UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тайны тарифного двора

Народ у нас все-таки — героический. На войне — на амбразуры бросается, в мирное время — за коммуналку платит.

Автор: Александр Сергиенко

Народ у нас все-таки - героический. На войне - на амбразуры бросается, в мирное время - за коммуналку платит. Это ж надо, под новый год за отопление - 258,80 грн. (цифры из жизни), а по весне - уже 812,22 грн.! Однако история советских трудовых и боевых побед (ставшая достоянием гласности) показывает, что на подобные «подвиги» людей на самом деле толкают «немудрые» генералы, которые не ведают, что творят и каково действительное состояние дел на вверенных им фронтах.

О том, что в тарифах и во всем жилищно-коммунальном хозяйстве давно все неладно и прогнило (в прямом и переносном смысле), ZN.UA писало неоднократно («Жилищно-коммунальная катастрофа», №50 от 30 декабря 2007 года, «Правительству - кредиты! Народу - тарифы!», №9 от 11 марта 2011 года и др.).

Наконец там, «наверху», это тоже заметили (многие и газеты читают) и обратили внимание на ЖКХ. И даже начали выдавать идеи.
Какие?

Тарифы - социалистические или социальные?

25 февраля, во время телепроекта «Разговор со страной», посвященного первой годовщине президентства, Виктор Яну­кович прямо заявил: «Несмотря на разное место проживания, различные сети... я обращаюсь к министру ЖКХ и премьер-министру, чтобы вы предложили систему, чтобы ценообразование было единым. Чтобы тарифы на воду, газ, тепло были одинаковы, ибо для нас нет разницы, в каком регионе живет человек... У вас есть возможность и время предложить такую систему, которую мы до конца года должны воплотить в жизнь». Очевидно, так заморские пиарщики президента решили завоевать симпатии плебса. Булгакова не читали, а то вышло прямо по Шарикову: «За то, чтобы все!»

Одинаковые тарифы, конечно, хорошо, правда, возникает вопрос: одинаково маленькие или одинаково большие? Пока развитие идет по второму сценарию, так что одинаковость не гарантирует дешевизну.

Надо сказать, что «идея одинаковости» не нова. Еще в бытность министром ЖКХ нынешний глава КГГА Александр Попов предлагал то же самое, а там, где это невозможно из-за экономических препятствий, доплачивать из бюджета. Все это сильно смахивает на социалистическую уравниловку, когда платежи населения не покрывали и 5% себестоимости услуг. Таким образом бюджетные дотации распылялись по всем потребителям - и бедным, и богатым. Причем последним доставалось большая часть общего пирога, ведь квартиры у них большей площади и в лучших домах, так что и дотаций они получали больше.

В 1995 году Кабинет министров Украины совместно с USAID разработал и внедрил программу жилищных субсидий. Это позволило за три года поднять во всех регионах уровень покрытия тарифами себестоимости жилищно-коммунальных услуг до 90, а порой и до 100%, а социальную помощь получали семьи с действительно низким доходом, и размер субсидии был привязан к размеру платежей. Доля семей, получавших субсидии, составляла от 30 до 35%, однако со временем погоня разных правительств за «экономией» привела к ужесточению критериев, и в 2009-м субсидию получали не более 7% семей. В 2010 году эта доля возросла до 10%.

Субсидии на ЖКУ назначаются на шесть месяцев, т.е. два раза в год, поэтому одну и ту же семью посчитали дважды, а отдельных семей, получающих помощь, примерно вдвое меньше. Кроме того, в 2010-м из числа получателей 66% - это одинокие пенсионеры, а работающим, молодым семьям и другим категориям получить помощь весьма и весьма проблематично. Поэтому система жилищных субсидий из эффективного механизма социальной защиты - при социально и экономически справедливом тарифе - вы­родилась в пропагандистс­кое кли­ше для правительства Н.Азарова: «Никто не платит за услуги более 10% своих доходов», но уже при тарифах антиэкономических и антисоциальных. На самом деле многие семьи переплачивают, и сколько таких - не сосчитать…

