UA / RU
Поддержать ZN.ua

Королевство кривых налогов: новенькие еще не расселись?

То, что и государству, и бизнесу выгодно, - под постоянной угрозой изничтожения, зато то, что им обоим во вред, - разделение Миндоходов, снижение налоговых ставок - это пожалуйста!

Автор: Александр Кирш

Решение поручить налоговое направление специалисту российской компании в разгар войны с Россией стало, конечно, несколько неожиданным. Но можно вспомнить, к примеру, как кузены Николай II и кайзер Вильгельм обнялись, расцеловались, да и пошли воевать друг против друга: раз уж родство не помешало, былая служба - тем более.

Назначение нового налогового начальства состоялось на удивление поздновато, хоть и быстрее, чем обновление Госпредпринимательства. И пока кто-то рассаживается, а кто-то перенаправляет финансовые потоки, разберемся с первыми налоговыми шагами (или просто манифестами) новой (не очень хорошо забытой старой) власти.

"Минсдох сдох" - звучит красиво, даже изумительно, однако суть события вызывает большие вопросы. Главный из которых: зачем? Да, прежнее ведомство работало не на Родину, а на Семью, но никто же на этом основании не расформировывает Кабмин, Минфин или прочие министерства! Повернуть фискальную мощь органа в нужное русло - это было бы понятно, но делить его на куски - это совсем иное.

Должностей не хватало? Не все ревквоты были удовлетворены? Государству снова понадобилась извечная информационная и прочая межведомственная конкуренция налоговой и таможни?

Или бизнес так уж настаивал на этом разделении, из-за которого его будет щемить не один орган, а несколько, да и "решать вопросы" придется с каждым отдельно?

Во имя чего сделали то, от чего плохо и государству, и предпринимательству одновременно?

Аналогично - с обещанием в дальнейшем (хоть и, слава Богу, позже!) таки снижать налоговые ставки. Кто просил?

В то время как налоговые планы постоянно растут, снижение ставок будет означать неизбежное ужесточение администрирования, то есть перенос налогового давления из законного русла в русло произвола, когда государство начнет выкручивать не только руки, но и все остальное.

Уменьшение НДС-ной ставки с 20 до 17% будет означать снижение не на 3%, а на 3 процентных пункта, в процентах же оно составит (20 – 17) : 20 х 100% = 15%!

Бизнес все это прекрасно понимает и никогда не стремился загнать налоговую в угол, где она будет особенно страшна, а потому не ставит вопрос о снижении ставок.

Упрощение - да, это и бизнесу удобно, и Родине: в обмен на простоту предприниматели готовы даже больше платить, чем на запутанной и штрафоопасной общей системе. Но как раз гарантий по сохранению - вопреки установкам МВФ - единоналожия пока не слышно. А ведь ЕН в Украине - это и упрощение, то есть реальная борьба с коррупцией, и налоговые поступления, превышающие общесистемные, по которым неофициально требуемая "налоговая нагрузка" не превышает 1–1,6%, и реальная занятость, и возможность производить дешевые товары.

Однако же то, что и государству, и бизнесу выгодно, - под постоянной угрозой изничтожения, зато то, что им обоим во вред, - разделение Миндоходов, снижение налоговых ставок - это пожалуйста!

Как засланные!

Абсолютно непонятно также обещание снизить в два раза пенсии тем нищим пенсионерам, которые - несмотря на возраст - еще вынуждены подрабатывать. (А чтоб молодежь не обижалась на отсутствие внимания, наказать заодно и молодых специалистов!)

И это при том, что суммы доходов сверх 20706 грн в месяц вообще не облагаются пенсионно-безработно-нетрудоспособно-несчастным ЕСВ!

В стране, по сути, действует регрессивное налогообложение: если учитывать, что "наружный" соцстрах уменьшает возможность реальных выплат точно так же, как и "внутренний" налог с доходов, бомж платит у нас больше, чем олигарх! Да, сверх 12180 грн действует ставка подоходного не 15%, а - страшно подумать - целых 17%! На 2 процентных пункта больше! Зато нет ЕСВ, намного превышающего 30%!

Заработал олигарх честным трудом миллион за месяц - под ЕСВ у него подпало только 20706 грн! Остальные 979294 грн подпадают (если еще подпадают!) только под НДФЛ - без ЕСВ!

Вот и оформляют сплошь и рядом все зарплаты на шефа, который ЕСВ все равно не платит, а он уже потом раздает ее в конвертах. Делясь, разумеется, налоговой экономией. Так и уволить ему кого угодно ничего не стоит: достаточно просто сказать, что тот будет получать столько, за сколько расписывается (обычно 1220 грн), и он уйдет сам, безо всякого КЗоТа.

