UA / RU
Поддержать ZN.ua

Погружение в неизвестность

Нефтеперерабатывающая отрасль страны продолжает свое свободное падение.

Автор: Сергей Куюн

Нефтеперерабатывающая отрасль страны продолжает свое свободное падение. В 2013 г. объемы производства снова снизились и, похоже, достигли дна. Загрузка тех мощностей, которые что-то перерабатывали, составила 25%. Доля внутренних производителей нефтепродуктов на внутреннем рынке снизилась до 20%. Самое печальное заключается в том, что света в конце туннеля не видно, его могли бы зажечь инвестиции, но их нет. Это автоматически означает, что отставание от конкурентов и просто требований времени увеличивается и грозит стать непреодолимым.

Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в 2013 г. сократили переработку нефтяного сырья на 13,6% по сравнению с 2012-м, до 3,38 млн т. Чтобы ощутить глубину падения, достаточно сказать, что десять лет назад, в 2004-м, был зафиксирован максимум в новейшей истории украинской нефтепереработки - 20 млн т (см. рис. 1).

Для "достижения" результата 2013 г. всем пришлось тяжело и долго работать - и владельцам украинских НПЗ, и их зарубежным конкурентам. Но особо преуспело в этом украинское правительство, которое по праву можно считать главным гробовщиком отрасли. Отсутствие четкой линии развития некогда мощнейшей индустрии, рейдерство, игнорирование и даже потакание чиновниками росту теневого рынка - вот краткий рецепт умерщвления украинской нефтепереработки.

О мертвых и живых

В 2013 г. работало три из семи предприятий отрасли - ПАО "Укртатнафта" (Кременчуг), Одесский НПЗ (принадлежит группе ВЕТЭК) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ, ПАО "Укргаздобыча").

Но сначала о тех, кто нас покинул, похоже, навсегда. Это Дрогобычский и Надворнянский заводы, принадлежащие группе "Приват". Они стоят уже несколько лет, и шансы на их возвращение к жизни оцениваются как околонулевые. Диагноз - неконкурентоспособны. Процесс, к сожалению, объективный, так как оба предприятия, как минимум, обладают низкой проектной мощностью, а как максимум, безнадежно устарели вследствие отсутствия какого-либо развития с советских времен.

Примерно такая характеристика и у Херсонского НПЗ. Доведенный до ручки российской "Группой Альянс" завод не теряет надежды реанимировать группа WOG. Надежды, которые, как известно, умирают последними, связаны с кооперацией с украинскими химическими предприятиями, экспортоориентированной географией НПЗ и растущей сетью розничной реализации. Скорее всего, херсонские перспективы прояснятся в 2014 г.

В 2014-м ожидается и возобновление работы крупного НПЗ ЛИНИК в Луганской области. В начале февраля глава "Роснефти" Игорь Сечин проинформировал премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о запуске предприятия летом (ранее пуск планировался весной). "Мы готовим Лисичанский завод к запуску, активно проводим модернизацию. Конечно, еще предстоит поработать над экономической моделью", - отметил И.Сечин.

По имеющимся данным, и без того шаткая "экономическая модель" получила удар с неожиданной стороны. Трубопроводный российский оператор "Транснефть" планирует в 2014 г. ремонт 200-километрового участка трубы, ведущей в Лисичанск. В свою очередь, украинские коллеги из "Укртранснафты" предлагают альтернативный маршрут… через Броды, Одессу и Кременчуг. По данным источников, это может привести к удорожанию логистики поставки на 20 долл./т. Можно уверенно говорить о том, что это ставит крест на надеждах безубыточной работы завода. Что решит в этой ситуации "Роснефть", вскоре должно стать известно.

Как бы ни разрешилась ситуация, запуск ЛИНИКа вряд ли можно считать уверенной почвой для возрождения нефтеперерабатывающей отрасли в Украине. "Для "Роснефти" это чисто политический проект, экономики в нем нет", - говорит представитель компании на условиях анонимности, тем самым давая понять, что все очень шатко. Кто знает, куда завтра качнется маятник братских взаимоотношений?

Недопереработчики

Что касается работающих предприятий, то результаты их деятельности удручают не меньше, чем перспективы (рис. 1, 2).

ПАО "Укртатнафта", обладающее проектной мощностью в 18,6 млн т, в 2013 г. переработало 2,45 млн т сырья, что на 20,8% ниже показателя 2012-го. (На самом деле загрузка в процентном отношении выше, так как нынешняя реальная мощность оценивается в
10 млн т в год.)

