Как известно, кроме разветвленной газотранспортной системы, Украина обладает мощнейшей системой нефтепроводов (см. рис. 1 на стр. 9). В последние годы ее загрузка уверенно снижается, что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Традиционные клиенты украинских нефтетранспортников, такие, как Российская Федерация и Казахстан, перебрасывают свои ресурсы на другие направления, а нетрадиционные, в частности Азербайджан и потребители нефти в Европе, сталкиваются с отсутствием прогнозируемости и последовательности Украины — базовых условий успешности в этой отрасли. Результат очевиден: только за последние три года прокачка нефти компанией «Укртранснафта» снизилась почти на 30%.
О державном векторе в деятельности этой компании со 100-процентным госкапиталом говорить сложно: уже три года в работе нефтепроводной системы превалируют интересы одной частной структуры. Публичное акционерное общество «Укртранснафта» превратилось в весьма закрытое, генерируя проекты, которые, мягко говоря, вызывают серьезные вопросы. Тем не менее растущие «успехи» нефтетранспортной компании пока не только не привели к очевидным кадровым выводам, но и, похоже, вдохновляют авторов проекта на новые свершения с
целью превратить госкомпанию в частную собственность не только де-факто, но и де-юре.
Тенденции работы «Укртранснафты» в 2010 году сохранились и в 2011-м, когда произошло первое серьезное снижение трубопроводной транспортировки нефти по территории Украины. По данным Минэнерго-угольпрома, общая прокачка нефти уменьшилась на 11,6%, транзит — на 12,1%, прокачка для нефтеперерабатывающих заводов Украины (НПЗ) — на 11,3% (см. рис. 2 на стр. 9).
Несостоявшаяся «Дружба»
Основные надежды на загрузку магистрального нефтепровода «Дружба» были связаны с подписанием в начале 2011 года контракта с «Белорусской нефтяной компанией» о транспортировке азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды и дальше по «Дружбе» на Мозырский НПЗ (Беларусь). Поначалу украинская сторона заявляла, что не согласится на этот проект при объемах транспортировки менее 9 млн. тонн в год, против чего не возражал и Минск, утверждая, что сможет транзитировать по трубе и по железной дороге более 10 млн. тонн нефти.
Отметим, что эти заявления звучали в разгар «нефтяной» войны между Беларусью и Россией. Тогда Минск демонстративно начал искать замену российской нефти в ответ на введение Москвой экспортной пошлины при поставках сырья в союзную республику.
Сближение с Минском было на руку и Киеву, который в 2010 году вошел в очередную фазу противостояния с Москвой на почве обсуждения условий прокачки нефти по своей территории. Украина хотела показать, что имеет и другие, кроме российских, источники поставок нефти для загрузки своих трубопроводов. В конце концов, сошлись на том, что в 2011 году «сябры» прокачают в Мозырь 4 млн. тонн нефти. По итогу вышло менее 1 млн.
Прогнозы на 2012 год неважные. В 2011-м Россия и Беларусь «слились» в Таможенном союзе, и экспортная пошлина была снята. В 2012-м россияне обещают поставить на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке 21,5 млн. тонн нефти, что соответствует 95% их суммарной мощности (около 23 млн. тонн). Таким образом, потребность в стороннем сырье практически отпадает.
Публично белорусская сторона не отказывается от проекта поставок азербайджанской нефти с использованием украинского маршрута, хотя вполне очевидно, что больше 1,5 млн. тонн белорусские НПЗ не в состоянии принять физически, не говоря уж о 4 млн. тонн, а тем более о 10 млн.
Очень тонкое дело
Несмотря на провал «белорусского» проекта, есть основания утверждать, что судьба украинского участка нефтепроводов «Дружба» и Одесса—Броды во многом будет зависеть от Азербайджана. Азербайджанская Национальная нефтяная компания SOCAR активизировала поиски нефтеперерабатывающих заводов в Европе. Там действительно предпочитают нефть и газ из бывшего СССР. Но не очень хотят видеть у себя дома нефтегазовых монстров, курируемых не сильно демократичными режимами. Похоже, Азербайджан идет по тому же тернистому пути, который с таким трудом преодолели российский «Лукойл» (сегодня представлен заводами в Румынии, Болгарии и Италии) и казахстанский «Казмунайгаз» (завод в Румынии).
Одним из потенциальных объектов для приобретения компанией SOCAR называют концерн UniPetrol, который имеет три завода в Чехии и контролируется польским концерном Orlen (миноритарными акционерами одного из них — «Кралупы-над-Влтавою» являются Shell и Agip). Якобы именно с этим связано желание SOCAR устроить пробную прокачку нефти по «Дружбе» на НПЗ в Кралупах.
Чтобы понять желание стороны по ту сторону границы участвовать в эксперименте, достаточно отметить, что впервые экспериментальную прокачку хотели осуществить еще в 2003 году. Не увенчались успехом и нынешние попытки «Укртранснафты» реализовать этот проект.
