Вскоре после того, как ультраправая партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен победила на европейских выборах во Франции на расстоянии более 15%, президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что он распускает парламент и назначает досрочные выборы. Избиратели снова пойдут на избирательные участки менее чем через три недели, и после второго тура выборов 7 июля будет избрана новая Национальная ассамблея.
«С момента своего переизбрания в 2022 году президент Франции пытался управлять страной без большинства в Национальном собрании. Лидер центристов пытается восстановить свое президентство, протягивая оливковые ветви умеренным силам слева и справа, пытаясь воспроизвести центристскую силу тяготения, способствовавшую его приходу к власти в 2017 году», – пишет POLITICO.
По идеальному сценарию Макрона, президентский лагерь выиграет от междоусобиц крайних сил, чтобы переманить к себе уходящих в отставку депутатов и получить дополнительные места в Национальной ассамблее. Но популярность ультраправых во Франции достигла исторического максимума, а потому гамбит Макрона может так же легко обернуться против него и проложить путь к беспрецедентным последствиям.
Три возможных сценария того, что может произойти дальше для Франции:
1. Премьер-министр Франции – Джордан Барделла
Если «Национальное объединение» обретет абсолютное большинство голосов, Эммануэль Макрон фактически будет вынужден назначить премьер-министром одного из их лидеров, вероятно, Джордана Барделлу – президента «Национального объединения», только что приведшего свой лагерь к победе на европейских. выборах.
В настоящее время «Национальное объединение» имеет 88 мест в Национальной ассамблее, и партии нужно увеличить их количество до 289, чтобы иметь абсолютное большинство. Задача, стоящая перед ультраправой силой, будет сложной, но не невозможной. Опрос, проведенный в начале этого года по заказу консервативной партии «Республиканцы», данные которого просочились во французский журнал L'Obs, показал, что в случае досрочных выборов «Национальное объединение» получит от 243 до 305 мест.
2. Полный тупик
Имея 250 депутатов с 2022 года (несколько десятков не хватает до абсолютного большинства), правительство Макрона в течение последних двух лет жило под постоянной угрозой вотума недоверия. По ключевым законам, включая крайне непопулярную пенсионную реформу, президент и его премьер-министр использовали конституционные инструменты для принятия законов без голосования в парламенте.
Учитывая растущую популярность ультраправых и возможность создания нового левого альянса, будущие выборы могут привести к еще большему расколу Национальной Ассамблеи без перспективы формирования четкого большинства. В стране, где коалиции редко создаются на идеологической основе, головная боль правления может стать еще больше.
3. Макрон в отставке?
В политической системе, сосредоточенной вокруг президента, неизбежно встанет вопрос об ответственности самого Макрона за нынешний кризис, если его избирательная авантюра обернется против него. В настоящее время отставка Макрона не обсуждается, а советник президента заявил, что президент, назначая досрочные выборы, намеревался победить.
Политическая неопределенность, связанная с нынешней ситуацией, может привести к тому, что Макрон полностью использует широкие полномочия, предоставленные исполнительной власти французской конституцией, что еще больше ослабит роль законодательной власти.
Напомним, ультраправая партия Ле Пен, по данным экзит-пола Ipsos , наберет на выборах в Европарламент больше голосов, чем суммарно второе и третье места.
Проукраинская Европейская народная партия (ЕНП) может получить наибольшее количество мандатов в новом составе Европейского Парламента – 180 из 720. Правые политики «Идентичности и демократии» (в которую входит партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен) могут получить примерно 70 мест.