Экватор президентства Виктора Януковича, который почти совпадает с 21-й годовщиной независимости Украины, в газовом секторе и энергосбережении выглядит бледным с точки зрения результативности для государства и сверхприбыльным для ряда персоналий - достаточно вспомнить колоритные деяния с «газом «РосУкрЭнерго», «вышками Бойко», списанием долгов и т.п. Газофлотские харьковские договоренности оказались «разводом и кидком» со стороны российского так называемого стратегического партнера. Властная команда, в частности Янукович, считала, что уступки России - отказ от членства в НАТО, внеблоковый статус - автоматически будут иметь последствием «халяву» на газ для олигархата, паразитирующего на промышленных активах страны. Но все произошло не так, как ожидалось.
Встреча президентов Украины и Российской Федерации в Харькове 21 апреля 2010 года имела свой скрытый контекст, наподобие ялтинской встречи Кучмы и Путина в 2004 году. Незадолго до харьковской встречи В.Янукович своими указами №495/2010 и 496/2010 от 2 апреля 2010 года ликвидировал Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции Украины и Межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО. Практически это были действия, напоминающие шаги президента Л.Кучмы в июле 2004 года по изъятию из военной доктрины положения о вступлении Украины в НАТО в обмен на схему с «РосУкрЭнерго» и 25-летний контракт о поставках туркменского газа при посредничестве РУЭ - фирмы со швейцарской «пропиской». В сущности, российская сторона, спекулируя на невежестве руководящей украинской «проффесуры» и ее примитивных представлениях о международных отношениях и вопросах безопасности, обманула своих услужливых вассалов в Харькове.
До сих пор не дали положительных результатов и сеансы публичного «шаманства» премьера Н.Азарова относительно решения газового вопроса. Воз и ныне там, как и уже призабытые угрозы правительства разобраться с россиянами в Стокгольмском арбитраже. Зато в Москве удовлетворены - «развели, как котят» жадных до газовой халявы и коррупционных афер украинских власть имущих.
Газодобыча: увеличение только на бумаге
Вопреки громким заявлениям о сокращении потребления газа в Украине, в действительности оно выросло за время президентства В.Януковича на более чем 9 млрд. кубометров в 2011-м по сравнению с 2009-м. Достаточно посмотреть на цифры, чтобы в этом убедиться (см. табл. 1).
Вместе с тем собственная газодобыча за 2010 год, первый год президентства В.Януковича, резко упала на 1,016 млрд. кубометров даже по сравнению с кризисным 2009 годом. Все усилия «антикризисных менеджеров» поднять добычу вылились в жалкие дополнительные 0,093 млрд. кубометров в 2011-м. По данным Минэнергоугольпрома, за первое полугодие текущего года это выливается в символически более высокие, но такие же незначительные 0,1006 млрд. кубометров. Если в энергетическом ведомстве видят в сфере газодобычи «покращення вже сьогодні», то почему-то даже в службе государственной статистики этого не заметили, а наоборот, подсчитали, что добыча газа за первые шесть месяцев 2012 года уменьшилась на 0,1%. И по итогам семи месяцев текущего года тенденция падения газодобычи сохранилась. Вероятно, методология в статведомстве - «не той системы», что у Бойко.
Экономику Украины накачивают газом
Украина остается рекордсменом в Европе по «газонасыщению» ВВП. Расчеты газоемкости ВВП показывают, что газонасыщенность экономики страны на порядок выше, чем в Польше с ее мощным, как и в Украине, угольным сектором, или втрое выше, чем в Венгрии, где доля газа в энергобалансе подобна украинской. Близкий к украинскому уровень газоемкости ВВП у Беларуси и России, но и они выглядят несколько лучше, чем Украина (см. табл. 2). Конечно, можно указать на Узбекистан с Туркменистаном, показатель газонасыщенности которых в три раза выше, чем у Украины, но они могут себе позволить «газорасточительство», поскольку это их собственный ресурс, а не импортированный втридорога.
Практически отсутствует прогресс в вопросе реализации Брюссельской (2009 года) декларации по модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины, если не принимать во внимание прошлогодние PR-акции по сварке «золотых стыков». Киев хочет денег от Брюсселя, но Брюссель требует сначала реформу «Нафтогаза». Украина, как и десять лет назад, предлагает европейцам и россиянам консорциум по управлению ГТС. Но европейцы не хотят иметь дело с украинской клептократией, а россияне желают получить все и сразу со всеми вытекающими отсюда последствиями для промышленных активов олигархата Украины.
