Попавшее в объектив фотокамеры обещание влиятельного члена финансово-банковского комитета Верховной Рады известному фондовику попытаться до конца года сдерживать принятие изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения операций с ценными бумагами, скорее всего, выполнено не будет. Парламент на всех парах готовит к рассмотрению законопроекты №11284 и 11285, чтобы принять их в целом.
Это необходимо для того, чтобы запустить предложенный налоговиками так называемый нулевой вариант - порядок, при котором все накопленные к 1 января 2013 года убытки по операциям с ценными бумагами будут обнулены. А к новому финансовому результату от сделок с ценными бумагами будут применяться общие правила налогообложения (учет в валовых расходах 25% отрицательного финансового результата от операций с ЦБ) с несколькими исключениями.
Ключевые новшества - более низкий, 10-процентный, налог на прибыль от операций с биржевыми ценными бумагами. А также снижение в два раза (с 3 до 1,5%) акциза с оборота по операциям со всеми внебиржевыми бумагами. За исключения же из общих правил налогообложения сейчас идет активный торг.
В распоряжении ZN.UA оказался перечень поправок, подготовленных различными лоббистскими группами. Они сведены в один документ, который в ходе второго чтения налоговых законопроектов будет выносить на обсуждение парламентариев нардеп из группы Ахметова Юрий Воропаев.
Для начала напомним суть вопроса, вокруг которого разгорелся сыр-бор. По данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, общий объем внебиржевых операций с ценными бумагами (векселями и акциями) по итогам 2011 года составил около 1 трлн. грн.
Сопоставимые с размером номинального ВВП объемы заключенных договоров с такими ЦБ налоговики считают следствием схем по накачиванию капитала, обналичиванию средств и оптимизации налогообложения.
Основание для таких выводов лежит в законодательстве, регулирующем учет финансовых результатов от операций с ЦБ. Начиная с 1997 года, в Украине резко отличался налоговый учет операций с ценными бумагами и финансовый, бухгалтерский. Различие заключалось в том, что инвестор мог реинвестировать полученный финансовый результат от торговли ЦБ без налогов. Например, таким образом можно было сколько угодно долго проводить операции по накачиванию стоимости внебиржевых (не имеющих листинга и биржевого курса) ценных бумаг, чтобы потом вложить сформированную положительную финансовую разницу в капитал, фактически надувая его.
Разделение учета финансового результата ценными бумагами на биржевые и небиржевые операции налоговики продвинули пока только для физлиц - с момента вступления в силу Налогового кодекса такая норма была заложена в его 170-ю статью.
Законопроектами №11284 и 11285 эта практика переносится и на сделки юрлиц, доходы которых от операций с биржевыми бумагами будут облагаться налогом на прибыль в 10%, а внебиржевые - налогом с оборота в 1,5%. «Есть прозрачный рынок, операции на котором совершают профессиональные операторы, и ценообразование на этом рынке очень прозрачно», - пояснял мотивацию законодателя член НКЦБФР Алексей Петрашко.
При этом в силу вступает так называемый нулевой вариант: отрицательный финансовый результат от операций с ЦБ, сформированный до 1 января 2013 года, не включается в базу налогообложения. Таким образом, решается проблема взбудоражившего участников фондового рынка письма Налоговой службы, которая требовала относить на отрицательный финансовый результат от операций с ЦБ только 25% убытков по ним. «В финансовом результате сидят как прибыли, так и убытки, так и стоимость ценных бумаг. Разделить сейчас все это, накопленное за 15 лет, невозможно; и все равно нет механизма так налогообложить, даже если мы выделим эти прибыли. Если мы приходим к нулевому результату, то налоговая сейчас не может, это ей не выгодно, претендовать на то, чтобы в 2012 году налогоплательщики отнесли 25% убытков из существующей сегодня декларации. Если в ГНСУ это будут требовать, то тогда в следующем году прибыль от операций с ЦБ будет уменьшена еще на 25%, только уже от цены
бумаг. Поэтому это письмо после того, как будет принят такой закон, умрет естественным образом», - уверена и.о. председателя правления «Креди Агриколь Банк» Евгения Чемерис.
Примечательно, что налоговики, являющиеся авторами законопроектов, согласились на ряд предложений, высказанных участниками финансового рынка. В подготовленном ко второму чтению законопроекте, по данным ZN.UA, исключены из налогооблагаемой базы операции с ликвидными ЦБ (бумаги, эмитированные государством, ЦБ нерезидентов и взносы в уставные фонды ООО и ЗАО). Кроме того, операции по эмиссии и погашению ЦБ тоже не являются объектом налогообложения.
«При внесении предложений по введению налога с оборота по операциям с ЦБ была проанализирована и учтена отчетность всех основных участников фондового рынка, в том числе основных инвесторов, которые проводят операции по инвестированию через ЦБ.
В проработке законодательной инициативы принимали активное участие именно представители бизнеса, а также саморегулируемые организации, представляющие интересы различных финансовых и инвестиционных рынков (банки, страховики, торговцы ЦБ, крупные промышленные предприятия и холдинги), предложения которых были максимально учтены в редакции законопроекта, который выносится на второе чтение», - сообщили ZN.UA в пресс-службе ГНСУ.
В перечне поправок, которые намерен предложить к законопроектам Юрий Воропаев, предлагается определить, что расходы, понесенные плательщиками налогов при покупке ценных бумаг до 1 января 2013 года, в полном объеме будут учитываться при продаже таких ценных бумаг в новом году. При этом статус ЦБ (биржевые или внебиржевые) будет определяться их состоянием не на момент покупки в предыдущих периодах, а на момент продажи.
Таким образом, для ухода от налога с оборота внебиржевых ЦБ участники финансового рынка будут стимулироваться к выводу этих бумаг на биржу. При этом взаимозачитывать прибыль и убытки от операций с внебиржевыми и биржевыми бумагами законодатель запрещает.
В то же время относительно других норм законопроекта, по сведениям издания, все еще продолжаются торги, так как фондовики не до конца удовлетворены предложенными нормами. «Давайте почитаем последнюю редакцию изменений к этому проекту. Из-под акцизного сбора выводятся не все биржевые соглашения. Так, норма о 0% налога от продажи ценных бумаг, по которым рассчитывается биржевой курс, вызывает опасения, так как не по всем соглашениям курс может сегодня рассчитываться. И есть нормы, согласно которым описано, как рассчитывается биржевой курс. Если даже какой-то инвестор абсолютно рыночно захочет купить какую-то бумагу, которая не является ликвидной, и заключает такое соглашение на бирже, может оказаться, что это соглашение не является основанием для установления биржевого курса. Получается, инвестор купил на бирже по биржевой цене, но он попадет на 3% (теперь, получается, 1,5%. - А.Д.). Поэтому проблем еще много», - говорит председатель правления «Украинской биржи» Олег Ткаченко.