Еще одним двигателем прокачки азербайджанской нефти через Украину в прошлом году многие считали намерения Баку поучаствовать в битве за современный польский НПЗ концерна «Лотос». Но, поговаривают, азербайджанцев уже вычеркнули из списка претендентов.
В целом позиция Польши влияет на нефтетранспортные перспективы Украины не в меньшей степени, нежели азербайджанская. Только позиция эта имеет противоположный знак. На днях Николай Азаров впервые открыто заявил, что Польша не хочет достраивать нефтепровод Одесса—Броды до Плоцка. «Мы неоднократно предлагали нашим польским партнерам, однако пока они не считают это целесообразным для себя», — сказал он.
Все это позволяет с большой долей уверенности поставить крест и на фантастическом проекте «Укртранснафты» по прокачке азербайджанской нефти через Беларусь в ту же Польшу. Один звонок в Минск из Москвы сведет эти усилия на нет (поляки покупают исключительно российскую нефть).
«Польшу можно понять, — объясняет Михаил Гончар, руководитель энергетических программ центра «Номос». — За последние годы Украина в маятниковом режиме меняла свои подходы в различных сферах энергетических отношений с Польшей. То реверс Одесса—Броды, то прекращение поставок по газопроводу Устилуг—Грубешув, то лишение лицензии на Сахалинское месторождение (Харьковская обл.) украинско-польского СП «Девон». Никто в Варшаве не хочет рисковать и строить с «послідовними» долгосрочные проекты».
В 2012 году нефтепровод Одесса—Броды может в очередной раз остановиться. На российских поставщиков уже вряд ли можно рассчитывать — в этом году стартует нефтепровод «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2), который заберет всю «лишнюю» нефть у российских компаний. Если же что-то и останется, то очередной разворот трубы может окончательно похоронить и без того призрачную перспективу работы нефтепровода в европейском направлении, — очередного разворота уже точно никто не поймет.
Но он нужен, чтобы как минимум запустить Одесский НПЗ. Судя по всему, подустал от украинских странствий и SOCAR: источники ZN.UA сообщают, что бакинцы с нелояльных восточноевропейских краев перевели взгляд на недавно обанкротившийся швейцарский нефтеперерабатывающий концерн Petro-plus. Да и общение с украинскими трубопроводными транспортниками их тоже поднапрягло.
Гробовщики «Приднепровки»
Еще одним проектом, ярко иллюстрирующим непредсказуемость и алогичность происходящего в нефтетранспортном комплексе Украины, является реверсирование в 2009 году «Приднепровских магистральных нефтепроводов» (ПМН). Нефть, десятилетиями текущая из Кременчуга в Одессу, пошла в обратном направлении. Но вернемся еще на пару лет назад.
С 2007-го по 2011 год транспортировка нефти по ПМН сократилась в 2,65 раза — с 24,7 до 9,3 млн. тонн. Транзит же снизился до нуля. Причина — рейдерский захват «Приватом» в октябре 2007 года «Укртатнафты» и последовавшее за ним эмбарго на поставки нефти из Российской Федерации как реакция на вытеснение российской «Татнефти» с некогда совместного предприятия «Укртатнафта» (созданного на производственной базе Кременчугского нефтеперерабатывающего завода).
В 2009 году «Укртранснафту» не без скандала возглавил Александр Лазорко, однокурсник нардепа Игоря Палицы, который является одним из партнеров лидера группы «Приват» Игоря Коломойского в нефтяном бизнесе. До этого Лазорко несколько лет возглавлял контролируемые «Приватом» нефтеперерабатывающие заводы в Дрогобыче и Надвирной.
В октябре 2009 года «Приднепровские магистральные нефтепроводы» были реверсированы для снабжения контролируемого тем же «Приватом» Кременчугского НПЗ, нуждающегося в дополнительном сырье. Глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко обещал, что завод будет закупать не менее 240 тыс. тонн «азербайджанской» нефти в месяц (2,88 млн. тонн в год). «Но мы хотим, чтобы эти объемы были до 400 тыс. тонн (4,8 млн. тонн в год)», — отмечал он.
Однако проект, который менеджеры «Привата» называли не иначе как историческим, с треском провалился.
В 2010 году поставки нефти на Кременчугский НПЗ из Азер-байджана составили всего около 1 млн. тонн, а в 2011 году и того меньше — 0,64 млн. тонн. Тогда как только «Лукойл» качал на свой завод под Одессой в среднем 2,5 млн. тонн в год, а еще на Одесский НПЗ шло около 5 млн. тонн преимущественно казахстанского нефтяного транзита.
