27 мая на заседании так называемого малого Кабмина, которые стали проходить в закрытом режиме по понедельникам, было принято распоряжение №336-р "Вопросы возобновления работы Углегорской ТЭС ПАО "Центроэнерго". Название распоряжения знаковое, потому что к содержанию документа возникают вопросы, а однозначных ответов в нем, увы, нет.
Пункт 1 распоряжения обязывает Минэнергоугольпром Украины "обеспечить организацию проведения восстановительных работ на четырех пылеугольных энергоблоках Углегорской теплоэлектростанции (ТЭС), входящей в ПАО "Центрэнерго"… в соответствии с проектами строительства, утвержденными в установленном законодательством порядке", а также "определить очередность и сроки реализации таких проектов".
В свою очередь, Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ), "рекомендуется": "…установить дополнительный платеж к тарифу на электроэнергию, производимую ПАО "Центрэнерго", в пределах средств, предусмотренных указанными в п. 1 этого распоряжения проектами строительства". Более того, НКРЭ рекомендуется "обеспечить завершение финансирования в полном объеме каждого из проектов строительства (см. выше п. 1) не позднее, чем через шесть месяцев после введения соответствующего объекта в эксплуатацию".
У нас теперь, оказывается, НКРЭ… обеспечивает финансирование! А мы-то думали, что она осуществляет государственное регулирование на рынке электроэнергии, стараясь соблюдать баланс между интересами государства, бизнеса и потребителей, проводя справедливую тарифную политику.
Для кого? Для чего?
При этом ни одной цифры в названном распоряжении не приведено. В частности, неизвестно, каков объем средств, необходимых для реализации проектов строительства, как повлияют дополнительные платежи к тарифу "Центрэнерго" на уровень оптовой рыночной цены на электрическую энергию. Не определены также источники и порядок компенсации этих платежей энергорынку.
Нет ответа на эти вопросы и в пояснительной записке Минэнергоугольпрома к проекту распоряжения, обосновывающей необходимость восстановления ТЭС. Там обоснование простое: "Во исполнение поручения президента и поручения КМУ… с целью возобновления работы Углегорской ТЭС необходимо определить соответствующие источники в условиях дефицита средств ПАО "Центрэнерго", связанного с уменьшением товарной продукции".
Возможно, в этих строках и стоит искать ответ на вопрос, зачем и для кого восстанавливают сгоревшую ТЭС? Да еще перед тем, как снова выставить ее на продажу? Ведь после пожара конкурс по продаже ПАО "Центрэнерого" был отменен. Известно, что такая покупка в этом регионе по карману разве что трем субъектам. Например, Д.Фирташу, но он не настолько интересуется теплоэнергетикой - он больше по газу и химии. Может такой объект заинтересовать ДТЭК. А еще, в рамках диверсификации бизнеса, разве не интересный объект для Семьи? Отстроят за счет надбавок к тарифу, т.е. за наши деньги, Углегорскую ТЭС с нуля и приберут к рукам свежеиспеченный объект за приемлемую сумму. Кто сказал, что при продаже расходы на ее восстановление будут внесены в стоимость? Не факт.
Известно, что ТЭО на эти проекты пока не существует. Решение о восстановлении всех четырех энергоблоков (а почему не двух или, может, их вообще не стоит восстанавливать?) принято без рассмотрения экономической целесообразности такого проекта и без учета ситуации в электроэнергетике в целом и на Оптовом рынке электроэнергии в частности.
Энергорасчеты: назад, в 90-е
Между тем ситуация на Оптовом рынке электроэнергии Украины уже стала критической. Из месяца в месяц увеличивается задолженность ГП "Энергорынок" перед производителями электроэнергии. Уровень оплаты потребителями электроэнергии катастрофически падает. Кризис неплатежей за потребленную электроэнергию в Оптовый рынок уже практически достиг масштабов, которые были в середине 90-х годов. Скоро производителям электроэнергии не за что будет покупать энергоресурсы. Так, только за первый квартал 2013 г. водоканалы задолжали энергорынку 660 млн грн, а их суммарный долг уже превысил 3 млрд грн. В 2012 г. субвенции из государственного бюджета на компенсацию разницы в тарифах водоканалам составили 3,3 млрд грн. В 2013 г. финансирование по этой статье практически не осуществляется. Существенные долги за поставленную электроэнергию также имеют угледобывающие предприятия.
