UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за позиции "Укртрансгаза" в энергосистеме Украины могут возникнуть дополнительные трудности

Эксперт отмечает, что это может угрожать блекаутам для украинцев в зимний период.

Дефицит необходимой техники для восстановления украинской энергетической инфраструктуры может усугубиться из-за конфликта вокруг поставки грузовой и спецтехники украинской компанией "Торговый дом техкомплект" для АО "Укртрансгаз". В сложный зимний период это может угрожать украинцам дополнительными блекаутами, сообщают СМИ со ссылкой на эксперта агентства "Маркет.Инфо" Александра Голиздру.

В материале "Бей своих, чтобы чужие боялись, или почему позиция "Укртрансгаза" может обернуться блекаутами" эксперт отмечает, что под угрозой оказались поставки вышек для предприятий сектора энергетики. Причина — нежелание компании из группы "Нафтогаз" урегулировать ошибку в контракте на поставку спецтехники компанией "Торговый дом Техкомплект" для "Укртрансгаза". Это в свою очередь имеет шанс задержать устранение повреждений украинских электросетей после российских массированных обстрелов.

Читайте также: Правительство поменяло директоров стратегических предприятий — «Укргаздобыча» и «Укртрансгаз»: что известно о новых руководителях

В своем материале автор отмечает, что "Торговый дом Техкомплект" стал победителем в тендере на поставку 4 спецавтомобилей для "Укртрансгаза" и передал их ранее определенного контрактом срока. Но в процессе заключения контракта произошла техническая ошибка. Когда поставщик заполнял технический параметр "номинальная мощность двигателя, не меньше…", он ошибочно внес значение не в киловаттах, согласно соответствующей таблице, а в лошадиных силах – 250. Однако 250 лошадиных сил не равно 250 кВт, а соответствует мощности в 185 кВт после пересчета. То есть, это формальная ошибка, ее машинально перенесли из не совсем точной тендерной документации.

"Ошибочно внесенный параметр не влияет ни на цену, ни на качество продукции. Более того, в тендерных требованиях "Укртрансгаза" номинальная мощность двигателя была указана на уровне "не менее 160 кВт", а по факту, как уже отмечалось, она оказалась существенно выше и составила 185 кВт. К тому же заказчик не регламентировал конкретную модель шасси, а указанная в сделке модель базового шасси Iveco EurocargoML110E25WS-E5 в ассортименте продукции производителя – международной компании Iveco SpA есть лишь с максимальной мощностью 185 кВт, а не с другой, об этом свидетельствует официальное письмо за подписью генерального директора ООО "ИВЕКО Украина" И.В. Бойко. Таким образом, даже если бы "ТЕХКОМПЛЕКТ" очень захотел, "устранить недостатки", как того требует "Укртрансгаз", и заменить на шасси с мощностью двигателя в 250 кВт, он не смог бы этого сделать, потому что таких двигателей от производителя Iveco S.p.A. не существует в природе", — рассказал эксперт

Читайте также: Длительные блекауты: могут ли быть зимой 20-часовые отключения

Отмечается, что "Укртрансгаз" не платит за поставленную продукцию, а также требует, чтобы поставщик оплатил "за хранение" поставленных автомобилей 17,73 млн. гривен и почти 4 млн штрафа за якобы некачественную технику. Заказчик не хочет при этом идти на компромиссные варианты, как предусматривает законодательство. В свою очередь, задолженность за поставленную продукцию и финансовые претензии существенно ограничит возможности компании производить спецтехнику для НЭК "Укрэнерго", АО "Харьковоблэнерго", ГП "Региональные электрические сети", АО "Николаевоблэнерго" и других компаний энергетического сектора Украины.

Эксперт считает, что позиция государственного предприятия из группы "Нафтогаз" не только противоречит интересам общества и страны, но и сильно повышает риски блекаутов в осенне-зимний период на третий год полномасштабной агрессии.