UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ну очень дорогие деньги

Как резкое повышение учетной ставки повлияет на финансы

Автор: Александр Болтян

В стране произошло знаковое событие: Национальный банк повысил учетную ставку сразу с 10 до 25%, официально введя в стране политику не просто дорогих, а очень дорогих денег. Нет, это не рекорд, бывали в Украине учетные ставки и выше. Нет, это не катастрофа, потому что наихудшее последствие политики дорогих денег — отсутствие кредитования, а его у нас и так не было. Но некоторые тревожные сигналы мы видим. Связаны они не столько с самой ставкой, как с реакцией на это Министерства финансов, которое в здоровой экономике должно тесно и регулярно взаимодействовать с Национальным банком, а у нас, кажется, эти структуры даже с праздниками друг друга не поздравляют.

Все надеялись, что Минфин воспользуется повышением учетной ставки, чтобы повысить доходность, а соответственно, и спрос на ОВГЗ. Но нет. Пока, как мы видим, повышение НБУ учетной ставки до 25% никак не подтолкнуло Минфин к повышению прибыльности ОВГЗ, хотя спрос на них от аукциона к аукциону все хуже. Потому что как бы Минфин ни рассказывал о том, что военные облигации — это о патриотизме, облигации — это все же о заработке.

После повышения ключевой ставки, особенно такого резкого, деньги становится крайне выгодно именно хранить (собственно, в этом и цель повышения), соответственно, будет расти доходность и других накопительных инструментов, включительно с депозитными сертификатами НБУ, которые так любят банки. Но ставку прибыльности по ОВДП при этом не повысили.

Хорошо, что хотя бы внесли изменения в закон, и теперь она будет не просто фиксированной на уровне 11%, а плавающей. Формула «плавания» настолько непростая, что, очевидно, Минфин все еще не отказывается от идеи продавать гособлигации исключительно патриотам и ни в коем случае не спекулянтам. Кроме того, мы считаем, что Минфин сократит предложение на аукционах в будущие месяцы. И предложение будет актуальным для ограниченного количества участников, а сама прибыльность в этом году составит около 20%. Снижение спроса на ОВГЗ очевидно, поскольку экономически страна проигрывает все сильнее, и перспектива восстановления экономики не исчисляется 2–5 годами.

Уже сейчас в Ассоциации украинских банков применение Национальным банком ставки рефинансирования по долгосрочным и краткосрочным кредитам 27% считают трамплином к банкротству до 20 банков. В этом вообще нет ничего удивительного: если другие бизнесы в войну банкротятся, то почему не могут обанкротиться банки. Еще бы список озвучить, чтобы граждане не положили свои кровные на дорогие депозиты именно к тем уважаемым банкирам, которые свою бизнес-модель привязывают к ставке рефинанса НБУ. Впрочем, даже здоровая часть банковской системы столкнется с проблемами, потому что реальный сектор с ними уже столкнулся.

Страна теряет свои территории, потенциал прибыли государства от обычной экономической активности все меньше, а новые кредиты являются не бесплатным финансированием, а новыми долгами страны, из которых мы и так не видели возможности выйти в будущие годы. За три с половиной месяца войны разрушена инфраструктура Украины, захвачены области, есть катастрофические человеческие потери, отношения с импортерами энергоресурсов испорчены, цены на бензин выросли более чем на 40%, и с наступлением отопительного сезона инфляция усилится. Уже в мае инфляция в Украине ускорилась до 18% в годовом выражении с 16,4% месяцем раньше.

Это в перспективе снижение потребления в стране, и рост задолженности по кредитам, и рост уровня бедности населения. Валовой внутренний продукт Украины сократился в первом квартале 2022 года на 15,1% в годовом выражении. Прогнозы правительства о падении экономики на 30–50% говорят нам о том, что они даже не пытаются составить точный прогноз, и фактическая ситуация может быть даже хуже. Об этом премьер-министр Денис Шмыгаль заявил в колонке The Economist. Разбег в прогнозе на 20% от официальных лиц — это мощный сигнал непонимания перспектив страны. Также есть оценки, что ВВП Украины на фоне войны сократится в этом году приблизительно на 45%. Можно ожидать, что рост экономики восстановится в 2023 году, но будет слабым. Об этом идет речь в обзоре Всемирного банка «Перспективы мировой экономики».

Читайте также: Госстат обнародовал уровень падения ВВП за I квартал 2022 года

То есть объективно ждать, что прибыльность ОВГЗ повысится и спрос увеличится, не стоит. Прогноз по ОВГЗ на лето 2022 года умеренно негативный. Ставка будет в районе 20%, спрос будет падать. Для населения рассматривать ОВГЗ для инвестирования, как и депозиты, не следует. Более удобного времени для инвестиций в ОВГЗ не будет, даже если война закончится уже в июне.

Каждый гражданин страны должен сейчас позаботиться о себе и своей семье, а не о банковском секторе Украины. Мы всегда были оптимистически настроены по поводу целесообразности хранения денег в банковском секторе. Но внешняя политика Украины за последние годы продемонстрировала, что о населении думают не в первую очередь. Новые внешние кредиты в конце 2021 года были рычагом для роста цен на отопление для населения в этом году. В итоге у нас и война идет, и цены растут. Поэтому каждому сейчас следует помнить, что не столько важно заработать, сколько важно сохранить свои сбережения.

Больше статей Александра Болтяна читайте по ссылке.