Объясняют же сохранение такого дикого порядка тем, что если на всю сумму дохода без ограничений начислять ЕСВ, то тогда и
пенсии придется платить исходя из полного заработка!

Это, интересно, почему?

Хозяин - барин. Законодатель вправе установить, что пенсии будут рассчитываться исходя из полного дохода, но - сверх определенной суммы - с понижающим коэффициентом. Вот где регрессивная шкала будет в самом деле уместна!

Но обидеть олигархов - даже в будущем, когда они доживут до своих пенсий - все боятся, а вот урезать сразу в два раза пенсии работающим пенсионерам, причем уже сейчас, хотя они-то, бедные, все платили в ПФУ полностью, - этого не боятся, это на здоровье, у Родины нет денег.

Борьбу же с депозитами понять вообще трудно:

их и облагать собрались - сверх 50 тыс. грн (когда получили высокий доход - допобложения нет, о чем было выше, но вот когда положили в банк - оно появляется!),

и досрочно возвращать вкладчикам, если они в СКВ (пока не вырос курс),

да при этом еще и агитируют депозиты в гривнях не забирать - в Багдаде, мол, все спокойно!

На традиционно провозглашаемой попсе - амнистии капитала и борьбе с офшорами не стану даже подробно останавливаться. Это декларировала каждая новая власть, хотя реально начинала не с этого, а с борьбы с единым налогом. Посмотрим на практические шаги.

Пока что наиболее эффективно "поборолся с Кипром" сам Кипр, когда не отдал офшоролюбивым деньговыводителям значительную часть их средств.

Что же до амнистий, то опыт и Кучмы, и Саакашвили уже показал их фантастическую неэффективность. Но поживем - увидим (как сказал один известный режиссер одной известной актрисе в ответ на вопрос о главной роли).

Гораздо опаснее и реалистичнее увязка амнистии с последующим воплощением в жизнь старой азаровской "евроидеи" о косвенных методах. Само по себе "На какие шиши купил?" - совершенно правильная и антикоррупционная постановка вопроса. Но хватит ли при этом квалификации и осмотрительности, чтобы при рубке такого леса не полетели щепки? Люди не от хорошей жизни оформляли свои зарплаты на щедро освобожденное от ЕСВ начальство - вот кое-что и успели нажить, аккуратнее бы с ними. В общем, тут тоже "будем посмотреть".

На фоне спешно провозглашенных реформ не вполне, кстати, понятно молчание насчет территории особого налогово-инвестиционного режима в Крыму. В свое время идея украинского Гонконга на полуострове активно пропагандировалась. Но вот как она реально понадобилась - молчание.

Еще не расселись?

А в Крыму как раз расселись быстро и со всевозможными провозглашениями подсуетились. Но это уже просто к слову.

"Если бы директором был я", то чешущиеся налоговые руки занял бы иным. Не декларациями в китайском стиле (план КНР по урегулированию украинского вопроса: нужен ОРГАН; необходимо ВОЗДЕРЖАНИЕ; полезно также ПОДДЕРЖАНИЕ), а парой-тройкой реальных шагов:

- надо бы инициировать скорейшее удаление из Налогового кодекса совершенно невероятных и предельно коррупционных пунктов 52.2 и 53.1, прямо устанавливающих иезуитский принцип: "Не вы разъяснение покупали - не вам его и танцевать" - о действии индивидуальных разъяснений налоговиков исключительно для их адресатов, а не для всех подряд (то есть одним можно, а на других это не распространяется!);

- срочно необходима переориентация кодексных льгот на действующий классификатор ДК 009:2010, ибо старый уже не работает, а новый не назван в Налоговом кодексе, из-за чего многие его льготы просто обнулились;

- следует оживить решение вопроса с возмещением НДС - хотя бы через заглохший механизм казначейских финансовых векселей, ибо дестимулирование экспорта, столь необходимого стране для восстановления "кислотно-щелочного" экспортно-импортного баланса, дошло уже до той стадии, при которой экспорт стал абсолютно невыгоден, а экспортеры с их законными требованиями возмещения входного НДС оказались для налоговых органов в положении врагов народа.

Я уже не говорю о реформах глобальных - их черед настанет, когда выберут "настоящего" президента, и он[-а] уже назначит налоговое руководство всерьез и надолго.

Но даже пока не расселись - что-то хорошее делать все равно надо. А то ведь могут и не того [не ту] избрать. Народ к налоговой политике весьма чувствителен.