Российское сырьевое эмбарго в качестве ответа на рейдерский захват
2007 г. заставило искать новые источники сырья. Поначалу здесь пробовали перерабатывать азербайджанскую, иранскую и даже белорусскую нефть, но после окончательного краха иллюзий в
2011 г. основная ставка была сделана на переработку импортного вакуумного газойля (ВГО). На заводе даже был реализован небольшой инвестиционный проект по строительству эстакады слива ВГО. Однако свободные объемы сырья подходящего качества в Казахстане и Беларуси неожиданно перестали быть таковыми, и "Укртатнафта" была вынуждена снизить обороты.

Кременчугский НПЗ все чаще подает сигналы о необходимости модернизации. Осенью 2012 г. произошла авария и пожар на установке ЛК 6У. Несколько раз "Укртатнафта" заявляла о готовности к переходу на улучшенное качество бензина, но вышла на него лишь в минувшем году. В начале января 2014-го руководство предприятия поспешило заявить о переходе на выпуск дизтоплива по стандарту Евро-5, однако, по словам источников на НПЗ, не прошло и месяца, как завод был вынужден отступить на рубеж Евро-4 по показателю содержания серы. Между тем все инвестиционные программы заморожены, и перспективы их реанимации скрыты за густым туманом.

Шебелинский ГПЗ "Укргаздобычи" в 2013 г. сократил переработку сырья на 12% по сравнению с 2012 г., до 584,315 тыс. т. Таким образом загрузка предприятия впервые опустилась ниже 50% от мощности (1,2 млн т в год). Прежде всего, это обусловлено падением собственной добычи газоконденсата на 5,1%.

Перспектива увеличения загрузки Шебелинского ГПЗ главным образом заключается в привлечении стороннего сырья - легкой нефти и газового конденсата, которые доступны на внутреннем и внешнем рынках. Однако из-за полного отсутствия инвестиций завод не имеет возможности производить продукцию, соответствующую действующим стандартам. В 2013 г. "Укргаздобыче" пришлось услышать унизительный приговор: в июле перестали действовать старые стандарты качества нефтепродуктов, и шебелинское топливо автоматически оказалось запрещенным для реализации на внутреннем рынке… По имеющимся данным, госкомпания вынуждена экспортировать производимый бензин в балтийские порты, где это топливо смешивается с другими компонентами и отправляется в Африку (в современном мире шебелинское качество разрешено разве что там). Правда, есть информация о и том, что часть своей продукции "Укргаздобыча" все-таки умудряется продавать через принадлежащие ей АЗС в Харьковской области.

Перспективы "Шебелинки" также не просматриваются. Необходимо около 150 млн долл. и минимум три года на строительство первоочередных установок. Но о каких миллионах может идти речь, если в последние месяцы компания берет в банках кредиты для выплаты зарплаты сотрудникам?..

Тусклый свет позитива в отрасли зажег в прошлом году Одесский НПЗ, который в сентябре возобновил работу после приобретения группой ВЕТЭК. Пока точные результаты размыты. По данным Минэнергоугольпрома, завод переработал 345,6 тыс. т нефтяного сырья. Об объемах готовой продукции пока не сообщается. Новый год начался непросто, по данным источников на НПЗ, в начале февраля завод остановился… Второй раз с начала года.

Прошедшего времени было достаточно, чтобы новый владелец Одесского НПЗ оценил ситуацию. Не вызывает сомнений, что ситуация тяжелая. Хотя вряд ли это стало сюрпризом, ведь о конфликте возможностей НПЗ с реальностью было известно заранее. Как бы там ни было, а в декабре 2013 г. менеджмент завода объявил конкурс на выбор разработчика программы развития и модернизации Одесского НПЗ.

***

Если честно, выхода из ситуации пока не видно. Перспективы увеличения загрузки сырьем всех нефтеперерабатывающих заводов, кроме Лисичанского НПЗ, практически нет. Как и нет смысла наращивать производство в стране, где, по официальным данным, рынок на 20% наполнен безналоговыми поставками (см. рис. 2). И даже если эта ситуация выровняется, как наверстать многие годы простоя и без инвестиций? Заводы соседних стран, и на Востоке и на Западе, активно обновлялись, увеличивая глубину переработки и улучшая качество. Догнать их будет очень тяжело, а точнее, практически нереально.