Ах, как благородно: вроде бы российский "Газпром" решил "поддержать" "Нафтогаз Украины", поэтому перечислил ему 1 млрд долл. за транзитные услуги. Мол, надо же вам за какие-то средства закупать газ. Да и с нами, "Газпромом", расплатиться по контракту. Надо… Замечательно, что перечислили миллиард, - это плата за транзит российского газа по системе украинских газопроводов до 1 января 2015 г. Но вы и так должны платить за транзит. И далеко не всегда соблюдаете все требования так называемого транзитного договора. Поэтому ваше благородство, "Газпром" и "Газпром экспорт", - в рамках контракта с "Нафтогазом".
И не нужно преподносить это всему миру как благотворительность. Ни центика, ни копеечки, ни тем более гривночки неучтенной в этих расчетах "Газпрома" с "Нафтогазом Украины" - нет. И быть не может. "Газпром" платит, исходя из собственных расчетов планируемого объема транзита газа через территорию Украины. Вот и все. А там - жизнь покажет. Будет в Европе холоднее следующей зимой, придется "Газпрому" увеличить объем транзита и, соответственно, заплатить за неучтенную и оперативную нагрузку на украинскую газотранспортную систему (ГТС), которая в период пиковых нагрузок использует ресурсы газа из своих подземных хранилищ (ПХГ). Заметим, использует не ресурсы "Газпрома". Но контрактные обязательства выполняет и даже помогает россиянам, если того требует ситуация.
Прежде всего напомню: с момента провозглашения независимости Украины газотранспортная система и все относящиеся к ней объекты, включая подземные хранилища газа, - собственность народа Украины, который уполномочил Кабмин, а тот, в свою очередь, уполномочил НАК "Нафтогаз Украины" работать на благо Украины. В уставных документах, кроме прочего, значится, что "Нафтогаз" должен быть прибыльной компанией. То есть приносить доход государству и его гражданам как опосредованным соучредителям.
Демонстративное недоверие "Газпрома" к "Нафтогазу" и "Укртрансгазу", который предметно занимается не только всей газотранспортной системой Украины, но и, в частности, отечественными подземными хранилищами газа, свидетельствует, по мнению специалистов отрасли, а также многочисленных политиков в Украине и Европе в целом, как раз о наличии конфликта интересов украинских и российских газотранспортников. Это если мягко сказать. Потому что у "Газпрома", а точнее, у его дочернего предприятия "Газпром экспорт" есть глобальная задача - экспансия и монополизация всех возможных энергорынков. И, конечно же, основное при этом - максимальная прибыль. Или в "Газпроме" не согласны с такой формулировкой? Просто называем вещи своими именами. Если есть конфликт интересов, то за способами дискредитации конкурента, как свидетельствует бизнес-практика, дело не станет.
У "Газпрома" - по сути, своих 25 ПХГ. Запас активного газа (который можно быстро извлечь) в газпромовских ПХГ составляет, по разным оценкам, от 60 до 68 млрд кубометров, 4,5 млрд из которых приходятся на восточноевропейские страны. Поэтому, видимо, "Газпром" заявляет о совладении или возможности беспрепятственного доступа к подземным газохранилищам в Австрии, Великобритании, Италии, Сербии, Латвии, Беларуси и Армении. Ну прямо половина Европы! Одна только маленькая, но существенная деталь: общий активный запас газа в ПХГ упомянутых стран, на который может рассчитывать "Газпром", по сравнению с возможностями украинских ПХГ невелик - от 5 до 8 млрд кубометров. Но "Газпром" этим фактом при любом удобном случае пользуется.
У Украины почти вдвое меньше подземных хранилищ газа, чем у "Газпрома", как по количеству - 12 у "Укртрансгаза" и одно у "Черноморнефтегаза", так и по активному объему хранения - около 32 млрд кубометров газа во всех хранилищах. Но вот геостратегическое расположение - на границах Евросоюза, фактически у самого порога покупателей газпромовского газа… Этого у украинских ПХГ не отнять. Как бы председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер не упражнялся в красноречии.
Тем более что хочет того "Газпром" или нет, а подземные хранилища газа Украины являются стабилизирующим звеном в период повышенного спроса в отопительный сезон, то есть с октября по апрель (конкретнее - к синоптикам, так как понижение температуры окружающей среды на градус по Цельсию всякий раз требует использования дополнительного объема газа).
