UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Удержание" рецессии и бюджетное недержание

Чтобы выполнить запланированный ориентир по доходам общего фонда госбюджета, в декабре в него должно поступить 57,5 млрд грн, что почти в полтора раза больше, чем в прошлом году за этот же период, и в два раза, чем в ноябре-2013.

Автор: Василий Пасочник

Политический кризис в Украине, который спровоцировало неподписание Соглашения об ассоциации с ЕС, и события на Евромайдане не могут не повлиять на экономику. Из-за наращивания негативных ожиданий формируется дюжина рисков - сокращение производства, падение инвестиций, потребления, дестабилизация финансовой системы и т.д. Это может сдержать ожидаемое оживление экономики в 2014 г., а то и продолжить рецессию. А значит, и усугубить дисбалансы в бюджетной сфере.

Перед Вильнюсским саммитом В.Янукович в интервью нескольким украинским телеканалам наконец-то признал, что при бюджетном планировании на 2013 г. (цитируем) "мы немного просчитались" ("немного" - это десятки миллиардов гривен завышенного ориентира по доходам. - В.П.). Как это делают и представители правительства, гарант уже традиционно все списал, прежде всего, на "проблемные вопросы с товарооборотом с Россией". Как будто нет других факторов: плохого инвестклимата, неразвитости внутреннего рынка для сбыта отечественной продукции и т.п. Не говоря уже о том, что острые торговые выпады нашего восточного соседа начались летом текущего года, а не 2012-го, когда и стартовала рецессия в Украине.

Также резидент Банковой выразил тогда надежду, что по итогам 2013-го экономика преодолеет спад, учитывая октябрьский рост на 6,2% к сентябрю. "Ноябрь по динамике не хуже, чем октябрь, а скорее всего, будет лучше… Есть надежда, что и декабрь будет не хуже. Выйдем по нулям, а скорее всего, будет небольшой рост", - отмечал В.Янукович. За несколько дней до этого премьер Н.Азаров рассказывал, что за десять месяцев снижение ВВП замедлилось до 0,6% (в первом квартале был минус 1,1%, во втором - минус 1,3%, в третьем - минус 1,5% при запланированных Кабмином 3,4% роста).

При этом эксперты обращают внимание, что октябрьское оживление экономики было вызвано, прежде всего, отложенным сбором урожая из-за неблагоприятных погодных условий в сентябре. К концу года есть надежды на предпраздничный рост активности потребителей, но политическая нестабильность и финансовая волатильность могут нивелировать этот фактор.

Хотя некоторое оживление в промышленности все же могут обеспечить химики, цены на продукцию которых начали в мире постепенно расти, а также металлурги - по этой же причине (отраслевое объединение "Металлургпром" сообщало, что в декабре метпредприятия увеличат на 7% выплавку стали по сравнению с ноябрем). Правда, ложка дегтя здесь - антидемпинговое расследование, начатое против украинской арматуры в Таможенном союзе.

По прогнозу руководителя аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александра Вальчишена, в четвертом квартале ВВП вырастет на 2%.

А вот руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий считает, что показатель будет в районе нуля. По результатам года он ожидает сокращения ВВП на уровне около 0,8%."На реальном секторе текущие (политические. - Ред.) процессы отразятся спустя некоторое время. По большому счету, страна и экономика продолжают функционировать в сравнительно нормальном режиме. Но если противостояние затянется, может быть негативный эффект как на банковскую систему, так и на внутреннее потребление, что отразится и на ВВП", - поясняет эксперт.

Это не может не повлиять на наполнение бюджетов всех уровней. "Ключевую роль здесь играют ожидания. Например, из-за вероятного отказа работодателей выплачивать в конце года 13-ю зарплату в свете нынешней нестабильности государство может недополучить средства по НДФЛ, из-за сокращения потребления - по НДС и т.д.", - комментирует директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык.

Ноябрь: оправдания
и надежды

По данным Госказначейства, за январь-ноябрь доходы госбюджета по сравнению с этим же периодом 2012 г. выросли на 1,04%, до 308,7 млрд грн, по общему фонду - 266,4 млрд грн., или плюс 2,8%. С сугубо бюджетной точки зрения этот результат, возможно, не так плох, если учитывать сокращение экономики, однако он не дотягивает до "космического" роста почти на 7 и 12%, которые заложены в действующей госсмете.

В то же время имеет место тенденция замедления роста доходов госбюджета (за десять месяцев было +1,9%, за девять месяцев - +1,8%, правда, за восемь месяцев было –1,4%). Еще труднее пришлось бы госфинансам, если бы не уже "хронически" значительные отчисления НБУ по статье превышения его доходов над расходами, которые за 11 месяцев составили 27,3 млрд грн против 16,6 млрд за этот же период 2012 г. (информация экс-министра финансов, нардепа Виктора Пинзеника; Минфин официально статистику еще не обнародовал). Получается, что в ноябре ЦБ влил в госбюджет 3,5 млрд грн (11,6% всех доходов за месяц). Что, правда, несколько меньше, чем было в октябре - 4,05 млрд грн (14,5% доходов).