Начиная с марта 2013 г. снижается уровень оплаты электроэнергии, и в апреле, по данным ГП "Энергорынок", он составил только 75,8%. Задолженность за электроэнергию, потребленную за первые четыре месяца текущего года, по состоянию на 16 мая достигла почти 1,966 млрд грн.
Госпредприятие "Энергорынок" вынуждено выпускать облигации по разрешению КМУ на сумму 1,5 млрд грн и брать кредиты для расчета с производителями электроэнергии. В апреле 2013 г. ГП "Энергорынок" подписало договор с Ощадбанком об открытии двух кредитных линий на общую сумму 1 млрд грн, а в январе этого года - кредитной линии на 800 млн грн. Новость этой недели - "Энергорынок" опять берет кредиты на сумму 700 млн грн. Электроэнергетика скоро опять вернется к вексельно-облигационно-бартерным схемам без живых денег, как и в бурные 90-е.
Углегорскую ТЭС
восстановят за наш счет
Среднеоптовую цену на электроэнергию уже повысили с 1 мая в связи с ранее принятыми КМУ решениями по Углегорской ТЭС. Постановлением №332 от 22 апреля Кабмин установил своей волей цену 1 кВт∙ч электроэнергии для населения г. Светлодарска в 21,54 коп. независимо от объема ее потребления. А НКРЭ было "рекомендовано" компенсировать потери поставщикам электроэнергии (облэнерго) за счет оптовой цены.
Кроме того, этим постановлением был также введен дополнительный ежемесячный платеж к тарифу "Центрэнерго" в размере "фактического месячного фонда оплаты труда с обязательными начислениями промышленно-производственному персоналу Углегорской ТЭС… на период до принятия решения КМУ об остановке таких платежей".
Прогнозная среднеоптовая цена на электроэнергию с 1 мая 2013 г. повысилась с 71,9 до 73,375 коп. за киловатт-час, что привело и к увеличению цены для промышленных потребителей первого класса напряжения до 79,52 коп. за киловатт-час, второго класса - до 101,22 коп.
О какой конкурентоспособности украинской продукции можно говорить, особенно для металлургии - основного источника экспортных поступлений?! Вот 28 мая директор Никопольского ферросплавного и заявил, что если завод не присоединят к Меморандуму на покупку электроэнергии по льготным ценам, как это было сделано для двух заводов И.Коломойского, то завод будет остановлен. А со вступлением в силу распоряжения №336-р среднеоптовая цена и, соответственно, цена на электроэнергию для промышленности еще больше увеличатся…
Таким образом, констатирую, что, "спалив" Углегорскую ТЭС, "Центрэнерго" восстанавливает ее не за собственные деньги (к слову, по итогам 2012 г. чистая прибыль "Центрэнерго" составила 233,537 млн грн, а по итогам первого квартала 2013 г. - 76,574 млн грн), а за счет потребителей электроэнергии и такого крупного ее производителя, как госпредприятие НАЭК "Энергоатом", доля которого на рынке электроэнергии составляет 47%.
Несмотря на то, что тариф НАЭК в 21,5 коп. за киловатт-час не включает весь объем средств, необходимых для проведения работ по продлению срока эксплуатации сверх проектного энергоблоков №1 и 2 ЗАЭС, №2 ЮУАЭС и выполнению Комплексной программы по повышению безопасности украинских АЭС, в которую включены мероприятия с учетом проведенных стресс-тестов после аварии на АЭС "Фукусима", оператору АЭС не видать повышения тарифа даже на три копейки. А это означает, что если для энергоблока №1 ЮУАЭС денег на продление срока эксплуатации еще и хватит, то для энергоблока №1 ЗАЭС, документы по обоснованию безопасности эксплуатации которого сверх проектного срока надо подавать госрегулятору ядерной и радиационной безопасности в 2014 г., - уже нет. В результате такой политики правительства Украина может потерять без всякого пожара не один мегаватт установленных мощностей, производящих экологически чистую электроэнергию по низким ценам.
