Год 2012-й ознаменовался появлением двух документов, чрезвычайно важных для будущего ядерной энергетики в Украине: законопроекта №10571 "Об основах функционирования рынка электроэнергии в Украине" народных депутатов Н.Мартыненко и И.Глущенко и обновленной редакции Энергетической стратегии Украины до 2030 года. Если проект стратегии так и не был утвержден в ушедшем году, то законопроект №10571 был принят Верховной Радой в первом чтении 20 ноября. В случае принятия закона в существующей редакции, а именно - со ст. 24 о Фонде урегулирования стоимостного дисбаланса, через который за счет средств НАЭК "Энергоатом" и ПАО "Укргидроэнерго" будет осуществляться дотирование возобновляемой энергетики, ТЭЦ и перекрестное субсидирование населения, финансовое состояние "Энергоатома" однозначно значительно ухудшится. При этом отсутствие финансовых ресурсов у компании для реализации новых проектов, имеющих стратегическое значение для будущего ядерной энергетики, пагубно сказалось на отрасли и в минувшем году.
Многострадальное ЦХОЯТ 2012 год начался для НАЭК "Энергоатом" обнадеживающе. 9 февраля Верховная Рада Украины приняла закон о размещении Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) украинских АЭС с реакторами типа ВВЭР. Напомню, что еще в 2005 году тогдашний президент "Энергоатома" подписал контракт с победителем объявленного в 2003-м международного конкурса на строительство этого хранилища - американской компанией Holtec Int. 4 февраля 2009 года правительство своим распоряжением №131-р утвердило ТЭО инвестиций в строительство ЦХОЯТ. Стоимость реализации всего проекта была определена в нем в объеме 3,7 млрд. грн., общая стоимость пускового комплекса - 1,2 млрд. грн. Срок строительства пускового комплекса - три года.
До сегодняшнего дня только Украина и Болгария, эксплуатирующие реакторы типа ВВЭР, еще советского проекта, вывозят отработавшее топливо в Российскую Федерацию. По оценкам экспертов, по состоянию на 2008 год общая сумма, которую НАЭК должна была бы заплатить РФ за услуги по хранению и переработке отработавшего топлива украинских АЭС до окончания проектного срока их эксплуатации (кроме Запорожской АЭС, на промышленной площадке кото рой функционирует свое хранилище сухого типа), составила бы около 2 млрд. долл. При этом затраты на строительство и эксплуа тацию ЦХОЯТ в течение ста лет оценивались в 520 млн. долл.
И вот закон о размещении ЦХОЯТ - спустя семь (!) лет - наконец был принят. Причина такой медлительности органов государственной власти относительно проекта, выгодного государству с точки зрения как экономической выгоды, так и энергетической безопасности, состоит в следующем - он стал предметом спекуляций практически всех политических сил Украины перед выборами, которые проходили у нас в этот период чуть ли не каждый год. Высокотехнологичное инженерное сооружение с защитными барьерами против выхода радиоактивности на все варианты техногенных и природных катастроф ангажированные СМИ называли "ядерным могильником под Киевом", а наши политики разных цветов пугали им электорат с завидной регулярностью, в том числе и в 2012 году. Способствуя тем самым поддержке российского ядерно-промышленного комплекса, получавшего и получающего ощутимую ежегодную валютную выручку от НАЭК "Энергоатом".
Спустя два дня после принятия закона, 12 февраля 2012 года, состоялось специальное совещание Кабмина, посвященное вопросам сдерживания инфляции в текущем году в прогнозируемых правительством параметрах. И, исполняя поручение правительства по итогам совещания, независимая, как декларируется, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, решила с 1 марта снизить тариф на отпуск электроэнергии крупнейшему производителю электроэнергии - НАЭК "Энергоатом" на 6,8% за киловатт-час, или с 22,64 до 21,1 коп. Вследствие такого решения из структуры тарифа компании было изъято 1,299 млрд. грн. в годовом выражении. В частности, из тарифа компании изъяты 19,6 млн. грн. на сооружение ЦХОЯТ. При этом вся инвестиционная программа НАЭК на 2012 год была уменьшена на 9,6% - с 2 млрд. 473,4 млн. грн. до 2 млрд. 235,5 млн. (без НДС). К тому же из чистой прибыли компании в сумме 2 млрд. 382,9 млн. грн. по итогам 2011 года в бюджет было перечислено 1,5 млрд. грн.