Прежде всего, украинские ГТС и "подземки" работают на Украину (см. рис.1). И никакие владельцы облгазов тому не помеха - газотранспортная система работает в штатном режиме.
"Газпром" говорит, что спокойно обходится без украинских "подземок" в последние годы. Формально - да. Как это происходит неформально - смотрите выше.
Глава "Газпрома" А.Миллер уверяет, что незачем им хранить газ в украинских ПХГ. Допустим. Допустим даже, что "Газпром" станет хранить свой газ в Польше. Там тоже есть ПХГ. Но их активный объем не отвечает пиковому запросу - не могут польские ПХГ, даже если они сегодня под завязку заполнены газом, в час "Ч" одномоментно спасать своих потребителей, да еще и заботиться о "газпромовских".
"Цифра в один миллиард определена простым счетом - сумма до того выданного аванса и того срока, который оставался до 1 января 2015 г., и прогнозируемым на 2014 г. объемом транзита через территорию Украины", - пояснил А.Миллер.
Ранее "Газпром" сообщал, что предоставит "Нафтогазу Украины" очередной аванс в размере 1 млрд долл., который пойдет… на закупку газа в украинские подземные хранилища, что позволит обеспечить бесперебойный транзит в Европу в осенне-зимний период.
С учетом этого платежа, подсчитали в "Газпроме", общая плата за транзит газа по территории Украины составила 5,15 млрд долл., что равно сумме оплаты транзита еще на полтора года вперед, то есть с начала 2012-го до конца 2014 г.
Как известно, срок пребывания Виктора Януковича на посту президента Украины заканчивается в начале 2015 г.: 29 марта в стране должны состояться очередные президентские выборы.
Это, видимо, сдерживающий фактор для "Газпрома" (читай - Кремля). Хотя с точки зрения международного права и хозяйствующих субъектов нет никакой разницы в том, какой в 2015-м будет фамилия президента Украины, либо главы "Нафтогаза", или "Газпрома", или словацкого оператора газосети Eustrim, как и польского оператора Gaz-System.
Но вернемся к украинским ПХГ. В настоящее время там находится чуть больше 7 млрд кубометров (см. рис. 2). К окончанию сезона закачки будет, по скромным подсчетам, 14–17 млрд кубометров активного газа.
Российский же "Газпром" уверяет, что для стабильной работы украинской ГТС необходимо не менее 19 млрд кубометров газа. Но, очевидно, недоговаривает: такой минимальный объем запаса в ПХГ необходим… с учетом страховки экспортных контрактов "Газпрома".
Хочется верить, что в цивилизованной Европе, куда стремится Украина и фактически своей энергоотраслью уже является ее составляющей, контракты, в том числе газовые, заключаются не под кого-то, а потому что. И это на самом деле прозрачно и понятно. Всем. Потому что это выгодно и компаниям-поставщикам, и операторам ГТС, и, прежде всего, потребителям. Ну сменили поляки топ-менеджеров своего газооператора Gaz-System (и не только), когда убедились, что менеджмент неэффективный (хотя какой эффектный был!). Так что, газ перестали поставлять по газотранспортной системе Польши, в том числе в Европу? Или перекрыли газопоставки в Украину по реверсному маршруту? Ничего подобного, все поставки природного газа происходят в рамках контрактов.
Другое дело, что "Газпром" продолжает настаивать на строительстве перемычки между транзитными газопроводами, проходящими по территории Польши. И это не большой газпромовский проект Ямал-Европа-2 через территорию Польши, о котором на недавнем собрании акционеров ОАО "Газпром" с уверенностью говорил А.Миллер. В этом смысле газпромовский караван идет по заданному маршруту. Речь как раз о скандальной перемычке по территории Польши, которую также обозвали Ямал-Европа-2. Как говорят сами поляки, она им в общем-то не нужна. Для них этот проект затратен и экономически неэффективен - неоправданно дорого.
Но вот маленькая деталь: не Польша, так Евросоюз таким образом, видимо, стремится обезопасить себя на случай, если "Газпром" и впрямь решит в какой-то момент перекрыть Украине газовый вентиль. Январь 2009-го для европейцев послужил жестоким уроком. Но они сделали соответствующие выводы. При всей бюрократичности евроструктур. Так что я готова поверить в то, что европейцы подыграют "Газпрому" в польской газоперемычке. Не хочется только верить, что в происходящем перераспределении ресурсов (и не только энергетических) мы останемся заложниками ситуации и обстоятельств. Как европейских, так и газпромовских…