UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как смягчение валютных ограничений повлияло на работу бизнеса

Автор: Александр Руденко

В начале полномасштабной войны Национальный банк Украины зафиксировал обменный курс гривни и ввел ряд защитных мер и административных ограничений. Эти решения помогли предотвратить панику и обеспечить стабильную работу финансовой системы. Они также способствовали адаптации бизнеса и населения к условиям полномасштабной войны. И хотя у режима фиксированного курса с жесткими валютными ограничениями есть свои преимущества, но недостатки и трудности со временем приобрели больший вес. Учитывая это, 29 июня 2023 года НБУ утвердил стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возврата к инфляционному таргетированию (далее — Стратегия), в которой определил ключевые приоритеты, принципы и предпосылки реализации мер монетарной и валютно-курсовой политики для повышения курсовой гибкости и в итоге ослабления большинства ограничений по торговым операциям и по движению капитала.

Стратегия валютной либерализации НБУ

Стратегией определена дорожная карта ослабления валютных ограничений. В ней предусмотрены следующие этапы с соответствующим фокусом.

Первый этап — минимизация множественности обменных курсов, либерализация торговых операций и содействие новым кредитам и инвестициям.

Второй этап — либерализация торгового финансирования, управление валютными рисками банков, возможность репатриации процентов по «старым» долговым обязательствам и инвестициям.

Третий этап — возможность выплат по кредитам и инвестициям, либерализация операций населения и операций с деривативами, возможность кредитования нерезидентов и инвестиций за границу.

Действуя на основе указанной дорожной карты, НБУ с 3 октября 2023 года перешел к режиму управляемой гибкости обменного курса, где официальный курс определяется на основе курса по операциям на межбанковском рынке и не устанавливается директивно на уровне постановления №18.

Читайте также: Валютные послабления от НБУ не решают проблемы крупного бизнеса – "Метинвест"

Новая волна валютной либерализации: импорт услуг, дивиденды и кредиты

Уже через семь месяцев, 3 мая 2024 года, НБУ ввел новый пакет смягчения валютных ограничений в рамках второго этапа, определенного Стратегией, а именно:

Читайте также: Каким должен быть надзор за монетарной политикой центрального банка

Влияние смягчения валютных ограничений на экономику

Такие изменения, по убеждению НБУ, позволят минимизировать вероятность дефолтов украинских заемщиков и обеспечат более благоприятные условия для реструктуризации внешних кредитов, а также улучшат условия для привлечения нового капитала в Украину. Также представители НБУ однозначно заявляют, что реакция на любой непродуктивный отток капитала будет оперативной и жесткой.

Дополнительным предохранителем является установленный в Стратегии поэтапный подход к введению любых изменений в существующую систему валютного регулирования: реализация каждого отдельного шага Стратегии не будет определяться временными рамками, а будет основана на оценке соблюдения ряда заведомо определенных макроэкономических критериев. Каждому следующему шагу будет предшествовать оценка предыдущих мер для смягчения валютных ограничений, и будет осуществляться этот шаг на основе оценок его влияния на состояние валютного рынка, международных резервов, на макроэкономическую и финансовую стабильность с учетом минимизации риска повторного внедрения соответствующего валютного ограничения.

Введенные в мае 2024 года смягчения валютных ограничений были долгожданными для бизнеса, хотя и не лишенными потенциальных рисков. Очевидно, НБУ и обслуживающие банки прилагают необходимые усилия для мониторинга добросовестности выполнения существующих валютных ограничений, чтобы правильно оценить эффективность примененных мер и довести до завершения меры валютной либерализации, определенные в Стратегии на первом и втором этапах дорожной карты.

Читайте также: Валютный рынок лихорадит. Причины, последствия, прогнозы

Обмен валюты и ограничение переводов: вопросы, волнующие бизнес

Целесообразно также обратить внимание на отдельные моменты, частично идентифицированные в Стратегии и выделенные представителями рынка в процессе текущей деятельности.

Во-первых, поскольку Законом Украины «О валюте и валютных операциях» установлено, что общий срок действия защитных мер не может превышать 18 месяцев на протяжении 24 месяцев, начиная со дня первого введения соответствующей защитной меры, целесообразно пересмотреть отдельные защитные и административные меры, внедренные еще в 2022 году на уровне постановления №18 (действующие более 18 месяцев), учитывая их целесообразность и эффективность в контексте недавно введенных валютных смягчений и согласно цели Стратегии.

Во-вторых, законом Украины от 22 ноября 2023 года №3498-IX обслуживающим банкам временно, до 31 декабря 2024 года, разрешено проводить для клиентов операции по продаже (обмену) российских рублей и/или белорусских рублей в безналичной форме при соблюдении определенных условий. Но в действительности такой механизм не является действенным. Банки не могут выполнить установленные требования, поэтому не могут обеспечить выполнение запросов клиентов на обмен соответствующих средств. Так что целесообразно рассмотреть альтернативный механизм, который бы обеспечил интересы как клиентов, так и обслуживающих банков. Это позволит украинским предприятиям обменять имеющуюся денежную массу и запустить соответствующие средства в свою хозяйственную деятельность.

В-третьих, НБУ недавно анонсировал возможность введения лимитов для исходящих P2P-переводов с карточных счетов физических лиц по сумме и количеству исходящих платежей в месяц. Учитывая вызовы, с которыми сталкиваются физические лица в военных реалиях, а также возможности и преимущества, подтвержденные опытом P2P-переводов в Украине, целесообразно рассмотреть альтернативные модели ограничения мошеннических действий в сфере таких переводов. Например, ввести усиленные требования и критерии риска в рамках реализации обслуживающими банками риск-ориентированного подхода при работе с соответствующими платежами и клиентами.

Читайте также: Валютное ралли: вскоре — остановка с откатом назад

Подытоживая, можно выделить ключевые аспекты в сфере валютного регулирования в Украине, требующие внимания и усовершенствования. В первую очередь необходимо пересмотреть защитные меры, введенные в 2022 году, учитывая их актуальность и эффективность в свете новых валютных послаблений. Также надо разработать действенный механизм обмена российских и белорусских рублей, который бы удовлетворял интересы как клиентов, так и банков, способствуя эффективному использованию этих средств в экономике Украины. Кроме того, важно найти баланс между гарантированием безопасности P2P-переводов и сохранением их доступности для граждан в условиях военного положения. Вместо жестких лимитов следует ввести усиленные требования и критерии риска в рамках риск-ориентированного подхода банков. Эти меры преследуют цель оптимизировать валютное регулирование, поддержать экономическую активность и защитить интересы участников финансового рынка в сложных условиях.