Энергосбережение: умноженное на ноль…
К сожалению, и по поводу энергосбережения мало отрадного. Янукович и его команда 2,5 года повторяют, что именно энергосбережение является одной из составляющих энергобезопасности страны. Однако на государственном уровне проекты по энергосбережению, как и по использованию возобновляемой энергетики, практически не имеют поддержки. Отдельные пилотные проекты выполняются в порядке исключения и пока не создают даже видимости стратегии энергосбережения. Даже идеологической - экономику по-прежнему «накачивают» дорогим импортным газом. Сегодня он стоит «Нафтогазу Украины» свыше 420 долл. за 1000 кубометров. Это при том, что газ собственной добычи стоит максимум 50 долл.
Как и на применение технологий по эффективной добыче углеводородов в Украине, на энергосберегающие технологии, по словам чиновников, не хватает средств. А на оплату дорогого импортного газа, значит, находятся…
Условные нефтегазовые достижения
Есть ли что-то в позитиве? Да. В 2011-м под беспрецедентным давлением Москвы по передаче под ее контроль газотранспортной системы у власти и руководящих олигархическо-политических групп (ОПГ) заработали инстинкты самосохранения. Была начата реализация ряда мер, направленных в перспективе на уменьшение энергетической зависимости Украины и реформу энергетического сектора по европейскому образцу:
- завершение процедуры обретения членства в Договоре Энергетического сообщества;
- приобретение двух буровых платформ для увеличения добычи газа на шельфе Черного моря;
- инициирование тендеров на разработку месторождений нетрадиционного газа и глубоководного шельфа Черного моря с привлечением ведущих мировых компаний;
- разработка ТЭО для строительства LNG-терминала;
- начало пересмотра Энергетической стратегии Украины до 2030 года.
Однако все это сопровождалось и сопровождается непоследовательностью действий. Например, осенью 2011 года возникла ситуация, когда статус Украины в Энергетическом сообществе под давлением России в ходе газовых переговоров мог быть пересмотрен по принципу «скидка на газ в обмен на выход Украины из договора». И Киев, который 1 февраля 2011 года только присоединился к договору, в ноябре стоял в шаге от объявления о выходе из него. Наверное, «тому що послідовні».
Достижением последнего периода стало принятие Национальной комиссией регулирования электроэнергетики важного регуляторного акта «Об утверждении правил доступа к Единой газотранспортной системе Украины», что крайне необходимо для выполнения обязательств Украины в рамках членства в Энергетическом сообществе. Это также создает практические возможности для доступа третьих сторон к услугам ГТС Украины в контексте использования подземных хранилищ газа. А планы поставок газа от европейских компаний в Украину с использованием реверса существующих трубопроводов в Центральной Европе в дальнейшем открывают доступ к отечественной ГТС для зарубежных компаний, которые должны начать разработку месторождений нетрадиционного газа в континентальной Украине и природного газа на шельфе Черного моря.
Но все эти успехи пока являются успехами на бумаге и не больше. Могут ли они стать реальными? Да, могут, но не в режиме «покращення вже сьогодні», как это пытается показать правящая камарилья. Для этого понадобятся годы настойчивой работы и последовательность. А какова она на самом деле, хорошо видно на упомянутом примере Энергетического сообщества.
Оптимизма добавляет одно предположение. Похоже, что семейный синдикат «Отцы и дети» хорошо вписал свои интересы в перспективные проекты, поэтому непосредственно заинтересован в успехе предприятия.
Однако предчувствие ливня газодолларов у семейного синдиката явно преждевременное. Правящая ОПГ, наверное, не связывает процессы, которые она запустила в гуманитарной сфере и в энергетике. По их представлению, эти вещи - на разных планетах. Но все в этом мире, особенно в мире тонких энергий, тесно взаимосвязано.