Почему тарифы такие нехорошие

При существующей системе тарифообразования в тариф закладываются все валовые расходы предприятий, поэтому последние никоим образом не заинтересованы снижать себестоимость своей продукции. Нап­ротив, чем она выше, чем больше расходы производства, тем выше тариф и тем выше доходы, которые сидят в графе «рентабельность». С точки зрения экономики, ситуация парадоксальная. Кроме того, поскольку предприятия в подавляющем большинстве коммунальные или, как в Киеве, вся коммунальная инфраструктура находится в собственности города, то получается вообще анекдотическая ситуация: кочегар котельной получает не только зарплату, но прибыль, наживаясь на своем хозяине, то есть городской общине!

Есть и другие аспекты. Когда правительство говорит об обязательном соответствии тарифа «экономически обоснованному уровню», то никто (в том числе и те, кто говорит) не знает, что же это такое! Почему? Да просто потому, что это понятие ни в одном законе или нормативном акте не определено. Поэтому «экономически обоснованный уровень» - миф, горизонт, воображаемая и недостижимая линия, небесный ангел, непостижимая бесконечность и проч., и проч.

Говоря о принципе соответствия тарифа этому мифическому уровню, министры и чиновники напрочь забывают о том, что, кроме него, Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает еще шесть прин­­ци­пов тарифообразования, главные из которых - гарантии социальной защиты и опережающий рост доходов населения. Для справки: реальная (не номинальная) средняя заработная плата выросла в 2010 году на 10%, а ежемесячные начисления за ЖКУ, за которыми стоят тарифы, - на 16%! За период отопительного сезона ситуация только ухудшилась: начисления выросли с 10,5 млрд. грн. до 12,6 млрд., что на четверть (24%) выше, чем год назад!

Дан приказ: ему на запад, ей в…

Во исполнение президентского месседжа 10 марта вице-премьер-министр Виктор Тихонов пообещал сократить разницу в тарифах на услуги ЖКХ в разных регионах.

В апреле премьер Николай Азаров поручил Госфининс­пекции проверить обоснованность тарифов, что фактически означало - проверить качество работы НКРЭ, которая устанавливает тарифы на все услуги, кроме содержания домов и придомовых территорий. Одно­временно премьер обязал Минре­гионстрой «предложить механизм ежеквартальных публичных отчетов» жэков об использовании средств, полученных от граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Здесь, кстати, наблюдаем старую привычку начальства валить все на жэки, вроде бы только они и получают платежи населения. А почему, собственно, не спросить «Киевэнерго» или «Жито­мир­водоканал», куда они тратят денежки потребителей? Ведь последние являются и хозяевами этих коммунальных, по определению, предприятий. Так почему бы перед ними не отчитаться?

25 мая на заседании Каб­мина Н.Азаров акцентировал внимание на необходимости утвердить «единый алгоритм расчета справедливых тарифов» и пообещал на следующем заседании заслушать профильное министерство (Минре­гионст­рой) и руководителей органов местной власти, которые «допустили хаос в сфере тарифообразования».

1 июня на заседании КМУ премьер доложил президенту о выполнении поручения, данного ему перед народом Украины. Было сказано о проблемах ЖКХ, о разных и об одинаковых составляющих тарифа (т.е. они все-таки разные?! - А.С.), о «неприемлемых диспропорциях в тарифообразовании», необоснованности и завышении тарифов, одним словом, о том, о чем давно и неоднократно писало ZN.UA. Но было и новенькое - результаты проверок Госфи­н­инспекции. Были выявлены нарушения буквально во всех областях, причем совершенно типичные: нецелевое использование субвенций госбюджета, завышение начислений на услуги, включение в тарифы расходов на капвложения, которые никогда не делались, и прочие привычные для совкового хозяйствования приемчики.

