Когда Россия вторглась в Украину, Соединенные Штаты и Европейский Союз ускорили свой поворот к Сербии, президент которой Александар Вучич назвал санкции против РФ «аморальными». Вместо того чтобы жонглировать противоречивыми требованиями плюралистических и разрозненных балканских государств, западные столицы сосредоточили основную часть своих усилий на единой цели. Их политика преследовала две цели. Во-первых, вернуть Сербию в лоно Запада, подальше от России. Во-вторых, разрешить соответствующим администрациям сосредоточиться на поддержке Украины, пишет Кристиан Эдвардс в анализе CNN.
Традиционно один из ближайших союзников Москвы в Европе Белград долгое время пытался балансировать на границе между своими историческими связями с Россией и потенциальным будущим более тесной европейской интеграции. Западные дипломаты пытались вывести президента Сербии Александара Вучича из орбиты его российского коллеги, президента Владимира Путина, обещая более быстрый путь к членству в ЕС и в то же время предупреждая об изоляции, если он нарушит правила.
Но через 18 месяцев некоторые наблюдатели говорят, что нынешний подход был исключительно «кнутом без пряника» и, как следствие, не достиг обеих своих целей.
Сербия отказалась участвовать во всех раундах санкций ЕС против Путина. И Сербия продолжает преследовать собственные интересы в регионе, уменьшая свою подотчетность, разжигая конфликты за границей, чтобы отвлечь внимание от недовольства на дому, будучи уверенной в том, что на Западе ее не будут осуждать.
Последствия этого остро ощущает Косово, объявившее независимость от Сербии в 2008 году, после кровавых балканских войн 1990-х годов. Но Белград – и многие этнические сербы на севере Косово – до сих пор отказываются признать его суверенитет, обостряющий отношения между соседями.
Вучич давно поддерживает теплые отношения с Путиным. Выступая после заседания Совета национальной безопасности в феврале, Вучич обосновал свое решение не вводить санкции против России тем, что он был «единственной страной, не введшей санкции против нас в 1990-х годах».
«Они поддержали нашу территориальную целостность в ООН», – добавил он, имея в виду отказ России признать независимость Косово.
Несмотря на усилия, направленные на энергетический переход при поддержке ЕС, Сербия остается сильно зависимой от России, продав контрольный пакет акций нефтяной компании российскому государственному гиганту «Газпрому».
Несмотря на провозглашенные Сербией надежды на вступление в ЕС, Вучич продолжает балансировать на границе между Москвой и западными государствами. Хотя он присоединился к резолюциям ООН, осуждающим вторжение России в Украину, сербский лидер не изъявил особого желания присоединиться к западным санкциям.
В апреле сербское правительство опровергло сообщение о продаже оружия и боеприпасов Украине, после того, как появилась утечка документа Пентагона, утверждавшего обратное. Тогда Сербия заявила, что соблюдает политику нейтралитета, хотя некоторые западные чиновники восприняли эти сообщения как доказательство того, что их политика работает.
«Нам говорили, что он (Вучич) присоединится к санкциям и покажет, что он действительно на нашей стороне. Этого не вышло. Нам говорили, что он не сблизится с Россией. В сентябре он подписал соглашение о безопасности с Путиным. То и дело он смеется в лицо Запада. И когда я спрашиваю западных чиновников: «Почему вы так решительно настроены разрешить Вучичу играть с вами?», они говорят, что он – лучший вариант», – сказала Алисия Кернс, британский депутат и глава парламентского комитета по иностранным делам.
«Если предположить, что мы каким-то удивительным образом приведем Сербию в ЕС, то с таким режимом вы практически приведете в ЕС еще одну российскую троянскую лошадь, как это было с [премьер-министром Венгрии Виктором] Орбаном. Да, вы можете повлиять на расширение, но вы точно не собираетесь нейтрализовать российское влияние в регионе – вы просто собираетесь импортировать его в ЕС», – сказала Майда Руге, балканский эксперт Европейского совета по международным отношениям.
Напомним, что в июле Вучич аргументировал свой отказ налагать санкции на Россию «нравственной позицией». По его словам, если Сербии придется вводить ограничения, то он «это сделает, потому что должен, а не потому, что желает этого».
Об украинских интересах на Балканском полуострове рассказывает Владимир Цыбульник в статье «Собирается ли Украина признать независимость Косово?» на ZN.UA.