Замечу, что законопроект о размещении ЦХОЯТ подавало в ВР правительство. Оно же дало поручение НКРЭ снизить тариф компании. Найти логику в его действиях невозможно - добиваться принятия закона и одновременно лишать госкомпанию финансовых ресурсов для реализации проекта! Трудно подобрать политкорректное определение этому явлению.
В далеком 2005-м победитель тендера на строительство ЦХОЯТ соглашался полностью кредитовать реализацию проекта на этапе строительства пускового комплекса с условием возврата средств после начала его эксплуатации. И достаточно было бы не вывозить ОЯТ украинских АЭС в течение двух лет, чтобы рассчитаться с кредитором. Однако время шло, и позиция подрядчика изменилась. За долгие семь лет его аппетиты выросли относительно и стоимости проекта, и условий его оплаты. О кредитовании с его стороны речь уже не идет.
Что имеем по итогам года? Хотя в марте 2012-го был согласован план-график сооружения ЦХОЯТ между Минэнергоугольпромом и Госагентством по управлению зоной отчуждения, а также план лицензирования строительства хранилища с Госатомрегулирования, заявление о получении лицензии на строительство этого объекта с пакетом соответствующих документов так и не поступило в Госатомрегулирование. По оценкам регулятора, отставание по реализации проекта строительства ЦХОЯТ на сегодняшний день составляет пять лет. И по-прежнему ОЯТ вывозится в Россию, НАЭК оплачивает эти услуги валютой, причем в условиях все растущей кредиторской задолженности, которая достигла уже около 3 млрд. грн. А НКРЭ с января 2013 года опять снизила тариф для "Энергоатома" - до 20,53 коп. за киловатт-час · ч и производственный план компании…
Строительство энергоблоков №3 и 4 ХАЭС: геополитический аспект
Только в 2012 году сдвинулось с мертвой точки принятие решений о начале строительства этих энергоблоков. 4 июля КМУ утвердил ТЭО строительства, а 6 сентября Верховная Рада приняла соответствующий Закон "О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой атомной электростанции".
Но вот с финансированием проекта пока не складывается. Конкурс на выбор реакторной технологии был объявлен в марте 2006 года, в октябре 2008-го был назван победитель - российская компания "Атомстройэкспорт". И только спустя 19 месяцев (!), 9 июня 2010 года, было подписано межправительственное соглашение между Украиной и РФ о строительстве третьего и четвертого блоков ХАЭС.
В ст. 4 соглашения говорится о том, что российская сторона обеспечит организацию финансирования проекта в объеме, необходимом для проектирования, строительства и введения в эксплуатацию при условии частичного софинансирования с украинской стороны. Украинские официальные лица сообщали, что речь идет о 85% средств с российской стороны и 15% средств - с украинской. А также о том, что кредит будет государственный, под 1,5% годовых, сроком на 15 лет и с началом погашения через год после введения в эксплуатацию энергоблока.
На сегодняшний день известно, что РФ изменила свои условия. Речь уже идет о 8,5% годовых, наличии государственных гарантий со стороны Украины, уменьшении срока возврата кредита. В конце декабря 2012 года посол РФ М.Зурабов сообщил, что российский премьер направил очередное письмо нашему премьеру с предложениями по условиям финансирования этого проекта со стороны РФ. Сколько еще продлятся переговоры, неизвестно.
А теперь сравним со скоростью принятия решения по АЭС в соседней Беларуси. Межправительственное соглашение между Беларусью и РФ о строительстве АЭС было подписано 15 марта 2011 года, контрактное соглашение - 11 октября, межправительственное соглашение о предоставлении российской стороной государственного кредита - 25 ноября 2011 года, генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС - 18 июля 2012-го. При этом замечу, что в данном случае речь идет о предоставлении кредита в 10 млрд. долл. Наши новые энергоблоки стоят в два раза меньше.
