UA / RU
Поддержать ZN.ua

Без нас

Ежегодная инвестиционно-банковская конференция Euromoney — крупнейшее подобное событие для региона ЦВЕ. Ни один правительственный чиновник от Украины участия в дискуссиях не принял.

Автор: Юрий Сколотяный

Ежегодная инвестиционно-банковская конференция Euromoney - Форум Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), проходившая 17-18 января с.г. в австрийской столице уже в 17-й раз, - крупнейшее подобное событие для региона ЦВЕ.

Пожалуй, не случайно, что именно Вена принимает это мероприятие: австрийские банки (Raiffaizen International, Erste и ныне входящий в группу Unicredit Bank Austria) являются крупнейшими игроками в регионе, в том числе и в Украине. Все они, как и другие наиболее активные операторы - City, BNP Paribas, HSBC, OTP, были в числе соорганизаторов и спонсоров конференции.

В нынешнем году здесь собралось более тысячи участников, представлявших правительства (на уровне вице-премьеров, министров и заместителей ми­нистров), центральные банки и других финансовых регуляторов, а также коммерческие и инвестиционные банки, фонды, частные компании, исследовательские структуры и множество других организаций из мира финансов. Ни один правительственный чиновник от Украины участия в дискуссиях не принял.

Важнейшим обстоятельством, во многом предопределившим тональность и тематику обсуждений, было объявленное в конце прошлой недели агентством Standard-&­Poors снижение кредитных рейтингов сразу девяти европейских стран. Причем сразу два государства - Франция и Австрия - лишились высшей кредитно-инвестиционной пробы (теперь их рейтинг составляет АА+), а рейтинг Италии, как и Испании, Португалии и Кипра, был понижен сразу на два пункта.

Впрочем, нельзя сказать, что такое снижение стало большим сюрпризом для рынков и инвесторов. Более того, оно было, выражаясь на сленге финансистов, уже во многом «учтено в цене», поскольку такая возможность обсуждалась достаточно давно благодаря как периодически циркулировавшим слухам, так и утечкам информации из самого агентства. И все же хорошего настроения свершившийся факт явно не добавил.

Незадолго до начала конференции член совета ЕЦБ и глава австрийского Национального банка Эвальд Новотны заявил о намерении монетарных властей предпринять все возможные меры для успокоения ситуации. Также австрийскими официальными лицами было обещано приложить все необходимые усилия, чтобы вернуть стране высочайший кредитно-инвестиционный статус. Вице-канцлер Михаэль Шпинделеггер заявил о необходимости «начать разумно и рассудительно реформировать (финансовую) систему». При этом, по его словам, основная угроза стабильности вряд ли исходит от деятельности банков в Австрии, а «скорее сопряжена с рисками, которым австрийские банки подвергаются в связи с их деятельностью в других странах».

Как сообщила по ходу авторитетная британская Financial Times, среди рассматривавшихся мер было и усиление давления на австрийские банки с целью ограничить их вложения в регионе ЦВЕ. Подобные планы были анон­сированы еще в ноябре прошлого года, за что официальная Вена была подвергнута жесточайшей критике со стороны как некоторых стран - потенциальных «жертв», так и Еврокомиссии, поскольку такие шаги означали бы нарушение одного из обще­европейских принципов - свободы перемещения капитала.
В итоге австрийские официальные лица от подобных планов, как минимум публично, до самого последнего времени открещивались. А высокопоставленные представители австрийс­ких банков в кулуарах конференции отрицали наличие подобных к ним обращений.

Более того, по ходу конференции в Австрии состоялось и совещание группы «Венская инициатива», в которую входят Евро­комис­сия, Европейский централь­ный банк, а также банковские регуляторы из Восточ­ной Европы и таких стран, как Австрия, Ита­лия, Бельгия, Франция и Герма­ния. Согласно опубликованному по итогам совещания заявлению, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Европейский инвести­ционный банк должны быть готовы к оказанию дополнительной помощи и финансовой поддержки банкам в Восточной Европе.