Это только на первый взгляд языковой закон и добыча нетрадиционного и природного газа на шельфе Черного моря никак не касаются друг друга подобно непересекающимся прямым. Похоже, что Властелину Межигорья подсунули технологию его самоуничтожения через сценарий языковой дестабилизации, которая может вылиться в дальнейшем в федерализацию Украины. В конечном итоге цель зарубежных инициаторов и их пятой колонны - дезинтеграция Украины и поглощение регионов-бантустанов газократическим режимом соседнего государства, охваченного вирусом имперского реваншизма и евразийского мессианства. Языковой закон призван сыграть роль детонатора для запуска цепной реакции диспергирования Украины и ликвидации украинской государственности как явления. Так называемому главному стратегическому партнеру отнюдь не нужны масштабные газовые проекты украинской клептократии, как и она сама. Перипетии июльской ялтинской встречи ярко показали уровень пренебрежения к Межигорью со стороны Кремля.
Языковой закон - это (конечно, среди прочего) асимметричный ответ Властелину Межигорья на масштабные проекты газодобычи с привлечением ведущих американских и европейских компаний, способных повлиять (в случае даже частичного успеха) на геополитику и геоэкономику региона Центрально-Восточной Европы. Тот, кто «неожиданно» актуализировал закладку «языкового вопроса» 5 июня через тандем «соратников-регионалов» - менее чем через месяц после утверждения Кабмином Украины 10 мая результатов тендеров по Юзовской и Олесской газоносных площадях, - прекрасно понимал причинно-следственные цепочки событий и явлений, которые будут иметь место, и их конечный результат - нейтрализацию «сланцевой угрозы» из Украины для газовой гегемонии России путем ликвидации субъекта раздражения или же локализации его власти до размеров резиденции в Межигорье. Образно говоря, обезьянам, которые нашли бананы, подбросили гранату.
Также следует вспомнить, что в течение последнего года «главный стратегический партнер» постепенно вбивал клинья в отношения Украины с государствами, имеющими большое значение для Украины в контексте решения тех или иных вопросов энергетической безопасности и, в частности, поставок газа из альтернативных источников. Тур-ция дала согласие на прокладывание «Южного потока» и неофициально выступает против увеличения движения по Босфору танкеров-метановозов с грузом LNG на будущий терминал в «Южном». Отношения с Азербайджаном омрачены слухами о поставках украинского вооружения в Армению, а больше всего тем, что практически Баку будет рассматривать Украину как покупателя своего даже будущего газа из месторождения Шах-Дениз-2 в последнюю очередь. К тому же в азербайджанских СМИ в последнее время акцентируется внимание на «определенном снижении динамики развития азербайджано-украинских отношений, некотором отходе от публичной поддержки территориальной целостности Азербайджана». Судя по тому, как отдельными СМИ Азербайджана акцентируется внимание на некоторых явно мелочных нюансах, в частности связях членов семьи Януковича с руководством армянской диаспоры в Украине, сами азербайджанцы ищут поводы для дистанцирования от такого стратегического партнера, как Украина, где левая рука не знает, что творит правая.
Очевидно, что ни нынешняя властная команда, ни семейный синдикат не способны просчитывать последствия своей неразборчивости, граничащей с профнепригодностью, в отношениях со странами, на которые делается определенная ставка в энергетических проектах.
Под пристальным взглядом Москвы Словакия Роберта Фицо с прохладой относится как к украинским идеям поставок газа по реверсу, так и к транзиту азербайджанской нефти в Европу по маршруту Одесса-Броды-«Дружба».
Поддержка со стороны ЕС практически утрачена как вследствие «дела Тимошенко», избирательной юстиции и политического преследования оппонентов, так и из-за отсутствия результатов секторальной реформы нефтегазового комплекса, которую сейчас перед выборами попытаются форсировать.
У президента Януковича были все основания надеяться на достижения в сфере энергетической безопасности, если бы дважды премьер Янукович начиная со времени своего первого назначения руководителем правительства в 2002 году делал последовательно то, что он пытается делать сейчас - опираясь на американскую поддержку, привлекать ведущие мировые компании в национальную добычу углеводородов.
Десятилетие - это достаточный срок для реализации амбициозных планов. Тем более что в свое время он хвастался: «Я - человек действия. Между идеей и ее реализацией у меня проходит немного времени». Однако время упущено, реализации нет.
Реалии энергетического мира стремительно меняются. Но еще не все потеряно. Как известно, выйти из тупика можно, вернувшись назад и исправив ошибки. Иначе останется только перспектива бегать по пенькам в Межигорье в лучшем из лучших возможных сценариев недалекого будущего после президентства. О том, что может быть в лучшем из худших сценариев - например, делать пеньки где-то на лесоповале, говорить не хочется, а о самом плохом из худших вариантов не хочется даже думать.