В некотором роде жизнеутверждающими выглядят доходы спецфонда в ноябре на уровне 5 млрд грн, что на 1,5 млрд больше, чем в ноябре-2012, и на 1,8 млрд, чем в предыдущем месяце. Но А.Рудык не исключает, что причиной такой динамики стали "админплатежи" бюджетных учреждений (за предоставление админуслуг и т.д.). Кроме того, возможно, какую-то роль сыграли и акцизы от нефтепродуктов (учитывая активизацию работы некоторых отечественных НПЗ).

Как признавал Н.Азаров, за 11 месяцев госказна недополучила 34 млрд грн, предусмотренных росписью на этот период. При этом в госбюджет по налогу на прибыль поступило на 3 млрд грн меньше и на 13 млрд грн меньше от налогообложения экспорта-импорта (как объяснял премьер, из-за "ухудшения состояния европейской и мировой экономики").

Удивляться, в частности, "прибыльным" результатам не приходится. Недополученные суммы могли быть и больше, поскольку финансовый результат предприятий до налогообложения за январь-сентябрь 2013-го упал на 57% (до 22,844 млрд грн). От еще большего сокращения удерживают авансовые платежи по налогу на прибыль, официально введенные в прошлом году.

Это и определило не слишком удачные показатели ноября. Несмотря на квартальную уплату налога на прибыль, по сравнению с октябрем доходы общего фонда выросли всего на 0,6 млрд грн. По сравнению же с ноябрем-2012 поступления в общий фонд уменьшились на 3,6 млрд.

Касательно налогообложения внешнеэкономических операций можно вспомнить, что за десять месяцев импорт товаров сократился на 7,1% (не только за счет газа, который освобожден от уплаты НДС, но и продукции машиностроения, металлургии и т.д.), экспорт - на 9%.

Хотя в премьерском посыле об "ухудшении состояния европейской и мировой экономики" есть нюансы. Такая аргументация представляется несколько противоречивой и даже неточной, если учесть некоторое оживление в третьем квартале экономик стран - членов ЕС (+0,1% к предыдущему кварталу), Китая (+7,8%, максимальный квартальный рост ВВП в 2013-м), США (+2,8 % к предыдущему кварталу в пересчете на годовые темпы).

Другое дело, что отечественная продукция теряет конкурентоспособность на международных рынках. В том числе из-за курсовой составляющей (укрепление реального эффективного обменного курса на фоне ослабления валют крупнейших торговых партнеров). И как бы ни кривили душой представители власти и родственных ей экспортных бизнесов, текущее повышение волатильности гривни в определенной степени им на руку (если, конечно, не учитывать увеличения расходов на обслуживание долгов и уплату критического импорта, прежде всего, газа). Тем более что сейчас в курсовых колебаниях более чем удобно обвинить "политическую нестабильность".

Декабрь: как распетлять?

Чтобы выполнить запланированный ориентир по доходам общего фонда госбюджета, в декабре в него должно поступить 57,5 млрд грн, что почти в полтора раза больше, чем в прошлом году за этот же период, и в два раза, чем в ноябре-2013. Как образно высказывался В.Пинзеник, сделать это можно будет только в том случае, если "2013-й продлить до середины февраля 2014-го".

"По нашим оценкам, доход центрального бюджета по итогам года составит около 340 млрд грн (если НБУ не начнет печатать дополнительный доход бюджета). Недовыполнение по доходной части составит около 30 млрд грн", - прогнозирует А.Паращий.

Как будет действовать Кабмин? Все активнее используется тактика недофинансирования расходов. Например, в конце ноября правительство приняло постановление о переносе на период с 1 сентября по 1 декабря 2014 г. погашение векселей "Укравтодора", выданных под восстановление инфраструктуры в областях, которые пострадали от стихийного бедствия в 2008 г. Также перенесены расчеты с субъектами хозяйствования за товары, работы и услуги, поставленные при подготовке к Евро-2012. Напомним, изначально сроки погашения векселей предусматривались не ранее 1 сентября и не позднее 1 декабря 2012-го, позже были перенесены на 1 сентября - 1 декабря 2013-го. Номинальная стоимость векселей составляет 999,85 млн грн.

Хочешь не хочешь, а начинаешь верить в конспирологические теории, что Кабмин умышленно неадекватно раздувает расходы госбюджета, чтобы в конце года выделять больше "угодным". На днях Н.Азаров заявил, что в западных регионах из-за забастовки местной власти деньги могут, мол, не дойти до получателей. Хотя по факту они и сейчас не доходят из-за замораживания средств местных органов власти Госказначейством. Опять же удобно под шумок все списать на политический кризис… Кстати, на 1 декабря 2013 г. остаток на едином казначейском счету был 1,197 млрд грн - наименьшая сумма для декабря с 2003-го (на 1 декабря 2012 - 8,8 млрд грн), правда, эта сумма почти втрое больше, чем на начало ноября.

