UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ваша карта бита?!

Сложно сказать, взаимосвязаны эти процессы или нет, но операция по устранению гегемонии Visa и MasterCard на внутриукраинском карточном рынке проводится в самое удачное для этого время.

Автор: Александр Дубинский

Принятый парламентом закон о платежных системах и безналичных расчетах №10656 позволяет Нацбанку создать так называемый центральный процессинговый центр - диспетчерскую, где будут обрабатываться данные любой операции, которую вы совершите с помощью своей платежной карты. В этот же центр будут стекаться и комиссионные за такую работу.

Фактически НБУ отнимает внутренний рынок обслуживания карт у глобальных игроков, которым принадлежит карточная технология, - у корпораций Visa и MasterCard. Они теряют свой ключевой украинский бизнес: возможность получать комиссионные за техническую поддержку операций с картой одного банка в сети или терминалах другого финучреждения.

Нацбанк в результате этих новшеств получает не только деньги и контроль над данными (в том числе и о месте пребывания того или иного держателя карты), но и возможность сохранить систему безналичных расчетов в случае, если какому-нибудь американскому Сенату вздумается по непрозрачной процедуре потребовать от Visa и MasterCard отключения рубильника для Украины по политическим мотивам.

Сложно сказать, взаимосвязаны эти процессы или нет, но операция по устранению гегемонии Visa и MasterCard на внутриукраинском карточном рынке проводится в самое удачное для этого время. А именно: непосредственно после очередного снижения банковских комиссионных от операций с картами, предпринятого Visa в ответ на ценовую конкуренцию со стороны новой продуктовой линейки MasterCard Debit.

Воспользовавшись недовольством банков, Нацбанк предложил им очень сладкую «конфету» - возможность влиять на комиссионные национального расчетно-клирингового центра (а возможно, и процессингового), который планируется создать с участием НБУ. Небольшим банкам при создании национального центра по клирингу карточных платежей разрешат устанавливать ПОС-терминалы в торговых сетях, что Visa и MasterCard позволяют только крупным банкам - эмитентам их карт.

Ключевая идея предложенного Нацбанком закона состоит в том, чтобы получить право регулировать правила работы и тарифы международных платежных систем на территории Украины, тем самым уменьшая затраты для банков и потребителей. Власти также рассматривают возможность постепенно, в течение нескольких лет, снизить граничный лимит наличных расчетов. Специалисты считают, что она в перспективе может составить 10-20 тыс. грн., тем самым увеличивая возможности получения комиссионного дохода для банков и валютного контроля - для НБУ.

Не имея возможности влиять на политику и тарифы Visa и MasterCard, большинство участников финансового рынка с радостью ухватились за шанс сделать свой бизнес более доходным. С осторожностью к инициативе отнеслись разве что представители «дочек» крупнейших международных финансовых групп, договоренности с ведущими платежными системами которых формируются на более глобальном - материнском уровне.

По сведениям ZN.UA, ключевую поддержку инициативам Нацбанка по созданию национального платежного пространства оказал Приватбанк, ведущий ценовую войну с Visa после того, как последняя снизила комиссионные банков при банкоматных операциях (снизила, кстати, для стимулирования развития инфраструктуры приема безналичных платежей против выдающих «кэш» банкоматов, или АТМ, от англ. Automatic Teller Machine).

Снижение комиссионных владельца банкомата при снятии наличных с помощью карты стороннего банка с 1%+3 грн. до 0,5%+2 грн. привело к тому, что крупнейшая сеть банкоматов «Привата» стала недополучать более 5 млн. грн. ежемесячно. Именно эти потери стали основой для введения «Приватом» так называемой граничной суммы по снятию наличных по картам Visa в своей банкоматной сети на уровне 100 грн. Таким образом днепропетровский банк пытался удержать свою доходность от выдачи наличных по картам Visa других банков на уровне 2,5%.

Желание повысить свой комиссионный доход, который по мере падения спроса на кредиты и роста ставок на ресурсном рынке становится все более важным для банкиров, заставило присоединиться к борьбе против Visa и MasterCard и других банкиров, активно участвовавших в обсуждении нового законопроекта на базе Независимой ассоциации банков Украины и ассоциации ЕМА.

Впрочем, как утверждают сами банкиры, некоторые их предложения при разработке законопроекта так и не были учтены. Опасения касаются, в первую очередь, возможности получения права на долевое участие рынка в национальной платежной системе после ее создания. В законопроекте необходимость дальнейшей корпоратизации предусмотрена, а вот как она будет осуществляться - конкретики пока нет. Как и в случае с депозитариями, надежды банкиров на право получить долю в создаваемых инфраструктурных механизмах по обслуживанию операций с картами могут оказаться тщетными, если они не получат права на управление центральным процессинговым центром, который будет определять размер комиссионных банков при операциях с картами (то есть фактически задавать направление развития рынка безналичных платежей).

