UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обреченные на рынок электроэнергии

После двух лет подготовки и жарких споров до последней секунды Верховная Рада 13 апреля 2017 г. приняла во втором чтении и в целом законопроект "О рынке электрической энергии Украины". Через два года положения этого закона начнут вступать в силу. Плюс еще год поэтапного переходного периода.

Автор: Алла Еременко

После двух лет подготовки и жарких споров до последней секунды Верховная Рада 13 апреля 2017 г. приняла во втором чтении и в целом законопроект "О рынке электрической энергии Украины". Через два года положения этого закона начнут вступать в силу. Плюс еще год поэтапного переходного периода. До этого времени предстоит принять около 60 документов вторичного законодательства и, скорее всего, уже на марше исправлять неучтенные, но важные моменты.

Обуздает ли принятый закон энергомонополии, такие, как энергохолдинг Ахметова и облэнерго, приватизированные пятью энергоолигархами масштабом поменьше? Способен ли принятый закон дать действенные механизмы для контроля над ними и сделает ли невозможным появление очередной ценовой формулы "Роттердам плюс"? Чего ожидать потребителям электроэнергии от прямых договоров между ее производителями и продавцами, и не станут ли новые лицензиаты просто заместителями облэнерго - монопольными в каждом регионе? Появится ли у потребителей электроэнергии практический выбор поставщика энергии и наиболее дешевых киловатт-часов? Будут ли потребители платить постоянно только за то, что однажды уже заплатили за подключение к энергосети, то есть за востребованную или даже нет энергомощность? Кто будет отвечать за баланс энергосистемы страны? Станет ли конкуренция производителей электроэнергии реальным стимулом и механизмом для установления рыночной цены на электроэнергию? На все эти и сотни других вопросов пока есть в лучшем случае теоретические ответы.

Существует ли угроза, что закон не сработает, как предполагают рыночные отношения? Как выразился активный сторонник закона о рынке электроэнергии Лев Пидлисецкий ("Самопоміч"), отвечая журналистам на вопрос о вызовах и угрозах, "они есть, но закон дает механизм их минимизации".

За принятие законопроекта №4493 "О рынке электрической энергии Украины" проголосовали 277 парламентариев. Не голосовали депутаты от "Батьківщини" и частично "Самопомочі". Хотя последние подчеркивали, что они за введение рынка и, соответственно, конкуренции в сфере электроэнергетики, но против способа, каким принимается этот закон.

Юлия Тимошенко была крайне категорична, заявив, что "этот закон о рынке электроэнергии не имеет ничего общего с рынком". Многие ее доводы достаточно аргументированы. Но это сказала Тимошенко, и потому для части депутатов голосование за законопроект №4493 было протестным - они голосовали не столько за проект, сколько против… Юлии Владимировны. Хотя, справедливости ради, часть из них отмечала, что если бы те же аргументы были приведены не столь одиозным политиком, не исключено, что к ним бы прислушались и учли при принятии закона.

Закон "О рынке электрической энергии Украины" был обречен на принятие не только потому, что его проект переправили и зачитали, что называется, до дыр. Это второй по значимости (но не по порядку) после закона "О рынке природного газа" энергозакон, принятый парламентом Украины в рамках заявленной еще в 2014 г. энергореформы. Причем, несмотря на то, что газовый закон был принят весной 2015 г., он до сих пор завис в переходном периоде. Над ним тоже трудились не один год. И также согласовывали и с Энергетическим сообществом, и с Еврокомиссией, и с международными кредиторами, такими, как Всемирный банк, ЕБРР и МВФ. Но оказалось, что после двух лет, прошедших после принятия Закона "О рынке природного газа", прописанные в нем и связанные с ним реформы пока не сработали в должной мере. И правительству особо нечего сказать о реформе энергорынка, начиная с рынка газа.

Более того, неделю назад законопроект "О рынке электроэнергии" уже был отправлен парламентом на повторную доработку. А накануне рассмотрения доработанного законопроекта к депутатам ВР прямо обратилось представительство ЕС: когда же вы выполните данное вами же обещание и примете закон о рынке электроэнергии? Причем ЕС прямо поставил предоставление макрофинансовой помощи Украине в 600 млн евро в зависимость от принятия закона о рынке электроэнергии.