Не исключено, что, чтобы свести концы с концами, правительство может попытаться применить такой рычаг (неоднократно апробированный в бюджетной истории Украины), как уменьшение возмещения НДС. Здесь запас прочности есть. По итогам 11 месяцев возврат налога вырос на 7,4 млрд грн, или на 16,9%, по сравнению с этим же периодом 2012-го - до 51,3 млрд грн (из них "автоматом" - 21,8 млрд грн; ежемесячно достаточно стабильно - около 2 млрд). Кстати, этот рост наблюдается, несмотря на экономическую и бюджетную ситуацию. Хотя, по крайней мере, частично это можно объяснить сокращением висящих годами старых долгов, спешкой перед все еще возможным выпуском казначейских векселей и т.д.

Но закрутить НДС-вентиль будет непросто не только с точки зрения здравого смысла (учитывая и так сложное финансовое состояние предприятий). Это неизбежно вызовет сопротивление бизнеса, в том числе того, к которому руководство государства особенно "чутко" прислушивается. Недавно объединение металлургов отмечало некоторую стабилизацию возврата НДС, хотя и давало понять, что потенциал "улучшения" явно не исчерпан.

Существует высокая вероятность, что по итогам декабря и года дефицит госбюджета превысит определенные законом 50,5 млрд грн. По данным Минфина, за десять месяцев он уже составил 40,8 млрд грн. Поэтому особое значение приобретают займы и поддержка НБУ.

Как сообщало Госказначейство, на 1 декабря 2013 г. в госбюджет от заимствований поступило 117,3 млрд грн, в т.ч. по внутренним - 93,3 млрд грн, по внешним - 23,9 млрд. То есть Минфин уже вышел за ориентир внутренних займов, который прописан в госсмете (92,9 млрд грн), но недобрал по внешним (42,7 млрд грн).

Учитывая рост доходности суверенных евробондов (по коротким бумагам с погашением в 2014 г. - под 20%), Кабмин, скорее всего, до конца года на внешний рынок заимствований выйти уже не сможет, поэтому сконцентрируется на внутреннем рынке. К слову, правительство еще имеет запас лимитов займов в виде сумм, недополученных от приватизации. При установленной в законе о бюджете планке в 10,9 млрд грн за десять месяцев в госказну поступило лишь 979,3 млн грн (информация Минфина).

В долговом контексте нельзя не обратить внимание на динамичное увеличение портфеля ОВГЗ нерезидентов (фактически вдвое, до 8,8 млрд грн на 4 декабря с.г.), которое началось с 21 ноября. Именно тогда, напомним, правительство обнародовало решение приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это, собственно, и объясняет "случайное" совпадение, что основными покупателями гособлигаций среди нерезидентов сейчас выступают именно российские структуры. Такое вот "мы - вам, а вы - нам".

На этом политэкономическом фоне для многих странной покажется информация Bloomberg, что на протяжении сентября-ноября фонды американской Franklin Templeton докупили на внешнем рынке еврооблигации Украины на 1,4 млрд долл., увеличив портфель до 6 млрд долл. Скупка бумаг проводилась в т.ч. на фоне их массовой распродажи, начавшейся после приостановления Украиной евроинтеграционного процесса.

Таким образом, старая интрига только усилилась (при том, что рейтинговые агентства грозятся снова снизить оценки Украины, об этом заявляли S&P и Fitch). Возможно, американцы действительно знают то, о чем не осведомлены другие инвесторы? Или имеют особые договоренности с правительством поддерживать котировки? А возможно, на самом деле действуют в интересах инвесторов, близких к власти, которые уверены, что при любой экономической погоде государство с ними расплатится?

Неизвестность-2014

Продолжает сохраняться и интрига по проекту госбюджета-2014. Лидер фракции ПР в парламенте Александр Ефремов заявил, что В.Янукович "поставил задачу, чтобы до 17 декабря был готов госбюджет". Вместе с тем спикер Владимир Рыбак отмечал, что госсмета может быть так и не принята до конца года. "Не исключаю, что придется первый месяц 2014-го финансировать по первому месяцу 2013 г.", - констатировал спикер ВР.

Как ни парадоксально, это возможно. Но А.Рудык считает, что принятие госбюджета-2014 уже в следующем году - это не такой плохой сценарий с той точки зрения, что в таком случае повысится шанс на его реалистичность и более адекватный учет макроэкономических перспектив. И, по крайней мере, это означает, что в главной финансовой смете страны уже с первых месяцев следующего, предвыборного, года политики не начнут бешеную гонку - без учета экономических реалий - повышения соцвыплат и других форм "засеваний" перед избирателями.