UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все, что было в Польше, остается в Польше

Надо ли облагать налогами доходы заробитчан?

Авторы: Константин Швабий, Татьяна Яроцкая, Светлана Федчук

В 2017 году, по данным Всемирного банка, денежные переводы заробитчан, работающих за пределами своей страны, по всему миру составили 624,8 миллиардов долларов.

По сравнению с предыдущим годом прирост равнялся почти 7%. По прогнозным оценкам этой же организации, в 2018-м объемы переводов достигнут 688,9 млрд долл. За последние десять лет по всему миру они удвоились, и, похоже, эта долгосрочная тенденция только усилится. Это обусловлено разными социальными, экономическими, иногда политическими причинами, но не об этом речь.

Украинские заробитчане не плетутся в хвосте. Как мы знаем, в 2017 г. наши соотечественники перевели на родину 12,2 млрд долл., а в 2018-м - рекордные 16,4 млрд. Стремительный рост трудоустройства украинцев за границей, в основном в странах Европейского Союза, произошел после получения безвиза, хотя и до этого, по разным оценкам, до 6 млн наших соотечественников в поисках лучшей доли работали в разных странах мира.

Буквально за три последних года объемы переводов выросли с менее 6% ВВП до почти 11%. Это приблизительно столько же, сколько по состоянию на сегодняшний день составляют состояния долларовых миллиардеров из Украины. Только заробитчане переводят деньги в Украину, а миллиардеры их вывозят. С доходов первых налоги платятся, поскольку большая доля переводов идет на потребление, ведь поддерживают они наименее обеспеченные слои населения, а доходы вторых редко становятся объектами налогообложения и чаще всего используются на всякую ерунду. Первые зарабатывают свои деньги честно, тяжелым трудом, а вторые - на сомнительных схемах типа "Роттердам+", "Укроборонпром-", периодических валютных кризисах или фиктивных банкротствах банков. Следовательно, выводы о справедливости и первоочередной необходимости реформ в тех или иных сферах каждый может сделать сам, поскольку это очевидно. В общем-то, мы о другом.

По относительным показателям объема переводов мы даже опередили такую страну, как Филиппины (10,46%ВВП). В мировом рейтинге более высокие, чем украинские, показатели только у таких небольших стран, в значительной степени зависящих от доходов своих заробитчан, как Непал (28,31% ВВП), Ямайка (16,63), Грузия (11,83% ВВП). Для сравнения, традиционные мировые лидеры - Индия и Китай (по объемам переводов в абсолютных величинах показатели за 2018 г. составляют 79,5 млрд и 67,4 млрд долл.) получают в относительном эквиваленте из-за границы всего 2,66 и 0,23% от ВВП соответственно.

На этот феномен давно обращают внимание отечественные эксперты, говоря о том, что денежные переводы - это важный источник валютных поступлений в нашу страну в целом и для валютных резервов НБУ, в частности, что действительно превратилось в существенный фактор стабильности платежного баланса. Объемы переводов четвертый год подряд в разы превышают прямые иностранные инвестиции в Украину. За это всех украинских заробитчан абсолютно справедливо называют "герои нашей экономики" (см. А.Гайдуцкий, "Герои нашей экономики" ZN.UA №8 от 2 марта 2019 г.). Чрезвычайно важно также то, что их заработки поддерживают наименее обеспеченные и неимущие слои населения, немного укрепляя хрупкое состояние социальной стабильности в стране, где идет война, а на ее фоне буйно цветет коррупция! Согласно проведенным ранее исследованиям, на основе данных ежегодного обследования условий жизнедеятельности домохозяйств Украины за 2004–2010 гг., главными бенефициарами денежных переводов были домохозяйства с наименьшим уровнем доходов. В среднем домохозяйства второго и третьего децилов получали около 10% своих доходов в форме денежных переводов. По мере роста дохода удельный вес этого источника падал до 4,3%. Хотя данные немного и устарели, но с большой долей вероятности можно предположить, что общая картина не изменилась.

И вот на этом фоне у наших власть имущих время от времени появляются "новаторские" идеи или о введении каких-либо ограничений, в частности при начислении субсидий, или о налогообложении этих поступлений. Деньги, и как мы видим, немалые, идут мимо казны, и бюрократы ничего поделать с этим не могут. Ведь значительная часть переводов попадает в Украину по неформальным каналам в наличной форме, а поступающие через различные международные платежные системы защищены банковской тайной.