Цель - через выделение большего объема помощи региону смягчить последствия уменьшения банковских активов в восточно­европейских странах. Также группа призвала западноевропейских регуляторов и законодателей к более плотной совместной работе над рекапитализацией банков, поскольку «в условиях отсутствия координации восточноевропейс­ким странам угрожает чрезмерное и неорганизованное уменьшение доли заемных средств, а также кредитный кризис».

По свидетельству одного из осведомленных участников конференции, в перечень стран, которые могут рассчитывать на подобную помощь, была включена и Украина. И это обстоятельство, конечно, радует. А вот удручает то, что наша страна в вышеупомянутой статье FT была названа (вместе с Венг­рией) одной из рассматривающихся в числе наиболее рисковых и нестабильных государств региона.

Объясняются подобные оценки просто - с осени позапрошлого года Киев не получает финансовых траншей МВФ в рамках все еще вроде действующей программы stand-by. Венгрия, которая в 2008 году (как и Украина) избежала банкротства благодаря выделенному ЕС, МВФ и Всемирным банком кредиту в 20 млрд. евро, сейчас ведет активные переговоры о получении новой помощи. Однако успешности этих переговоров мешают принимаемые по ходу венгерскими политиками законодательные новшества, идущие вразрез с общеевропейскими принципами. Одно из наиболее резонансных - ограничение независимости центрального банка страны, против которого выступает Еврокомиссия, заявившая, что возобновит переговоры с Венгрией о финансовой помощи только после оценки этого закона. Глава МВФ Кристин Лагард в конце прошлой недели также заявила о невозможности выделения официальному Будапешту каких-­либо траншей до того, как венгерские власти продемонстрируют реальные шаги по стабилизации нацио­нальной экономики и проведению эффективной финансовой политики, которая бы не шла вразрез с нормами Евросоюза.

«Не слишком хороши наши дела, - угрюмо поделился с автором этих строк венгерский коллега в кулуарах конференции. - Слишком много здесь наших высокопоставленных официальных лиц. Это ярко демонстрирует, как отчаянно страна нуждается в иностранных деньгах». «Наших официальных лиц здесь практически нет, - подумалось, - но это вовсе не радует, ведь Украине сейчас тоже очень нужны внешние ресурсы».
Увы, в характеристиках венгерской и украинской ситуаций можно провести сегодня немало аналогий. И, видимо, вовсе не случайно именно эти страны сейчас пользуются наименьшим доверием в регионе.

Однако и здесь у венгров немало преимуществ. Хотя бы потому, что Венгрия является полноправным членом Евросоюза. Да и оценки рискованности вложений в эту страну со стороны международных инвесторов сегодня значительно более умеренны.
Так, если в Украине стоимость страховки от дефолта (пятилетних кредитно-дефолтных свопов - CDS) достигала по состоянию на 17 января с.г. 930 пунктов, то для Венгрии этот показатель был почти на треть меньше (около 690 пунктов).

К тому же венгерские представители, как видно, не гнушаются появлением на международных форумах, пытаясь объяснить иностранным инвесторам логику своих действий. Украинским правительственным чиновникам, наверное, было не до того. Может, оно и так - какие тут конференции, если под тобой шатается кресло?

Однако в ходе обсуждения тем, напрямую касавшихся Ук­раины, катастрофически не хватало официальной позиции наших властей (одна из секций называлась «Финансирование инвестиций в Украине: возможности и вызовы», другая касалась нашей земельной реформы). Возможно, поэтому места в зале были заполнены лишь наполовину (хотя в ходе некоторых других дискуссий зрители толпились даже в проходах). Да и дискуссии на тему инвестиций в Украине, прямо скажем, не получилось - участникам не было задано ни одного вопроса из зала.

Вопросы же по поводу планов в отношении Украины ZN.UA адресовало представителю одного из крупнейших иностранных инвесторов в нашей стране - UniСredit Group.
Джанни Франко ПАПА, глава подразделения банковской деятельности в регионе Центральной и Восточной Европы UniСredit Group.

- Насколько серьезные сложности для бизнеса группы создает сегодня долговой кризис, в эпицентре которого оказалась Италия?

- Я не соглашусь, что Италия на самом деле является эпицентром кризиса. Скорее, она - одна из стран, которые от него пострадали. Кризис, как вам известно, начался в Греции, а уже потом распространился и на нашу страну, причем в происходящем есть значительная спекулятивная составляющая.