Параллельно РФ активно строит в Калининградской области Балтийскую АЭС - два энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1200 общей стоимостью проекта около 12 млрд. долл. И не скрывает, что основная цель (введение энергоблоков в эксплуатацию планируется в 2017-м) - экспорт электроэнергии в страны Евросоюза. После закрытия Игналинской АЭС в Литве страны Балтии экспортируют электроэнергию из РФ, а результаты литовского референдума в ноябре 2012 года оказались негативными для реа лизации проекта Висагинской АЭС, которую планировали построить взамен Игналинской. Такое развитие событий в Литве выгодно РФ с точки зрения укрепления ее позиций по экспорту электроэнергии в этом регионе.
Что касается Украины, то за январь-ноябрь 2012-го она увеличила экспорт электроэнергии на 56% по сравнению с предыдущим годом, до 8,946 млрд. кВт · ч. По предварительным данным, общий объем экспорта до конца года составил около 10 млрд. кВт · ч. Электроэнергия экспортировалась в страны Центральной Европы - Венгрию, Словакию, Румынию, Польшу, а также в Беларусь и Молдову (соответственно, на 65 и на 30% больше, чем в предыдущем году).
По данным Госстата Украины, от торговли электроэнергией ожидают получить 600 млн. долл. Для сравнения: в 2011 году объем экспорта составил 365 млн. долл. Прогноз на 2013-й - 700 млн. долл.
С введением в эксплуатацию Балтийской АЭС и Белорусской АЭС конкуренция на рынке электроэнергии в странах Центральной и Восточной Европы усилится, и не факт, что Украина сохранит даже сегодняшние позиции.
С одной стороны, затягивание переговоров о финансировании строительства третьего и четвертого блоков ХАЭС можно объяснить желанием россиян увязать все проблемные вопросы украинско-российских отношений - от цены газа до решения пограничных проблем - в один узел. А с другой - может быть, все проще: как говорится, ничего личного, только бизнес. Зачем увеличивать генерирующие мощности конкурента на его границе с ЕС? Уже сегодня ясно, что энергоблоки №3 и №4 ХАЭС не будут построены в сроки, определенные действующей Энергетической стратегией, - в 2017 году. А РФ постарается построить свою АЭС к этому времени и начнет экспансию на энергорынок стран ЕС, предлагая свою электроэнергию для начала по демпинговым ценам.
Так что вопрос наверняка не только в деньгах. Глава "Росатома" С.Кириенко недавно сообщил, что "Росатом" имеет портфель заказов по строительству АЭС за рубежом в размере 69,5 млрд. долл. При этом для таких стран, как Турция, Вьетнам, Армения, речь идет о кредитовании строительства со стороны РФ.
Поэтому Украине, чтобы сохранить свой экспортный потенциал в электроэнергетике и приумножить его, для проектов строительства новых блоков АЭС нужно искать, во-первых, других кредиторов. А во-вторых, пересмотреть тарифную политику относительно самого крупного производителя электроэнергии в стране - НАЭК "Энергоатом". И если уж реформировать рынок электроэнергии, то только на принципах равных прав и возможностей всех участников. Тогда и конкуренция реальная возникнет, и, как следствие, цены на электроэнергию снизятся.
Тем более что, как выяснилось недавно, законопроект, отвечающий всем принципам Директивы ЕС о функционировании внутреннего рынка электроэнергии, есть в Минэнергоугольпроме. Разработал его консорциум консалтинговых компаний по контракту MFE/4795/QCBS-16 "Оказание помощи Мин энергоуголь Украины по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС в рамках выполнения обязательств Украины на пути к вступлению в Европейское Энергетическое сообщество". В этом законопроекте Фонд распределения стоимостного дисбаланса формируется за счет сборов в виде целевой надбавки к тарифу участников рынка электроэнергии, определенных Налоговым кодексом Украины, и существует как составная часть специального фонда госбюджета. Распорядителем средств является Минэнергоугольпром, а остатки средств фонда на конец бюджетного года переходят в Госказначейство.
Новый министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий просто обязан подать именно этот законопроект в Верховную Раду взамен прошедшего первое чтение и явно лоббирующего теплоэнергетику законопроекта №10571, чтобы выполнить майский указ президента об экономических реформах. Если, конечно, и его, и новое правительство действительно заботит энергетическая безопасность нашего государства…