Недофинансирование бюджетных отраслей в Украине уже традиционно болезненнее всего проявляется в последние месяцы года. А в небольшой и депрессивной Тернопольщине власть каждый год если не в конце октября, так в ноябре плачется: бюджетная сфера до конца года не дотянет.
Итак, необеспеченность местных бюджетов области средствами на зарплату в бюджетных отраслях по состоянию на начало октября превышала 60 млн грн, из них в образовании - 27 млн, здравоохранении - более 24 млн, культуре - 3,6 млн грн... А это означает, что зарплаты в декабре платить нечем. Руководство облгосадминистрации отправляет письма в Минфин: перераспределите, уважаемые, некоторые суммы субвенций для области и выделите дополнительную дотацию в объеме 50 млн грн для обеспечения указанных расходов в полном объеме.
Как ни странно это звучит, но в кризисные моменты грузом становится то, что в период стабильности почти ни у кого не вызывает сомнений. В течение четырех лет, начиная с 2010-го, учителя получали 20-процентные надбавки к должностному окладу. На фоне мизерных заработков это было хоть какое-то повышение престижа педагогического труда. Но в марте этого года новый Кабмин начал суровую экономию бюджетных средств и вспомнил при этом о надбавках педагогам. Чтобы не вызвать негодования работников образования, правительство их не отменило, а хитро определило уровень 20-процентной надбавки как предельный. И тем самым всю ответственность переложило на местные органы власти. Если в местных бюджетах средств для стимулирующих выплат не хватает, то простите, это недоработала власть на местах.
Поэтому районные отделы образования совместно с райсоветами и райгосадминистрациями Тернопольщины провели "корректировку" таких надбавок. Они подсчитали, что если урезать эти выплаты вдвое, то можно сэкономить 16 млн грн. Как следствие, в пяти районах области надбавки учителям вообще перестали выплачивать. Более половины упомянутой суммы средств удалось сэкономить. За что педагоги в начале октября поблагодарили демократическую власть, сформированную после Майдана, пикетированием здания Тернопольской облгосадминистрации. А в некоторых районах, как, например, в Кременецком, районная власть постаралась найти вариант сытых волков и целых овец. Надбавки учителям здесь полностью не отменили, однако с ноября будут платить их во вдвое меньшем размере - 10%. И даже в таких условиях, как рассказала исполняющая обязанности начальника отдела образования Кременецкой райгосадминистрации Надежда Никитович, для выплаты зарплат учителям в декабре не хватает более 600 тыс. грн.
Каждая пятая школа в области малокомплектная. И от оптимизации, упорядочения (а это непременно предполагает сокращение!) сети общеобразовательных учебных заведений реальным реформаторам, а не популистам никуда не деться. В этом году в области приостановили деятельность три школы. А в нескольких районах - Кременецком и Зборовском - власть пошла несколько иным путем. Она прибегла к созданию учебно-воспитательных комплексов, где под одной крышей находятся школа и детский сад - с одной системой отопления, водоснабжения, освещения, общей кухней.
Однако с закрытием малокомплектных школ или приостановкой их деятельности возникают большие проблемы. В подавляющем большинстве случаев осуществить такие шаги сложно: местные общины не соглашаются на это. А на страже их интересов стоит Закон "Об общем среднем образовании"
(ст. 11), требующий согласия общины при реорганизации или ликвидации учебного заведения.
Например, в Кременецком районе жители ни за что не согласились на закрытие одной школы с пятью учениками и трех, где учится меньше 40 детей. Но общественность не анализирует всех минусов такого обучения, возможности подвозить учеников в школу, в которой те получат более высокий уровень преподавания.
Руку таким несговорчивым жителям в июне подала Верховная Рада. Депутаты приняли популистское постановление, согласно которому считается "недопустимым закрытие государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений из-за нехватки средств в местных бюджетах" (похожий документ чуть раньше был принят относительно заведений культуры в сельской местности). Но если не хватает средств, то районной власти не остается ничего другого, как обходить обтекаемые формулировки мораториев на сокращение бюджетной сети. Так поступили в соседнем с Кременецким Зборовском районе. Здесь общины, поколебавшись, все же согласились на закрытие школы в одном селе и приостановку деятельности в другом населенном пункте. В райотделе образования подсчитали, что экономия от таких мер получилась (курам на смех!) целых... 144 тыс. грн с двух школ до конца нынешнего года. Итак, закономерно, средств на зарплату работникам образования района все равно не хватает - почти 1 млн грн. Часть из этой суммы их руководство планирует покрыть за счет средств от экономии энергоресурсов, но без дотации из госбюджета не обойтись. Аналогично поддержки Минфина ждут и в других районах.
Медицина в районах области в последние годы недофинансируется на 20–25% от минимальной потребности. Средствами обеспечиваются только защищенные статьи расходов. Транспорт, оборудование приобретаются за спонсорские средства или собственные средства медучреждений. О развитии нечего и думать. Однако острая финансовая дыра в сфере здравоохранения тесно связана с медицинской реформой. По замыслу ее всеукраинских инициаторов, следовало создать три уровня предоставления медицинских услуг - первичный, вторичный (районный) и третичный (областной) плюс областные центры экстренной медпомощи и медицины катастроф. С рождением нового, первого уровня, в области да и в целом в Украине сыграли комедию. Еще в конце 2012 г. в районах и Тернополе были созданы центры первичной медико-санитарной помощи. Но четкого алгоритма - какие специалисты, в каком предельном количестве, каковы годовые объемы финансирования такой структуры - ни Кабмин, ни Министерство здравоохранения не разработали. Каждое районное начальство проявляло полную самодеятельность. И получилось, что в почти одинаковых по количеству населения районах дополнительно появилась совершенно разная численность штатных работников таких центров, включая их админперсонал. По информации департамента финансов Тернопольской облгосадминистрации, в Теребовлянском районе добавилось 3,5 штатной единицы, в Кременецком - 7,5, а в Гусятинском - аж... 86,25! Но парадокс: надстройку к первичному звену медицины создали, а врачей в сельской местности как не хватало, так и не хватает. Кременецкий район - типичный в этом новшестве.
- Сельская медицина в нашем районе обеспечена врачами только на 80%. Из 12 амбулаторий семейной медицины в селах в трех вообще нет врачей, в других трех они работают по совместительству. Так чего удивляться, что мы вводим в штат центра первичной медико-санитарной помощи 7,5 штатной единицы врачей-интернов. Есть надежда, что некоторые из них останутся работать в нашем районе после прохождения интернатуры, - убеждает начальник отдела здравоохранения Кременецкой райгосадминистрации Александр Прокопович.
Тем не менее в медицине района зарплаты на декабрь хватает только для выплаты аванса.
Ежегодно повторяющаяся нехватка средств на выплату зарплат работникам образования, медикам, работникам культуры, социальной защиты вскрывает гнойные раны неработающей в области крупной и средней промышленности и отложенной на долгие годы административно-территориальной реформы, с которой следовало бы тесно увязать сеть бюджетных учреждений и организаций. С другой стороны, непродуманная реформа в медицинской отрасли, начатая еще властью Януковича, ярко демонстрирует: если выделить только какое-то одно или два звена, а в других ничего не сделать, то можно привести к полному упадку всю отрасль и дискредитировать такую реформу. Она будет иметь только негативные последствия. А в глубинке вновь и вновь будет появляться воображаемая картинка: нищий, стоящий у новогодней елки с протянутой рукой.