Также следует учитывать, что, если посмотреть на структуру бизнеса группы, то лишь треть наших активов сейчас приходится на Италию. Еще треть - на Германию и Австрию (это страны с очень устойчивыми экономиками и высокими кредитными рейтингами) и оставшаяся треть - на регион Центральной и Восточной Европы. Как вы можете видеть, мы очень хорошо диверсифицированы в контексте рисков.

Структура группы построена таким образом, что регион ЦВЕ (за исключением Польши) находится «под зонтиком» ее австрийского подразделения - Bank Austria. Австрия же, несмотря на недавнее снижение ее рейтинга одним из агентств, остается страной с очень сильным рейтингом. Регион ЦВЕ тоже пока не слишком поражен кризисом.
Так что я не вижу сегодня слишком больших проблем для группы Unicredit именно потому, что риски хорошо диверсифицированы, и не только территориально, но и по структуре вложений.

Если же вернуться к Италии, то наше новое правительство предпримет все необходимые меры для благоприятного выхода из сложившейся ситуации. Снижение суверенного рейтинга является, конечно, неприятным моментом. Но мы уверены, что страна в состоянии с этим справиться.

- Что в вас вселяет такую уверенность? Ведь, как считают многие наблюдатели, от того, как Италия справится с кризисом, будут во многом зависеть характер и глубина дальнейших проблем региона в целом.

- Как итальянец, я продолжаю по-прежнему верить в свою страну и прочность ее позиций в международном сообществе и мировой экономике. Приходится признать, что у Италии есть определенные слабости, которые, в частности, сопряжены с высоким уровнем госдолга. Эта ситуация складывалась и существовала на протяжении многих лет, так что никакой особенной новизны в этом нет.

Уверен, что последний фискальный пакет, разработанный правительством, уменьшит эту проблему.

Но помимо слабых сторон, у Италии есть и много сильных. В частности, если посмотреть на уровень индивидуального благосостояния ее граждан, то суммарно он в четыре-пять раз превышает долги правительства. Так, если госдолг составляет 1,9 трлн. евро, то благосостояние наших соотечественников оценивается в 9 трлн. евро. Что, вне всяких сомнений, является хорошим индикатором финансовой мощи страны. И я хочу сказать, что Италия является богатой страной, имеющей огромные внутренние силу и потенциал, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию.

Правда и то, что итальянская экономика является третьей по величине в еврозоне и второй - по размеру промышленного производства. Будучи сопоставимой по размеру с экономиками всех стран европейской периферии в целом, она, как вы и сами отметили, имеет огромное значение в общеевропейском и общемировом контексте.

Поэтому разрешение итальянских проблем - задача первостепенной важности для всего Евро­союза. Тем не менее ни у кого не должно возникать сомнений, что Италия располагает как достаточной мощью, так и возможностями, чтобы решить текущие проблемы, и она с этим справится. В частнос­ти, канцлер Германии Ангела Меркель заявила несколько дней назад, что не сомневается в этом.

Что касается снижения рейтингов, о котором мы говорили, то, несмотря на циркулировавшие слухи о такой возможности, произошедшее все же стало в некоторой степени неприятным сюрпризом, не только в отношении Италии, но и многих других европейских стран. Не хотелось бы вдаваться в детали, но вы наверняка знаете из сообщений СМИ, как жестко этот шаг был раскритикован представителями структур Евросоюза и правительств его отдельных стран.

- За счет чего группа собирается пережить трудные времена? Недавнее падение курсов акций Unicredit снова актуализировало проблему достаточности капитала, решить которую можно только двумя способами. Первый из них - привлечение новых ресурсов в капитал, что в нынешних условиях достаточно проблематично, да и не может продолжаться бесконечно. Альтерна­тив­ный способ - сокращение операций, в частности в наиболее рискованных странах региона ЦВЕ (в том числе в Украине).

