UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформы в ЖКХ сгладят последствия повышения тарифов

Одной из главных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины является повышение эффективности энергосбережения до уровня, способного обеспечить, по крайней мере, 20–30% реальной экономии топливно-энергетических ресурсов.

Автор: Виктор Лир

Требование МВФ о повышении в Украине цен на газ для населения, а следовательно, и на другие услуги жилищно-коммунального хозяйства, сейчас является уже не требованием, а давно назревшей рекомендацией по формированию действительно рыночных механизмов рефинансирования и модернизации соответствующей инфраструктуры. Но экономический эффект будет достигнут лишь в том случае, если приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню станет только первым шагом на пути формирования апробированной мировым опытом системы функционирования и управления в сфере ЖКХ.

Электроэнергия, природный газ, тепло и вода (в угледобывающих регионах - также и уголь) вместе с такими товарами, как хлеб и некоторые лекарства, длительное время считались социально значимыми товарами. Разница между мировыми и внутренними ценами в стране со значительными запасами энергоресурсов было основой социальной стабильности. Начавшаяся в Украине приватизация генерирующих и энергоснабжающих компаний путем либерализации рынков естественных монополий, в конце концов, привела к формированию гипертрофированных схем перераспределения энергетических и финансовых потоков, прежде всего в сфере ЖКХ. Наряду с рыночными механизмами сохранились административные инструменты влияния на цены для отдельных групп потребителей, а значит, и на социально-экономическое положение электората.

Сжатая пружина ценообразования не стимулировала инвестиции и модернизацию энергопоставщиков, что, в свою очередь, привело к значительным энергозатратам именно в сегменте предоставления услуг. А также к увеличению удельного потребления энергоносителей из-за роста количества бытовых приборов, несанкционированного наращивания радиаторов отопления и т.п. При этом количество аварий из-за дисбаланса в энергосистеме при низком качестве тепло- и электроснабжения также постоянно росло, приобретая уже массовый (системный) характер. Соответствующие потери в основном несут потребители, которые из-за отсутствия экономического суверенитета напрасно пытались их компенсировать.

На сегодняшний день сформировалась двойная система начислений за теплоснабжение. Распространена схема, при которой потребители энергоресурсов платят не за потребленное количество энергии, а за нормированное, и не заинтересованы в снижении энергопотребления. Нормы потребления горячей воды завышены приблизительно в 1,5 раза по сравнению с фактическими. В основу методики расчета тарифов на тепловую энергию для населения положен 1 м2 общей площади помещения. При этом владельцы квартир высотой 5 и 2,5 м платят одинаково, хотя энергозатратность первой квартиры приблизительно в 1,5 раза выше. Таким образом, владелец менее комфортного жилья дотирует владельца более комфортабельного.

Сформирован незыблемый тандем архаических жэков и коммунальных предприятий под эгидой местных органов власти, которым Законом Украины "О ценах и ценообразовании" дано право устанавливать тарифы на тепло- и водоснабжение. А тандем фактически превратился в ремонтный цех по латанию дыр и отмыванию будто бы выделенных средств на реконструкцию и замену коммуникаций. Даже трагедия в Алчевске, периодические "исчезновения" под землей транспортных средств и людей не заставили власть имущих задуматься о насущной необходимости реформирования этого жизненно важного сектора экономики. Очковтирательством оказались попытки массово сформировать ОСМД и создать Национальную комиссию по регулированию в сфере коммунальных услуг. ОСМД столкнулись с монополией коммунальных предприятий, а громко провозглашенная кампания по унификации по регионам цен и тарифов сошла на нет при поисках соответствующей "единой" методики, которая ничего принципиально не изменила.

К чему это привело, тема отдельного разговора, как и энергоэффективность в ЖКХ. Можно только отметить, что хотя доля ЖКХ в ВВП страны составляет 5–6%, отрасль потребляет 30% всей энергии в стране. Как подчеркивают эксперты проекта Ukrainian Energy Index, невысокая эффективность сектора ЖКХ (62% от уровня ЕС) объясняется отсутствием приборов учета потребления энергоресурсов, недостатками тарифной политики и отсутствием реальных шагов по его реформированию в течение последних 20 лет. Повышение энергоэффективности в этой сфере до европейского уровня позволило бы сэкономить около 8,3 млн т энергоресурсов в нефтяном эквиваленте, или около 3,6 млрд евро. Следовательно, одной из главных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины является повышение эффективности энергосбережения до уровня, способного обеспечить, по крайней мере, 20–30% реальной экономии топливно-энергетических ресурсов.

В сфере коммунального теплоснабжения Украины удельные затраты энергоресурсов на производство 1 Гкал тепловой энергии составляют 185–190 кг условного топлива (у.т.), в то время как в странах ОЭСР - 140–150 кг у.т. На сегодняшний день в структуре затрат украинских компаний, предоставляющих услуги по теплоснабжению, доля затрат на энергоносители составляет 60–80%. В структуре себестоимости тепловой энергии около 55% - это стоимость природного газа, 11–15% - электроэнергии и 8% - воды. Природный газ является основным видом топлива, которое используется для централизованного теплоснабжения в Украине. Нормативные потери на транспортировку тепловой энергии в сетях не должны превышать 13%, но фактические достигают 30%.