Из практики наших соседей в РФ. Работы по продлению срока эксплуатации ядерных энергоблоков-миллионников стоят порядка 300 долл. на 1 кВт установленной мощности, т.е. около 300 млн долл. за 1000 МВт. Работы же по восстановлению Углегорской ТЭС бывший министр энергетики Иван Васильевич Плачков оценивает в диапазоне от 2500 до 4500 долл. за киловатт установленной мощности, т.е. восстановление 1200 МВт Углегорской ТЭС обойдется от 3 до 5 млрд долл. За эти деньги спокойно можно построить новый ядерный энергоблок с использованием самых современных реакторных технологий, так называемого поколения три-плюс. Другие эксперты оценивали проекты восстановления Углегорской ТЭС в 3 млрд грн. А эта сумма вполне сравнима с суммой, необходимой для продления ресурса ядерного энергоблока-миллионника. Господа в правительстве, что происходит у нас в стране с приоритетами?
И самое пикантное. ТЭО проектов восстановления Углегорской ТЭС пока нет, проекты не утверждены, однако, по словам главы Донецкой облгосадминистрации А.Шишацкого, в ноябре-декабре 2013 г. будут завершены восстановительные работы на энергоблоках №1 и 4. При этом он радостно сообщил, что уже определены субподрядчики и подрядчики (!) для этих работ.
Какая прелесть, как говорит героиня одного из российских сериалов! Оказывается, подрядчиков в этом регионе определяют при отсутствии ТЭО и проекта строительства и без проведения даже формального тендера! При этом известно, что в украинских реалиях между утверждением ТЭО проекта и утверждением проекта и его так называемого титула постановлениями КМУ проходит не менее полугода. Или же все эти процедуры будут проигнорированы? Не удивлюсь, ей Богу, если так и случится, а цена восстановления угольных мегаватт будет равна, как предсказывал Иван Васильевич, стоимости строительству нового современного ядерного энергоблока.
Вместо послесловия
Если рассуждать логически и исходить из государственных интересов, то получается следующая картина. В условиях экономического кризиса, отсутствия роста ВВП, падения промышленного производства и, соответственно, потребления электроэнергии (в связи с чем относительно НАЭК "Энергоатом" существуют невиданные доселе диспетчерские ограничения), т.е. при наличии избыточных установленных мощностей выпавшие вследствие пожара 1200 МВт не повлияли на функционирование Объединенной энергосистемы. Как известно, для компенсации этих мощностей был увеличен план производства электроэнергии компании ДТЭК по нерегулируемому тарифу.
Зачем восстанавливать пылеугольные блоки Углегорской ТЭС, да еще по такой цене и ценой окончательного разбалансирования Оптового рынка электроэнергии, увеличения и без того гигантского объема перекрестного субсидирования, приведения к коллапсу всей электроэнергетики?
Не нужно было после пожара отменять и приватизацию ПАО "Центрэнерго". Да, цена его без Углегорской ТЭС была бы ниже. Но уж если очень хочется, чтобы "Углегорка" работала, можно было бы в условиях приватизации прописать социальные и инвестиционные обязательства для нового собственника. А он бы уже решал, строить ему один, два или четыре энергоблока на угле, чтобы создать рабочие места для населения Светлодарска.
А деньги, которые сейчас планируется бросить на восстановление сгоревших энергоблоков, даже половину этой суммы, разумнее было бы вложить в развитие сетевого энергохозяйства. Например, сегодня при работе всех шести энергоблоков Запорожской АЭС линии электропередачи способны снять только 5200 МВт, т.е. 800 МВт установленной мощности регулярно не используются. По очереди работают по одному и энергоблоки РАЭС и ХАЭС - по этой же причине.
Углегорская овчинка не стоит выделки и по мнению уважаемых экспертов, с которыми обсуждалась проблема. Но кто их будет слушать? Другие интересы подталкивают руководство отрасли и правительство к экономически абсурдным действиям в условиях кризиса. Как тут не согласиться с народным депутатом А.Деркачем, который в апрельском письме на имя премьер-министра Н.Азарова в защиту атомщиков написал: "…пренебрежительный, бессмысленный подход, безусловно, вредит имиджу государства и неизбежно приведет к нанесению ущерба энергетической отрасли и стране в целом".