- Нынешнее привлечение капитала группой идет достаточно уверенно. И к 27 января, как это запланировано, мы получим конечный результат. Последнее падение акций, которое было фактически однодневным и носило спекулятивный характер, уже практически полностью компенсировано. Поэтому после успішного завершения нынешнего привлечения нового капитала мы будем иметь адекватность капитала на уровне около 10%, что позволяет отнести нас к наиболее хорошо капитализированным группам в Европе. И это дает нам возможность поддерживать активность во всех странах присутствия, включая Центральную и Восточную Европу. Регион ЦВЕ уже подтвержден группой как один из главных драйверов роста ее бизнеса и доходов. Поэтому мы будем сохранять здесь свое присутствие и даже развивать бизнес, так что предпринимаемое наращивание капитала будет распространяться и на этот регион.

- Какой будет политика группы в отношении Украины? Ведь сохранять присутствие, постепенно сводя его к минимуму, и развивать бизнес, открывая новые отделения и наращивая объемы кредитования, - очень разные, согласитесь, подходы…

- Группа представлена в Украине, как известно, двумя банками. Если говорить об Укрсоцбанке, то, в отличие от дочерних структур многих других европейских финансовых групп, он всегда оставался прибыльным, даже в 2008-2009 годах, на которые пришелся пик кризиса. Особенно сложной ситуация была в 2009-м, когда спад экономики Украины составил около 15%. Банковский рынок тоже в это время сокращался и терпел огромные убытки. Я работал в Украине на протяжении трех лет, поэтому очень хорошо знаком с ситуацией. Последний, 2011 год, Укрсоц­банк тоже отработал неплохо.

Поэтому мы не собираемся сокращать в Украине свою активность в большей степени, нежели это будет продиктовано рыночными условиями. Что мы делаем в Украине, и не только здесь, но и во всех странах присутствия, - это очень серьезно работаем над повышением эффективности нашего бизнеса. Это та область, в которую мы сейчас больше всего инвестируем. В Украине, например, мы полностью меняем IT-систему. И это очень серьезная инвестиция с точки зрения как денежных, так и временных затрат. Окончание ее внедрения запланировано на июнь-июль 2012 года.

Также мы стали значительно более консервативны в оценке рисков, но банк по-прежнему сохраняет четвертое-пятое места на рынке, как это было и в предкризисные годы. И мы намерены как минимум сохранять имеющиеся позиции, поэтому говорить о значимом сокращении нашей рыночной доли и сворачивании бизнеса не приходится.
Что же касается наращивания операций, то здесь дело больше в дефиците адекватного спроса на кредиты в Украине, нежели в недостатке предложения со стороны банка.

- Так что слухи о возможной продаже вашей «дочки» в Украине можно считать беспочвенными?

- Слухи о возможной продаже наших дочерних банков в Украине и Казахстане являются беспочвенными, хотя и циркулируют уже больше года. Мне кажется, что их по различным причинам могли распространять некие заинтересованные стороны. Не хочу вдаваться в детали или какие-либо спекуляции по этому поводу, но необходимые выводы можно сделать, исходя как из прибыльности банка, так и из осуществленных вложений в реструктуризацию его бизнеса, усиление менеджмента, усовершенствование IT-систем и процедур и т.п.

- Вы упомянули о вашем трехлетнем опыте работы в Ук­раине. Что, на ваш взгляд, больше всего мешает развитию банковского бизнеса и привлечению инвестиций в нашей стране?

- Многие сложности банковского бизнеса в Украине сегодня сходны с теми, что мы наблюдаем в соседних странах: речь идет об общем ухудшении экономической конъюнктуры, снижении деловой и потребительской активности. Что касается отличительных особенностей, то, на мой взгляд, развитие банковского бизнеса в Украине больше всего сдерживают проблемы защиты прав кредиторов и надлежащего выполнения договорных обязательств. То есть речь идет о сложностях для банков при возврате вложенных денег, когда выданные кредиты перестают обслуживаться. Поэтому очевидно, что страна нуждается в более четкой и прозрачной нормативно-правовой базе в сфере кредитных отношений. Существуют проблемы с беспристрастным и объективным рассмотрением соответствующих правоотношений в судебных инстанциях, тщательным соблюдением действующих законов в исполнительных службах и правоохранительных органах.

На мой взгляд, для украинских властей целесообразно более тесное сотрудничество с международными инвесторами и банками. В этом контексте появились некоторые положительные подвижки, но все еще существует огромное поле для улучшения.