В контексте имплементации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной следует обратить внимание на существующий опыт в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Европейский подход обеспечивается действующими строительными нормами, которыми определена как обязательная установка домовых приборов учета потребления тепла, а также поквартирных приборов учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды. Резервом повышения энергоэффективности жилья, особенно в существующем фонде, является создание условий для поквартирного учета потребления тепловых ресурсов, что может значительно повысить мотивацию жителей квартир к экономному отношению к эксплуатации систем отопления жилья.

Но вернемся к вопросу, непосредственно касающемуся каждого домохозяйства, а именно - к ценам на электроэнергию, природный газ, тепло- и водоснабжение для населения. Вследствие административного "регулирования" сформировалась искаженная тарифная система (см. табл.). Для населения тарифы на электроэнергию почти вдвое меньше, чем для остальных потребителей, и обеспечивают возмещение только около 30% себестоимости на уровне 3 центов США за киловатт-час. Ценовая диспропорция приводит к перекладыванию затрат на транспортировку и распределение электроэнергии с бытовых потребителей на промышленных. Как свидетельствует опыт многих европейских стран, тарифы на электроэнергию для населения обычно превышают промышленные минимум на 40%, поскольку затраты на поставку энергии для крупных потребителей значительно меньше. В среднем по ЕС такое превышение составляет до 50%. Конечно, разница в доходах не позволит мгновенно достичь подобной пропорции в Украине.

Однако движение в этом направлении уже неизбежно. В течение многих лет перекрестные субсидии тормозили процессы энергосбережения в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Конечно, повышение тарифов для населения без соответствующего роста уровня доходов граждан связано с негативным социальным влиянием и дополнительными экономическими затратами. Но экономические последствия перекрестного субсидирования также негативны: тарифы никогда не будут соответствовать реальным затратам на снабжение энергией разных групп потребителей, а значит, не будут выполнять функцию стимулирования к энергоэффективности. Преодолению такой диспропорции поможет политика постепенного приведения в соответствие расходов на энергоснабжение различных групп потребителей, замена бюджетных субсидий и компенсаций НАК "Нафтогаз Украины" (которыми пользуются также и зажиточные граждане) адресной помощью экономически уязвимым слоям населения.

Тарифы на тепло- и водоснабжение устанавливаются согласно "Порядку формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и снабжение, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой", утвержденному постановлением Кабинета министров Украины "Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на коммунальные услуги" от 1 июня 2011 г.

Несмотря на "единый методический подход", сохранился давно известный принцип ценообразования естественной монополии "затраты+прибыль", который ни в коем случае не будет стимулировать к эффективности в коммунальной сфере. Конечно, тарифы объективно будут отличаться по регионам из-за отличия в местных ресурсах (технологиях) и особенно в топологии инфраструктурных сетей (размещение водохранилищ и т.п.).

Но как объяснить более чем двукратную разницу в ценах воды, например, в Киеве и Запорожье, если оба города расположены на Днепре (в Киеве - 1,80 грн за кубометр воды, в Запорожье - 4,75 грн)? Неужели "особым" отношением к киевскому электорату или относительно низкими средними доходами киевлян?

Следовательно, проблема заключается не в методиках тарифообразования, а во внедрении действительно рыночных механизмов в этой сфере, в частности в наличии реальных возможностей потребителей на конкурентных началах выбирать поставщиков коммунальных услуг, а также экономические и технические возможности регулирования энергопотребления в зависимости от цен и тарифов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что существующая в Украине система учета и практика начислений по нормам и тарифам на потребление энергетических ресурсов и услуг для объектов непроизводственной сферы не соответствует реальной ситуации с объемами потребления и оплаты. Теоретические расчеты и эмпирические наблюдения показывают, что в целом по стране оплата за потребленные энергоресурсы и услуги превышает стоимость поставленных энергоресурсов и услуг более чем в 1,8 раза. В отдельных регионах кратность дисбалансов еще больше. По оценкам независимых экспертов из Общественного комитета прав граждан, в Украине в 12 млн квартир есть централизованное отопление, а это более чем 600 млн квадратных метров жилья. На каждом "квадрате" семья переплачивает в среднем 17 грн. Если цифры перемножить, то получается около 12 млрд в год. Это даже без учета горячей воды, а также без верификации фактической стоимости одной гигакалории тепла.

Таким образом, приоритетной задачей государства в анализируемой сфере является внедрение в систему государственного регулирования эффективных средств и инструментов стимулирования субъектов хозяйственной деятельности и населения Украины к энергосбережению. Прежде всего, речь идет о внедрении прозрачного мониторинга за движением энергетических и финансовых ресурсов. Действующие в Украине мониторинги по основным видам энергоресурсов и предоставлению коммунальных услуг, осуществляемые профильными министерствами, ведомствами, местными органами власти и органами местного самоуправления, не согласуются и имеют разные информационные базы данных, методологические расхождения, осуществляются для обеспечения разных целей и не контролируются государством в едином центре.

Для устранения дисбаланса энергетических, финансовых и информационных потоков в энергетическом секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо перейти к прозрачной единой государственной системе мониторинга производства, потребления, транспортировки и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги. С учетом активизации процессов гражданского общества, происходящей в Украине в последнее время, именно общественность должна обеспечить неотвратимость и контроль за процессом реализации долгожданных реформ в сфере ЖКХ.