Возможность создания центрального процессинга по карточным операциям на базе НБУ и стала ключевым объектом для критики со стороны Visa и MasterCard. Но если MasterCard избрал для этого достаточно мягкий тон, то Visa пошла на Нацбанк с шашкой наголо. Корпорация обратилась с открытым письмом к президенту Януковичу, в котором потребовала ветировать Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов)».

В корпорации констатировали, что парламент принял документ без учета позиции участников отрасли, что может помешать развитию индустрии электронных платежей в Украине в результате установления де-факто монополии, которую в Visa назвали офшорным бизнесом украинских чиновников. «Украинские потребители не смогут воспользоваться своими платежными картами в магазинах, ресторанах, а также для снятия наличных в банкоматах в пределах страны. Расходы на реализацию закона будут возложены на украинское банковское сообщество, которое будет вынуждено привлекать для этого средства, которые могли бы быть использованы для развития инноваций в интересах потребителей и бизнеса», - сказано в релизе компании.

По словам руководителя регионального бизнеса Visa Стивена Паркера, лондонский процессинговый центр (обслуживает европейскую часть бизнеса корпорации) обошелся Visa в 500 млн. долл. Примерно такие же средства, как считает г-н Паркер, придется изыскать Украине для построения собственного центра клиринга платежей по картам (впрочем, местные эксперты оценивают эту сумму значительно скромнее). Представитель Visa уверен, что взяты эти деньги будут из карманов банков и потребителей их услуг, а сам процесс построения такого центра отбросит Украину на десятилетие назад, ибо зачем государству тратить деньги на создание того, что уже создано рынком?

Охарактеризовав вводимые законодательные изменения как в целом положительные, определенные предостережения озвучили на нынешней неделе и в международной платежной системе MasterCard. Региональный директор MasterCard Europe по взаимодействию с органами государственной власти в России, СНГ, странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы Алексей Малиновский отметил, что «формулировки некоторых статей законопроекта предусматривают достаточно широкое толкование, что в будущем может нарушить принципы конкуренции и условия интеграции Украины в мировое экономическое сообщество».

В свою очередь в Независимой ассоциации банков Украины, которая выступала ключевым коммуникатором с Нацбанком по «платежному» закону со стороны банковских учреждений, заявили, что финансисты принимали активное участие в разработке законопроекта. Соответственно, утверждение VISA о неучете позиции участников рынка при принятии закона далеко не в полной мере отражает действительность. Дескать, довольно странно, что Visa указывает на риски монополизации рынка безналичных платежей, «покрывая» вместе с MasterCard более 90% рынка и действуя именно как монополист, «то есть исключительно в своих коммерческих интересах».

«До принятия данного закона в Украине существовал вид деятельности - работа платежных систем, который не регулировался должным образом. Вследствие этого на рынке безналичных карточных платежей образовались два монополиста - Visa и MasterCard, а в национальном украинском законодательном поле отсутствовало понятие регулирования этих процессов внутри страны. Мы считаем заполнение этого пробела большим достижением системы и всячески его приветствуем», - сказал в комментариях ZN.UA член совета НАБУ Юрий Яременко.

По мнению банкира, наибольшее неприятие у корпорации Visa вызывает создание национального процессингового центра, который сможет проводить клиринг по всем операциям с платежными картами международных платежных систем (МПС), оставляя Visa и MasterCard конкурентное участие в рынке.

«Закон базируется на лучшем опыте стран ЕС, США и Российской Федерации. Но, очевидно, Visa очень боится конкуренции, поэтому такая позиция. Но здесь важно, что никто не собирается выбрасывать МПС с рынка Украины», - подчеркивает координатор комитета НАБУ по вопросам банковской инфраструктуры и платежных систем Владимир Еременко.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко добавляет, что МПС могло также насторожить законодательное требование о согласовании правил своей работы с НБУ. Что, впрочем, является стандартом регулирования взаимоотношений между банками и платежными системами в большинстве стран.

В любом случае к намекам по поводу возможного ухода МПС с украинского рынка г-н Охрименко относится довольно скептически. «Закон №10656 дает большие возможности по расширению использования платежных карт при расчетах в торговых сетях. Иными словами, это позволит существенно увеличить доходы платежных систем, в том числе Visa, поскольку для любой платежной системы выгодно, когда физлицо рассчитывается ее карточкой. Времена меняются, и теперь уже не Украине нужны МПС, а Украина нужна международным платежным системам», - резюмировал специалист.

К чьему мнению прислушается Янукович? Если проводить параллели с Законом «О депозитарной системе», который был подписан вопреки воле иностранцев, свою визу президент должен поставить и под законом №10656. Хотя не исключено, что лоббисты из Штатов, к которым нынешняя власть относится все с большим пиететом, будут более убедительными, чем в случае с депозитарием - российские.