Результатом доклада стало поручение главам местных гос­администраций «разобраться» с мэрами и директорами коммунальных предприятий. За­метим, что согласно Конс­ти­туции и действующему законодательству (не говоря уж о Европейской хартии о местном самоуправлении) правительство не имеет права вмешиваться в дела местных представительских органов. Как будто пред­видя эти возражения, Н.Азаров сказал: «Не надо ссылаться на то, что они не в подчинении государственных администраций… Тот, кто считает, что для этого нет рычагов, - политически близорукий… Это, кстати, вам приказ от нашей правящей партии».

Пора, видимо, переименовывать ПР в ПБ, т.е. в партию большевиков, потому как централизованная бюрократическая однопартийная система создана, только колхозов не хватает. Но ничего, загонят народ в ОСМД, не хуже колхозов будет!

Кто же попал под карающий меч жилищно-коммунальной революции? Главам Днепропет­ровской, Киевской, Запорожской, Луганской, Херсонской и Жито­мирской обладминистраций поручено уволить руководителей местных коммунальных предприятий и некоторых чиновников из местных органов само­управления (хотя, повторюсь, ни те, ни другие ОГА не подчиняются).

Непонятна ситуация с профильным министром и его первым замом: Виктора Тихонова (по совместительству вице-премьер-министра) и Юрия Хив­рича, а заодно с ними и главу Севастопольской городской гос­администрации Валерия Сара­това отправили в отставку без объяснения каких-либо причин. То есть неясно, справились они с поручением президента или нет? Пойдут на повышение или на давно заслуженный отдых?

Премьер-министр Николай Азаров в своем докладе хоть и поругал Ю.Хиврича, но, тем не менее, представил наработки министерства как достижение. Поэтому читатели должны обсуждать не уход отставников на министерскую пенсию, а то, что они оставили нам, так сказать, расхлебывать?

Предложения реформаторов ЖКХ

Три проекта законов, появившиеся на сайте Минрегионстроя буквально накануне заседания, направлены на упорядочивание процедуры установления тарифов, улучшение инвестиционного климата, смягчение ситуации с налогами. Как именно?

В первом проекте предлагается следующее: «Порядок доведения до потребителей информации и учет интересов территориальных общин… утверждается центральным органом в сфере ЖКХ». А мы-то размечтались, ведь нам обещали совсем другое - хотя бы единый алгоритм расчета…

Примерно то же содержится и во втором проекте - мелкие уточнения к уже действующим законам «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и «О теплоснабжении». И никакой инвестиционной привлекательности…

В третьем - кое-что: освобождается от налогов прибыль, полученная в пределах инвестпрограмм. Далее все и скучно, и грустно. Типичный пример - проект постановления КМУ «Об усовершенствовании формирования тарифов на услуги тепло-, водоснабжения и водоотвода». Перечисляю кратко и по пунктам. Первый: объявить выговор, кому - списка нет, но начало показательное. Второй: провести совместные специальные проверки. Третий: принимать постоянное участие в плановых и внеплановых проверках. Не буду далее утомлять читателя, потому что из девяти пунктов только один более-менее внятный - предусмотреть в госбюджете-2012 расходы на «выравнивание тарифов между предприятиями… которые возникли по объективным причинам». Вот оно, все вернулось на круги своя! Те же дотации, назови их хоть субвенциями, хоть выравниванием. И никаких стимулов к эффективной работе.

P.S. На днях президент В.Яну­кович подписал принятый ВР Закон «Некоторые вопросы списания задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию», предполагающий списание долгов предприятий ТЭК Украины в размере… 52 млрд. грн. (см. ZN.UA, «Энергетическая задолженность: списание (без)ответственности», №19 от 27 мая 2011 года).

Фактически это означает отпущен ие всех грехов и предприятиям ЖКХ, о которых говорилось в докладе премьер-министра Н.Азарова на заседании Кабмина 1 июня 2011 года.