UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Украине удвоить ВВП? И каким путем идти стране?

Ключевым инвестиционным ресурсом для развития страны могут стать именно денежные переводы украинских мигрантов.

Автор: Андрей Гайдуцкий

Международный опыт свидетельствует, что есть два пути быстрого роста экономики за счет иностранного капитала: привлечение иностранных инвестиций или стимулирование денежных переводов мигрантов.

После Евромайдана новая власть объявила амбициозные цели экономического развития страны. В частности, Минэкономразвития заявило о возможности увеличить за семь лет ВВП в

2,7 раза в долларовом выражении. Привлекательность такой цели неоспорима, но насколько она достижима? Ведь кризис 2008–2009 гг. показал значительную уязвимость экономики Украины и отбросил ее на пять лет назад. Темпы спада ВВП Украины в 2009-м оказались самыми стремительными в мире после Латвии - 15 и 18% соответственно. Номинальный ВВП в долларовом эквиваленте сократился на 35% (со 181 млрд до 117 млрд долл.). По показателю ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности, ППС) Украина скатилась с 119-го на 134-е место в мире. За 2010–2013 гг. экономика Украины восстановила только половину утраченных в 2009-м темпов роста. А вследствие последней девальвации гривни Украина по показателю ВВП на душу населения (по ППС) скатилась еще ниже - на 139-е место.

Украина оказалась в парадоксальной ситуации - пытается подниматься по эскалатору, двигающемуся вниз. Отсюда ключевой вопрос: как достичь поставленной цели удвоения ВВП? Минэкономразвития Украины видит это весьма упрощенно: путем укрепления гривни и детенизации экономики. Насколько это реально?

Относительно укрепления гривни следует отметить, что в мировой практике было лишь несколько примеров значительной ревальвации национальной валюты. В частности, в 2000–2008 гг. Бразилия и Чехия сумели почти вдвое укрепить свои валюты. Однако это были другие времена, другие условия и другие страны. Подавляющее большинство стран целенаправленно (для стимулирования экспорта своей продукции) или вынужденно (по разным причинам) ослабляют (девальвируют) национальные валюты. Очевидно, что этот путь в разумных пределах более приемлем для Украины, экономика которой очень зависима от экспорта.

Если говорить о детенизации, то, по оценкам экспертов, в тени находится до 50% экономики Украины. Однако показатель ВВП на жителя по ППС в Украине (7,4 тыс. долл.) вдвое превышает статистический (номинальный) ВВП (3,9 тыс. долл.). То есть показатель ВВП по ППС учитывает тенизацию экономики через цены, и здесь резервы весьма виртуальны. Ведь когда статистический (номинальный) ВВП возрастет и приблизится к ВВП по ППС, то от этого качество жизни населения не улучшится. Кроме того, по данным Всемирного банка и консалтинговой компании A. T. Kearney, после вступления восьми стран Центральной и Восточной Европы в ЕС уровень тенизации их экономик (за 2004–
2013 гг.) уменьшился только на 3,2% - с 25,7 до 22,5%. То есть вступление в Евросоюз практически не повлияло на снижение уровня тенизации экономики.

Таким образом, добиться удвоения ВВП за семь лет в Украине только за счет детенизации и ревальвации очень маловероятно.

Тем не менее задачу удвоения ВВП за короткий период времени ставили перед собой многие страны. Но далеко не все ее достигали. В мае 2003 г. В.Путин определил приоритетом удвоение ВВП России до 2010 г. Но этого не произошло. За благоприятную докризисную десятилетку (1999–
2008 гг.) номинальный ВВП РФ увеличился только на 69%. После 2009-го годовые темпы роста экономики России не превышали 4,5%, а в 2013 г. снизились до 1,4%.

Международный опыт удвоения ВВП

Вместе с тем многие страны все же добились удвоения ВВП за десять лет. Их опыт представляет большой интерес для Украины, особенно с точки зрения путей достижения этой цели.

За последние 40 лет около 30 стран мира смогли за десятилетку удвоить ВВП, отдельные даже утроили, некоторые немного не дотянули до этого показателя (рис. 1). В 1970-е годы это удалось 11 странам, в 1980-е и 1990-е - только 4–5. Китай удваивает ВВП уже три десятилетия подряд.

Удвоить ВВП этим странам удалось разными путями: одним за счет добычи и экспорта энергоресурсов (ОАЭ, Саудовская Аравия, Азербайджан, Туркменистан, Ангола и т.д.), вторым - путем наращивания экспорто-ориентированных наукоемких отраслей (Ирландия, Гонконг, Малайзия, Сингапур и т.п.), третьим - благодаря развитию туризма (преимущественно островные страны Карибского бассейна).

При этом большинство стран, сумевших удвоить ВВП на рубеже ХХ–ХХІ вв., имеют общую характерную особенность - они привлекли значительные объемы иностранного капитала (см. рис. 2 на сайте ZN.UA).

Так, почти в половине из указанных стран уровень привлечения иностранных инвестиций составляет 80–150% ВВП за последний год десятилетки роста ВВП. А в Ирландии объем иностранных инвестиций вообще почти вшестеро превысил объем ВВП. Для сравнения: за 1999–2008 гг. иностранные инвестиции к ВВП Украины составляли 67%, в России - лишь 38%. Отдельная ситуация в Китае. Здесь низкий уровень инвестиций к ВВП обусловлен большим объемом экономики и ее бумом в предыдущие десятилетия.