По поводу налогообложения доходов заробитчан в Украине следует отметить, что согласно действующему налоговому законодательству объектом налогообложения налогового резидента Украины является доход из источника происхождения как в Украине, так и за ее пределами, то есть иностранный доход. Иностранные доходы должны быть включены в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика и указаны в его годовой налоговой декларации. Доход в иностранной валюте пересчитывается в гривнях по официальному курсу Национального банка Украины на дату получения. Налоговая декларация физического лица должна подаваться в налоговую инспекцию по месту регистрации такого лица по 30 апреля включительно года, следующего за отчетным. Уплата налога на доходы физических лиц (18%) и военного сбора (1,5%) осуществляется в гривнях. Налоговые обязательства платятся по 31 июля включительно года, следующего за отчетным. Перевод средств для уплаты этих налогов на счета Государственной казначейской службы для зачисления доходов в соответствующие бюджеты в иностранной валюте из-за границы практически невозможен.

Обычно страна источника происхождения дохода имеет приоритет по налогообложению такого дохода. Если иностранный доход облагали в стране источника выплаты дохода, налог в Украине может быть уменьшен на сумму соответствующего иностранного налога, предусмотренного действующим международным договором об избежании двойного налогообложения (п. 170.11.2 Налогового кодекса Украины), в годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах физического лица. Например, если в Польше эффективная ставка налога на доходы физических лиц составляла не менее 18%, то в Украине доплачивать налог на доходы физических лиц с дохода, полученного в Польше, не придется. Но для получения права на зачисление налогов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от уполномоченного государственного органа страны, где получают такой доход, справку о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, если другое не предусмотрено действующими международными договорами Украины (п. 13.5 ст. 13 НКУ). (Следует сказать, что такой подход по предоставлению справки был сформулирован в Украине давно, еще до распространения в мире, в частности и в странах ЕС, электронного документооборота.)

Несмотря на наличие значительного количества действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения в Украине (свыше 70), на практике часто невозможно получить официальное подтверждение налоговой базы и суммы налога, уплаченного за границей, в формате, установленном НКУ. Так, налоговые органы некоторых стран часто не выдают необходимые документы (поскольку такой документ не предусмотрен законодательством) или выдают только как электронную справку, формат которой не соответствует действующему законодательству Украины. Пока мы не встречались со случаями успешной легализации справки в электронной форме за границей. Как выяснилось, невозможно получить налоговый документ необходимого формата в Италии, Испании, Германии, Великобритании, США, Швейцарии и многих других странах. Таким образом, обуславливается двойное налогообложение иностранного дохода плательщика в Украине, поскольку он не может представить справку в формате, предусмотренном НКУ. На практике официальное подтверждение уплаты налога за границей в надлежащем формате получали в Чехии, Венгрии, Словакии, Польше, Турции, Бельгии и некоторых других странах, но чаще всего такие документы были получены от иностранных налоговых органов с помощью налоговых консультантов в этих странах, услуги которых обходятся недешево для украинцев. Возникают сомнения в том, смогли бы украинцы получить такие справки без помощи профессиональных консультантов в этих странах. Также следует обратить внимание на то, что немало таких документов было получено со значительной задержкой (до нескольких лет), и это привело к несвоевременному декларированию доходов физических лиц в Украине.

Необходимо заметить, что налоговые органы многих стран ввели электронное администрирование налогов много лет назад (отдельные страны - около десяти лет назад), и сегодня такие органы выдают налогоплательщикам и принимают от них электронные справки. Также на практике иностранные налоговые органы для зачета налогов, уплаченных за границей, принимают копии иностранных налоговых деклараций физических лиц и/или справки об иностранной заработной плате как достаточное подтверждение налогооблагаемого дохода и уплаченного иностранного налога для избежания двойного налогообложения доходов физических лиц.

Принимая во внимание такую практику во многих странах, рекомендовано придерживаться такого же подхода в Украине и, соответственно, внести изменения в п. 13.5 ст. 13 НКУ и обеспечить налогоплательщикам возможность легко и без дополнительных затрат средств подтвердить налогообложение дохода физических лиц за границей. В частности, по нашему мнению, украинские налоговые органы должны иметь возможность принимать значительно больший перечень документов от физических лиц для подтверждения уплаты налога за границей (например, копии иностранной налоговой декларации, банковские выписки об уплате налогов, справки о заработной плате и уплаченном иностранном налоге, выданные иностранным работодателем, электронные справки об уплате налогов, иностранные налоговые сообщения и т.п.). В ином случае немало украинцев не смогут подтвердить уплату налога за границей и должны будут уплатить его еще и в Украине, то есть дважды.

