированных рабочих мест в РФ.
Это подтверждает и торговый баланс обеих стран: сальдо торгового баланса России при торговле с Францией стабильно является отрицательным. Подавляющую часть российского экспорта составляют минеральные ресурсы, в то время как у Франции распределение более равномерное и преобладают товары с большей добавленной стоимостью. Проще говоря, Франция в гораздо большем выигрыше от этого сотрудничества, поэтому так охотно инвестирует деньги в эту страну.
За последние несколько лет все больше компаний с французским капиталом изъявляли желание работать на российском рынке. Активное сотрудничество особенно заметно в энергетике, авиационной и автомобильной промышленности, железнодорожном транспорте, инфраструктурных проектах, фармацевтической и пищевой промышленности, совместных инвестициях в третьи страны.
Прибыль вместо принципов
Следует отметить, что французские компании являются крупнейшим иностранным работодателем в России, предоставляя рабочие места 160 тысячам человек в различных секторах, но особенно в энергетике, оптовой торговле и пищевой промышленности. Это данные Министерства экономики Франции.
Французские предприятия в России, как правило, работают в более трудоемких секторах услуг, чем их американские, немецкие или итальянские коллеги. Одна только французская компания Leroy Merlin, например, имеет около 100 магазинов и 45 тысяч сотрудников в России. Крупные французские компании, такие как Merlin, выдвинули аргумент, что для них неэтично бросить тысячи своих сотрудников, а вывод инвестиций из России пойдет только на пользу российскому государству, поскольку оно экспроприирует оставшиеся их активы.
Однако полный выход из России — это крайний вариант. Но ведь и присоединяться к тем компаниям, которые приостанавливают бизнес в РФ, они тоже не хотят. То есть это все-таки не про этику, а про бабки.
«Санкции не работают, если применяются половинчато, за исключением фармсектора, оставшиеся в России нероссийские компании ставят деньги выше морали и прибыль выше людей», — сказал в интервью Investment Monitor аналитик GlobalData Дэниел Кларк.
«Некоторые компании заявили, что остаются в России, потому что несут моральную ответственность и обязательства перед потребителями. Каким бы важным ни был российский рынок, ведение бизнеса на нем повлияет на корпоративную репутацию», — добавил он.
Другие высказывают еще более сильное несогласие с идеей, что некоторые компании остаются в России, потому что считают этически привлекательным не терять свою огромную рабочую силу.
«Они не ушли, потому что Россия представляет собой большую часть их рынка, поэтому они беспокоятся о потере своей прибыли», — заявил на этой неделе в интервью Investment Monitor бывший главный инвестиционный советник премьер-министра Украины Даниэль Билак.
«Они не беспокоятся о своих сотрудниках. Они постоянно нанимают и увольняют людей, но они должны думать о том, что их сотрудников убивают в Украине или о детях, которых бомбят во сне. Пытаются ли они провести этическое сравнение с этим? Это бесчеловечно. У вас нет моральной ясности и твердости ваших убеждений», — подчеркнул он.
Билак утверждает, что если компания не покидает Россию, она причастна к финансированию государственного терроризма путем уплаты налогов российскому государству, добавляя, что это должно стать проблемой для компаний.
***
Показательно, что после некоторого спада в 2014 году, то есть с момента введения первых санкций против РФ в связи с аннексией Крыма, далее торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России и Франции стабильно процветает. Франция как была, так и остается ключевым экономическим партнером России, занимая достаточно высокое 6-е место среди стран ЕС по объему инвестиций в российскую экономику и 5-е место по объему товарооборота.
Более 500 компаний с французским капиталом работают в различных отраслях российской экономики. Французский бизнес занимает особое место в российском топливно-энергетическом комплексе, автомобилестроении и, конечно же, в пищевой промышленности. Везде можно отлично заработать.
Французы, за высокие европейские ценности которых каждый день умирают украинцы, оказались весьма циничны и беспринципны, однозначно дав понять, что не намерены терять ни заработки, ни инвестиции, даже если цена вопроса — человеческие жизни.
Больше статей Наталии Власюк читайте по ссылке.