Программный документ, предполагающий, каким образом будет развиваться украинский топливно-энергетический комплекс, - обновленная Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года - был принят в конце июля коллегиальным решением на заседании Кабинета министров. Но уже в сентябре Минэнергоугля по запросу парламентских лоббистов начало его пересмотр. Это грозит ростом тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий и населения, а также закрытием шахт и техническими проблемами энергосистемы.
На сайте Минэнергоугля можно найти лишь предварительный вариант Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года без всех окончательных правок, опубликованный еще 11 июня прошлого года. Окончательный вариант стратегии не обнародован, о чем уже писало ZN.UA. Причина может быть совсем не случайной. За, казалось бы, обычной бюрократической проволочкой могут стоять весьма сомнительные коммерческие интересы.
Началось все с отправленного еще в августе народным депутатом Олегом Зарубинским запроса премьер-министру Николаю Азарову. Парламентарий предложил увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ, производимой ветровой, солнечной энергией и малыми ГЭС). Доля ВИЭ, исходя из предложения депутата, по сути, должна увеличиться втрое - с
13 млрд до 44 млрд кВт-ч.
Обновленная Энергостратегия готовилась более двух лет. Это фундаментальный труд мощных аналитических центров и научных учреждений. Попытка переписать его в одночасье, безусловно, чревата серьезными проблемами, причем как для энергетиков, так и для угольщиков.
"Сценарий развития возобновляемых источников энергии в три раза более быстрыми темпами, чем те, что заложены в действующем базовом сценарии, является опасным с точки зрения технологической стабильности работы объединенной энергосистемы Украины", - считает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Он отмечает, что увеличение доли ВИЭ может быть выгодно теневым бизнесменам и коррумпированным чиновникам, которые, прикрываясь обновленной Энергостратегией-2030, будут готовить проекты "зеленой энергетики" для перепродажи, прекрасно понимая, что реализовать невозможно.
Цены на электроэнергию вырастут
Старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква отмечает, что доля возобновляемых источников на уровне выше 15% выглядит избыточной, прежде всего в силу ее высокой цены. "Проблемой же является дороговизна строительства подобных источников и, соответственно, выше цена подобной электроэнергии для потребителей. В условиях политики государства, направленной на сдерживание роста тарифов на коммунальные услуги для населения, основная нагрузка по оплате "зелёных тарифов" ляжет на промышленных потребителей", - соглашается с ним глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Генеральный директор "Донбассэнерго" Эдуард Бондаренко называет инициативу повышения доли возобновляемых источников энергии преждевременной и крайне опрометчивой. Дело в том, что к 2030 году при сценарии, когда 50% электроэнергии из возобновляемых источников энергии будут вырабатывать солнечные электростанции, а 50% ветровые, цена на электроэнергию на оптовом рынке увеличится на 45%. При этом, если доля энергии из ВИЭ займет 14% в общем объеме производства электроэнергии, то ее доля в совокупной стоимости всей электроэнергии достигнет 41%.
Этот "рост" не включает в себя стоимость строительства и эксплуатации резервирующих мощностей. На текущий момент коэффициент резервирования "Укрэнерго" составляет единицу. Но, чтобы не произошло разбалансировки энергосистемы, потребуется еще около 18 ГВт высокоманевренных мощностей ГАЭС или ТЭС, работающих на природном газе. На данный момент в консервации находятся порядка 4 ГВт маневренных тепловых блоков, а прогнозируемая установленная мощность ГАЭС равняется 7 ГВт. До 2030 г. для регулирования ВИЭ потребуется еще порядка 7 ГВт.
"Стоимость строительства и эксплуатации этих мощностей будет зависеть от выбранной технологии и цены на природный газ. Но цена на газ в любом случае отрицательно повлияет на тариф, подталкивая дальнейший рост цен на электроэнергию, - говорит Юрий Корольчук.- Не говоря уже о росте зависимости от России в вопросах поставки природного газа".