Разумеется, в обращении представительства ЕС обо всем этом и не только сказано весьма дипломатично: "Это (принятие закона. - А.Е.) будет важным шагом на пути к конкурентному и открытому рынку электроэнергии в Украине, что приблизит его к тому, как рынки электроэнергии работают в ЕС… мы будем продолжать оказывать поддержку правительству Украины в реализации этой важнейшей реформы с целью повышения прозрачности в покупке и продаже электроэнергии, более широкого участия и выбора для всех потребителей, а также более рационального и экологичного производства электроэнергии"…

Цитировала обращение представительства ЕС в зале ВР и депутат от БПП Ирина Луценко, заместитель председателя депутатской фракции Партии "Блок Петра Порошенко", председатель подкомитета по международно-правовым вопросам и парламентскому контролю за выполнением Украиной международных обязательств комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам. Мол, у кредиторов терпение на пределе, а энерговоз украинских проблем и ныне там. Как отмечает представительство ЕС, "ситуация в секторе с его высокой концентрацией рынка и низким уровнем инвестиций за последние годы свидетельствует о том, что реформа нынешней системы срочно необходима".

Как ни смотри, а Закон "О рынке электрической энергии Украины" был принят под нажимом прежде всего представительства ЕС. И сделали это депутаты достаточно топорно, просто игнорируя требования депутатов той же "Батьківщини" о соблюдении всех процедур регламента. Глава ВР после недолгого голосования за каждую поправку и советов с регламентным комитетом все же поставил законопроект в целом на голосование. И нашлось в зале 277 голосов (и рук) "за".

Постатейный разбор принятого закона, особенно статей, потенциально имеющих двойное назначение, еще впереди, как и принятых последних около 80 поправок, которых, если верить заявлениям депутатов из "Батьківщини", никто толком не читал, как и представительство ЕС, так как они якобы были внесены в ночь перед голосованием. Впрочем, и.о. главы ТЭКовского комитета ВР Александр Домбровский, представлявший законопроект №4493 в сессионном зале, уверял коллег-депутатов, что это не так и что все существенные поправки комитетом рассмотрены и внесены в окончательный вариант законопроекта. Он даже публично "произвел перекличку поправок"…

Закон " О рынке электрической энергии Украины" принят. Это уже закон, который надлежит выполнять.

Вряд ли каждый гражданин страны знает, как работает экономический механизм доставки ему электроэнергии, да, наверное, это и не обязательно. Достаточно того, чтобы ему обеспечивалась надежность, качество и доступность. Электроэнергия долгое время была всего лишь услугой, но почти 20 лет назад стала товаром, о цене которого мы судим не по затратам на производство и поставку, а по собственному кошельку.

Дешевая электроэнергия - мечта не только любого гражданина, но и политика, который бы мог использовать это в борьбе за электорат, продавая идею социального энергетического блага, пусть даже в ущерб благу экономическому.

Популистская политика привела к тому, что население Украины стало энергетически бедным, а экономия электроэнергии - вынужденной и выстраданной мерой.

Как считает член стратегического совета ГО "Киевский институт энергетических исследований", директор "ТрансЭнергоКонсалтинг" Светлана Голикова, реформа энергорынка, которого как бы и нет, готовилась более десяти лет. Наиболее благоприятным моментом для реформы были 2007–2009 гг., когда наблюдался рост производства, практически не было задолженности за электроэнергию и перекрестного субсидирования.

К сожалению, уверена Голикова (которая не один год потратила на работу и дебаты по статьям принятого 13 апреля энергозакона), политический популизм вылился в экономическую дыру, латать которую приходилось вручную. А руками водили те, кто завладел энергетическими активами.