Отдельно следует отметить проблему, когда налогоплательщик не может уменьшить налоговое обязательство в Украине на сумму налога, уплаченного за границей, в случае отсутствия действующего международного договора об избежании двойного налогообложения. Это положение украинского законодательства предусматривает необоснованное двойное налогообложение таких иностранных доходов в Украине. Поэтому необходимо пересмотреть положение п. 170.11.2 НКУ, учитывая, что законодательство многих стран (например Польши) позволяет предотвратить двойное налогообложение доходов физических лиц даже при отсутствии международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Таким образом, сегодня устаревшие положения НКУ, заимствованные из предыдущих законов, не отвечают реалиям и на практике в некоторых случаях приводят к невозможности зачислить налоги, уплаченные за границей, и фактически к двойному налогообложению иностранных доходов налогоплательщиков в Украине. Следовательно, нарушается право налогоплательщиков на применение международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Следует отметить, что отечественный законодатель ввел существенные изменения, касающиеся, в частности, сферы налогообложения физических лиц. Так, согласно п. 11 ст. 16 Закона Украины "О валюте и валютных операциях" от 21 июня 2018 г. КМУ совместно с НБУ на протяжении шести месяцев со дня вступления в силу указанного закона следует разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты об осуществлении одноразового декларирования активов физических лиц и о международном сотрудничестве Украины в сфере налогообложения, которые будут определять, в частности, вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

В случае введения одноразового декларирования активов физических лиц и внедрения автоматического обмена финансовой информацией еще более актуальным становится вопрос обеспечения максимально простого механизма подтверждения налогов, уплаченных за границей. Недавно внедренный во многих странах автоматический обмен финансовой информацией предусматривает, в частности, предоставление налоговым органам информации о поступлениях на банковские счета физических лиц и об остатках на счетах на конец отчетного года. При этом информация об уплате налогов физическими лицами не предоставляется в автоматическом режиме. Поэтому важно создать в Украине механизм подтверждения уплаты налога за границей, который был бы удобным как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

С этой целью следует, в частности, расширить перечень документов, подтверждающих уплаченный за границей налог и иностранную базу и/или объект налогообложения физического лица. Также считаем целесообразным разрешить уменьшение налогового обязательства в Украине на сумму соответствующего иностранного налога и при отсутствии действующего международного договора об избежании двойного налогообложения. Существует мировая практика, когда страны вносят соответствующее положение об избежании двойного налогообложения непосредственно в национальное налоговое законодательство. Например, это сделали Польша, Индия, Новая Зеландия.

Итак, прежде всего в Украине должны быть созданы необходимые условия, чтобы человек, работая за границей, имел возможность удобно и быстро, без лишних бюрократических проволочек, добровольно уплатить налоги со своих иностранных доходов. Никакие административные меры принуждения здесь не помогут, какие бы утонченные средства при этом ни использовались. В экспертной среде много говорится о необходимости партнерских отношений, восстановлении доверия государства и общества, налоговом комплаенсе, но для того чтобы все это реализовать, необходимы условия: законодательные, технические, экономические, а главное, социальные. Когда обычный украинский заробитчанин за границей захочет официально задекларировать на родине свои доходы, уплатить в случае необходимости налоги, и когда это явление станет массовым, только в таком случае мы сможем говорить о благоприятных экономических условиях для развития нашего государства. А до этого времени облагать налогами денежные переводы - это все равно, что резать курицу, несущую золотые яйца!

Как справедливо отмечают ученые, продолжительный процесс массового притока денежных переводов в страну со временем увеличивает и объемы иностранных инвестиций в такую страну. Ведь сигнал для любого инвестора-нерезидента о возможностях для инвестирования в экономику страны - это не только суверенные кредитные рейтинги, сотрудничество с МВФ или другими международными финансовыми донорами, но и отношение и оценка мировой диаспоры своей страны. Не случайно многим странам (Ирландии, Филиппинам, Китаю) удается решать свои внутренние проблемы за счет своего, что называется, фронт-офиса в ведущих экономиках мира.