И это не считая того, что в тарифы необходимо будет включить затраты на модернизацию сетей и диспетчеризацию возобновляемых источников энергии. "В целом, сценарий увеличения электроэнергии, вырабатываемой на ВИЭ, при существующем развитии этих технологий и их стоимости является экономически значительно менее эффективным, чем действующий базовый сценарий", - уверен Дмитрий Чурин.
Уже сегодня тарифы на "зеленую энергетику" превышают все возможные пределы. Так, если цена оптового рынка электроэнергии составляет 74,843 копейки за кВт-час, то ветровые электростанции получают за нее 122,8 копейки за кВт-час, а солнечные электростанции вообще 505,09 копейки за кВт-час. В случае реализации инициативы О.Зарубинского электроэнергия станет дороже минимум в 1,5 раза, а может и в несколько раз, что станет нагрузкой на население и промышленность. Готова ли экономика и, главное, народ Украины, нести такую нагрузку за чье-то желание заработать на альтернативной электроэнергии?
С углем будут проблемы
Еще одной проблемой роста доли возобновляемых источников энергии станет резкое снижение производства угля. Частичный отказ от тепловой энергетики приведет к тому, что выработка электроэнергии на ТЭС, работающих на угле, в базовом режиме снизится к 2030 г. на треть (34%). Установленная мощность угольных станций уменьшится на 7 ГВт от прогнозируемой ранее (эквивалент порядка 21 блока мощностью 320 МВт). При этом, начиная с 2015 г., будет необходимо выводить большее количество старых блоков ТЭС, чем планировалось, а новое строительство уменьшится с 9 ГВт до 2,4.
Соответственно потребление угля к 2030 г. тепловой энергетикой снизится на треть с 49 млн тонн до 32 млн тонн, что потребует более быстрого закрытия шахт и снижения добычи. Напомним, что ранее Министерство энергетики и угольной промышленности заявило, что по итогам семи месяцев убытки госшахт выросли более чем на треть, до 6,2 млрд грн. В Минэнерго объясняют это снижением добычи угля, падением цен на него и ростом себестоимости добычи. Одна из основных причин возникновения убытков - конкуренция угля госшахт с углем, добытым на нелегальных шахтах-"копанках".
Как отмечает председатель профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов, увеличение доли ВИЭ означает сокращение добычи угля на треть - на 17 млн тонн. Это потребует закрытия трети шахт, добывающих энергетический уголь, и увольнение около 80 тысяч горняков. Закрывать шахты надо будет уже с 2015 года. Профсоюз работников угольной промышленности сделает все, чтобы не допустить такого развития событий, говорит Виктор Турманов.
Мировой опыт
С похожими проблемами уже столкнулись многие европейские страны, в том числе самая "зеленая" в Европе Германия. Многие из них уже сокращают субсидии "зеленой энергетике" из-за ее дороговизны и угроз стабильности энергосистеме. Так, в той же Германии общие субсидии ветровой и солнечной генерации от потребителей и государства составили млрд в год. Но в 2010-м после ввода в эксплуатацию около 3 тыс. МВт солнечной энергетики Германия объявила о снижении feed-in tariffs на 15%. Франция также урезала в 2010 г. на 25% субсидии solar PV с 0,8 цента за кВт-час до ,61 цента за кВт-час.
Необходимость увеличения доли энергии из возобновляемых источников лоббисты в Украине объясняют именно необходимостью выполнить обязательства перед Евросоюзом. "Но на деле в странах Евросоюза уже отказываются от роста возобновляемых источников энергии", - говорит Юрий Корольчук. При этом энергостратегия предполагает достижение 10% доли ВИЭ в балансе, что соответствует обязательствам перед Европой. Наконец, наши обязательства перед ЕС не содержат обещаний нарастить долю ВИЭ до 30% в ущерб стабильности энергосистемы. Чтобы об этом ни писали в своих запросах народные депутаты.