Цена вопроса - 45 млрд грн перекрестных субсидий (считай - ручное управление денежными потоками), неэффективное управление и невозможность выбора. Ни для потребителя, ни, за небольшим исключением, для поставщика. И нависшая над страной угроза энергетической безопасности. Давайте не забывать, что две ТЭС оказались на неконтролируемой территории, а четыре станции - в опасной близости от линии разграничения. И наша энергосистема по-прежнему работает с энергосистемой РФ, заполняя провалы так называемыми техническими перетоками.

Цена рынка - это и цена нашей безопасности, считает Светлана Голикова.

"Что дает энергетике в целом и потребителю, в частности, новый энергетический рынок, закон о котором принят ВРУ со сложной второй попытки 13 апреля, и что должно будет происходить с ним в ближайшие 2–3 года?

1. Модель "единого покупателя-продавца", то есть оптовый рынок сохранится до лета 2019 г. За это время регулятор (НКРЭКУ) и КМУ должны будут принять более 60 документов, регулирующих как отношения в рынке между его игроками, так и взаимоотношения с потребителями, у которых со временем появится возможность выбора поставщика. По мнению экспертов, в том числе и европейских, работающих в этом направлении, степень готовности нормативных актов - более 50%. Отдельный вопрос - развязывание узла накопившихся долгов. Здесь нужен отдельный закон, проект которого сейчас обсуждается.

2. Серьезные организационные и структурные изменения : НЭК "Укрэнерго" готовится к корпоратизации и пройдет процедуру сертификации. Его задача - быть независимым оператором системы передачи (ОСП). От работы "Укрэнерго" будет во многом зависеть и то, как энергосистема сможет быть синхронизирована с европейской ENTSO-E, что позволит не только получить дополнительный рынок сбыта, но и покупать при необходимости конкурентоспособную электроэнергию у европейских компаний . И да, от российской энергозависимости мы тогда избавимся окончательно.

3. ГП "Энергорынок" будет разделено на два отдельных предприятия - оператор рынка (ОР) и гарантированный покупатель (ГП). Первый будет работать как своеобразная дневная энергобиржа, а второй - выполнять функцию сглаживания ценовых колебаний для потребителя и выполнения обязательств перед "зеленой" энергетикой.

4. Изменения коснутся и облэнерго - они должны быть разделены на распределительную и сбытовую компании. Со временем именно на их поле начнется борьба за потребителя.

5. Подготовительный период закончится в 2019 г., и еще минимум год будет действовать переходный этап. В это время НАЭК "Энергоатом" за счет прописанного в законе механизма услуг будет компенсировать гарантированному покупателю покупку дорогой "зеленой" электроэнергии, а с июля 2020 г. эти обязанности будут возложены на системного оператора.

Крупный (промышленный) потребитель не должен терять впустую все это время. Оно дается ему, чтобы подготовиться к новым правилам, оптимизировать свои возможности, найти свою модель и выстроить график потребления таким образом, чтобы покупать дешевле, а продавать, когда возможно, дороже.

Бытовой же потребитель не только должен получить надлежащую защиту, но и сам научиться выбирать поставщика, переходить к почасовому учету и пользоваться благами бытовой техники со встроенными таймерами.

Еще одна из крайне важных задач реформы - координация действий власти и уровень доверия к тому, что она делает. Центр реформ должен сместиться от НКРЭКУ к КМУ, но при этом текущую работу должен выполнять созданный для этой цели Координационный центр.

Параллельно с реформой энергорынка должна произойти трансформация и обновление регулятора, а для защиты прав потребителей создан энергетический омбудсмен" (ZN.UA №48 от 11 декабря 2015 г., "Энергорынок: перезагрузка. Версия 2.1").

В общем, работы непочатый край. И до того времени, когда любой потребитель, как это уже сейчас возможно во многих энергоцивилизованных странах, глядя на монитор, в режиме онлайн может выбрать поставщика электроэнергии и тут же заключить с ним договор, нам еще далеко. Первый шаг в этом направлении сделан. Но последует ли за ним уверенная поступь? И в каком направлении? Сегодняшние энергореформы и связанные с ними действующие организации и лица должны быть мобильны, как никогда прежде. Чтобы к моменту адаптации принятого Закона "О рынке электрической энергии Украины" и вступления его в действие он не оказался безнадежно устаревшим.