Вместе с тем в списке рекордсменов по росту ВВП есть страны с незначительными объемами иностранных инвестиций. Это Армения, Камбоджа, Таджикистан, Узбекистан. Что же помогло этим странам удвоить свои экономики или практически этого достичь?

Главный фактор - это денежные переводы мигрантов. В этих странах средства мигрантов фактически заменили иностранные инвестиции. В Таджикистане за 1999–2008 гг. только официальные объемы денежных переводов (через финансово-банковскую систему) составляли 120% ВВП страны в
2008-м. Если в Армении, Камбодже и Узбекистане к официальным переводам добавить неофициальные (поступающие по "теневым" каналам), то их объемы также достигнут размера ВВП этих стран.

Однако количество стран, которые могли бы удвоить ВВП за счет денежных переводов, может быть значительно больше (см. рис. 3
на сайте ZN.UA). В таких перспективных странах (в т.ч. в Украине) официальные денежные переводы мигрантов достигают только 2–12% от ВВП. В основном потому, что доля переводов по "теневым" каналам в 1,5–4 раза превышает их официальную часть. То есть во многих странах, в частности и в Украине, существуют большие резервы для привлечения денежных переводов через финансово-банковскую систему. Это позволило бы выровнять платежный баланс и задействовать средства на программы развития домохозяйств, предпринимательства и т.п. Для этого нужно активно работать над сокращением доли "теневых" переводов и их увеличением через финансово-банковскую систему. Это положительно повлияет на рост ВВП.

Такой вывод воспринимается неоднозначно, поскольку эта тема мало исследована. Но международный опыт свидетельствует, что отдельные, даже довольно развитые страны в разные периоды добились значительного ускорения своего развития именно благодаря денежным переводам от диаспоры и трудовых мигрантов. Вот самые впечатляющие примеры.

В Турции особое внимание мигрантам и их денежным переводам уделяли в 1960–1970-х. За 1965–1975 гг. официальные переводы выросли в 20 раз. Торговый баланс стал профицитным (переводы на 65% компенсировали его отрицательное сальдо). Было создано свыше 1,5 тыс. сельскохозяйственных СП и кооперативов при участии капитала мигрантов. Заработал специализированный государственный банк DESIYAB, который ввел специальные депозитные продукты, компенсацию комиссии за переводы, а также выдавал льготные кредиты.Всего за 1961–2007 гг. в стране было реализовано 45 программ по привлечению денежных переводов.

В Португалии власть обратила внимание на своих мигрантов в 1980-е годы. Тогда все силы были направлены на стимулирование банков привлекать переводы в банковскую систему. На начало 1990-х депозиты португальских мигрантов составляли около 20% срочных вкладов населения. За 1980–1989 гг. поступления денежных переводов достигли почти 50% от ВВП страны в 1989 г.

Возможности для Украины

Среди европейских стран Украина продолжает плестись в хвосте по привлечению иностранного капитала. Одной из ключевых причин является низкий инвестиционный рейтинг страны. Если он и в дальнейшем будет оставаться на низком (спекулятивном) уровне, удвоение ВВП в Украине за счет привлечения иностранных инвестиций может произойти разве что через 20 лет.

Между тем потребность в привлечении именно долгосрочных инвестиционных ресурсов остается очень актуальной. По подсчетам экспертов, Украине нужно ежегодно вкладывать в модернизацию экономики (прежде всего промышленности) 70 млрд. долл. Без привлечения иностранных ресурсов Украина не способна на такие капиталовложения (в рекордный 2008 г. было вложено менее 45 млрд долл. экв. внутренних инвестиций).

Поэтому ключевым инвестиционным ресурсом для развития страны могут стать именно денежные переводы украинских мигрантов. В 2013 г. денежные переводы были крупнейшим источником притока иностранного капитала в Украину - только официально поступило около 8,5 млрд долл. При этом чистый приток прямых инвестиций составил лишь 2,8 млрд долл. В 2014 г. разрыв между денежными переводами и прямыми инвестициями только увеличится.

Однако общие годовые объемы денежных переводов, по подсчетам специалистов, достигают 25 млрд долл. То есть две трети средств продолжают поступать по "теневым" каналам. Вместе с тем для большинства регионов Украины именно денежные переводы из года в год являются ключевым источником инвестиционных вложений, дополняют и заменяют финансирование развития социальной инфраструктуры и частного предпринимательства. В случае отмены визового режима миграционные процессы активизируются еще больше, что дополнительно увеличит поступление денежных переводов.

Учитывая ограниченное поступление иностранных инвестиций в Украину, органам государственной власти нужно принять меры относительно:

- внедрения программ по мотивированию мигрантов присылать большие объемы переводов именно через банковскую систему;

- стимулирования банков к привлечению получателей переводов в банковскую систему, в т.ч. для пользования депозитными, кредитными, платежными и страховыми услугами;

- продвижения предпринимательских и социальных программ на основе партнерства (органов местной власти, территориальных общин, мигрантов, финансовых организаций и т.д.).

На сегодняшний день в мировой практике существует около
30 разных механизмов привлечения средств мигрантов. Внедрение международного опыта в Украине позволит существенно увеличить приток финансовых ресурсов. Словом, у Украины есть шанс удвоить ВВП за десять лет, и страна имеет для этого свой локомотив - денежные переводы мигрантов, который нужно "запрячь" в экономику.