Есть все основания утверждать, что если бы не «кременчугский» переворот 2007 года, сегодня загрузка «Приднепровcких магистральных нефтепроводов» составляла бы не 9, а до 20 млн. тонн в год! (Это учитывая былые 6 млн. тонн переработки на Кременчугском НПЗ и около 5 млн. тонн на Лисичанском.)
Таким образом, с 2008 года Украина потеряла около 33 млн. тонн загрузки или фактически один год работы при нынешних объемах перекачки (см. рис. 3). В денежном выражении только на «Приднепровских магистраль-ных нефтепроводах» при среднем тарифе 30 грн./тонна недополученный доход составил около 1 млрд. грн.
К этой сумме следует также отнести отсутствие налоговых платежей от простаивающего с октября 2010 года Одесского НПЗ.
А как оценить убытки от фактической ликвидации как такового украинского маршрута транзита российских и казахстанских нефтересурсов?
«Работу нефтетранспортной отрасли поставили в зависимость от частной компании. Если она по какой-либо причине откажется от работы с каспийской нефтью, Украине будет сложно найти заказчика на прокачку нефти из России в Одессу. Мы рискуем в очередной раз оказаться в роли ненадежных партнеров», — эти слова экс-главы «Укртранснафты» Александра Тодийчук, сказанные в октябре 2009 года, сегодня можно считать пророческими.
Трейдеры говорят, что казахи, которые «ходили» преимущественно на Одессу, вряд ли туда вернутся, так как старший брат, Российская Федерация, скорее всего, настоятельно посоветует им направлять свои экспортные объемы нефти в БТС-1 или БТС-2.
Безусловно, к упадку украинского нефтяного транзита Российская Федерация приложила немалые усилия, построив новые магистрали и порты на своей территории, а также проводя соответствующую тарифную политику. Но также очевидно и то, что Украина отдала эти объемы нефтетранзита без боя, потеряла стратегическую инициативу, а жирный крест на перспективах поставила по сути передача госфункций частной компании.
Кручу, верчу, хочу…
Удручающие события, происходящие в нефтетранспортной отрасли, являются лишь видимой частью результатов работы «Укртранснафты». За кадром остается другая деятельность компании, которая чудным образом постоянно пересекается с группой «Приват».
Так, в 2009 году нефтетранс-портники неожиданно озаботились состоянием украинского участка нефтепровода Мичуринск—Кременчуг. Для проведения ремонта трубопровод был опустошен, по словам очевидцев, в трубу была закачана вода одного из кременчугских прудов. Нефть в объеме 104,42 тыс. тонн была размещена на хранение в резервуарах «Укртатнафты». В начале 2011 года СМИ сообщили, что нефти ответственного хранения на заводе нет (неизвестным образом объем переработки превысил объем поставки вдвое, притом что других остатков на предприятии не было). Впоследствии «Укртранснафта» заявила, что договор хранения закончился в марте 2011 года и «нефть возвращена в систему».
Но куда именно делась нефть, стоимость которой в сегодняшних ценах составляет около 90 млн. долл., «Укртранснафта» детализировать отказывается. А «система» же не резиновая. Да и упомянутый пруд на своем месте так и не появился…
Усиливает подозрения и тот факт, что на хранение в 2009 году закачали нефть марки «юралс», а в 2011-м система была заполнена уже азербайджанской «айзери лайт».
И что с трубой, которую собирались ремонтировать? Передумали?
Крайне интересным эпизодом является проект по переработке «Укртранснафтой»
300 тыс. тонн легкой нефти. По стечению обстоятельств, тендер на услуги по переработке выиграла все та же «Укртатнафта» с ценой 670 грн./тонна (в 2011 году Лисичанский НПЗ победил в тендере по переработке нефти «Нафтогаза Украины» с тарифом 288 грн./тонна).
Все бы ничего, если бы не один простой вопрос: с какой целью реализуется этот проект? Может, в стране не хватает топлива? Так балансы рынка в последние месяцы бьют все рекорды. Может, было поручение правительства или вышестоящих организаций? Об этом тоже ничего не известно. Тогда зачем «Укртранснафта» идет в рискованный проект стоимостью около 2,5 млрд. грн.?
Мало того, говорят, что уже идет речь о дополнительных 300 тыс. тонн., то есть сумма вырастет до 5 млрд. грн. И почему в таком случае сокращает поставки азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ группа «Приват», если толкает туда государственную «Укртранс-нафту»?
А откуда такие деньги? В ответе на этот вопрос знающие люди предлагают искать истоки возникновения этого чудо-проекта. Ожидается, что деньги на нефть предоставит один днепропетровский банк. Имея контроль над такой значительной задолженностью, группе «Приват» будет спокойнее идти на приватизацию «Укртранснафты», которая ожидается в рамках реформирования «Нафтогаза».
К слову, кредитами сегодня накачивают и другие «дочки» НАК «Нафтогаз Украины», и не исключено, что с той же целью.