От состояния нефтеперерабатывающей отрасли в значительной степени будет зависеть национальная безопасность страны.
Эффективность этой отрасли, в свою очередь, зависит от двух составляющих — объемов обеспечения сырьем и способности его переработать. На сегодняшний день в Украине каждая из этих составляющих находится в упадке. При годовом объеме потребления нефтепродуктов в стране до 10–11 млн тонн собственная добыча нефти с газовым конденсатом составляет до 2 млн. Поэтому для удовлетворения собственных потребностей в страну ежегодно импортируется до 8 млн тонн бензина и дизельного топлива стоимостью более 10 млрд долл. Полномасштабная война с Россией еще больше обострила эту проблему.
Что произошло с нашими нефтеперерабатывающими заводами
В прошлом году работали только Кременчугский и Шебелинский заводы, обеспечивающие до трети потребностей в топливе. Все остальные — Лисичанский, Одесский, Дрогобычский, Надворнянский и Херсонский — нефтяное сырье не перерабатывали. Их общая установленная мощность составляет 51 млн тонн нефти.
Главная причина такого положения состоит в том, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы настолько технологически устарели, что могут выпускать нефтепродукты только низкого качества: по европейской шкале — Евро-2, Евро-3. В то время как в Европе уже производят нефтепродукты стандарта Евро-5.
Кроме того, отечественный рынок горюче-смазочных материалов заполнен продукцией полулегальных мини-НПЗ, где отсутствует полный цикл переработки нефти. В Украине работало около 20 таких мини-НПЗ. Ни один из них не выпускает топливо стандарта Евро-5. Это низкокачественная продукция класса Евро-2, в лучшем случае — Евро-3, которую они через сотни своих АЗС продают чаще всего в теневом сегменте. Борьба против них ведется, но, к сожалению, эти меры или недостаточны, или просто показательны.
Отечественные же нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в коренной модернизации для обеспечения европейских норм качества продукции, увеличения глубины переработки и соблюдения норм экологических требований к охране окружающей природной среды.
Модернизация, в свою очередь, требует больших средств, а владельцы НПЗ не хотят рисковать в сложной экономической и политической ситуации, в которой сейчас находится наша страна. Не исключено, что некоторые заводы уже никогда не возобновят свою работу.
Во время военных действий Кременчугский и Лисичанский заводы были практически разрушены. Сейчас у нас не производится ни одной тонны моторного топлива, что привело к полной зависимости от импорта.
Сегодня 95% импортируемого бензина и 72% дизельного топлива мы получаем из стран ЕС. Лидерами поставок являются Румыния, Литва, Словакия, Греция, Болгария и Польша.
Такая ситуация сложилась несмотря на то, что мощности существующих нефтеперерабатывающих заводов хватает для обеспечения украинского внутреннего рынка нефтепродуктами. Но равнодушие всех ветвей власти приводит к полному уничтожению нефтеперерабатывающей отрасли страны: нефтедобыча сокращается, заводы почти уничтожены.
Энергетическая безопасность государства во время военного положения требует особого внимания к такой важной отрасли, как нефтепереработка, которая должна быть стратегической и приоритетной для нашей власти.
Значительный вклад в укрепление энергетической безопасности страны путем увеличения выпуска моторного топлива может внести Львовская область. На сегодняшний день в области уже добыто 45,4 млн тонн нефти с конденсатом, разведано 15,5 млн, неразведанные ресурсы составляют 70,4 млн тонн.
К сожалению, состояние с приростом разведанных запасов не обеспечивает надлежащую компенсацию достигнутого уровня добычи, которая, по мировым нормам, должна была бы быть двукратной. Именно по этой причине ежегодная добыча нефти в области составляет всего 250 тыс. тонн.
Важнейшим стратегическим направлением дальнейших поисков залежей нефти являются большие, свыше 5 км, глубины. Но состояние экономики Украины, ее нефтяной индустрии не позволяет самостоятельно осваивать это направление поисково-разведочных работ. Перспективных поисковых объектов на западе Украины на глубинах более 5 км довольно много, что дает надежду на значительное наращивание добычи нефти и ее дальнейшего использования.
Перспективы нефтепереработки связаны с модернизацией Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода, расположенного географически близко к границе с ЕС. На сегодняшний день его мощность составляет 2,3 млн тонн сырой нефти в год. 75% акций предприятия принадлежат акционерам, 25% — Фонду государственного имущества Украины.
Самыми большими плюсами предприятия являются его развитая логистика и надежная транспортная инфраструктура, позволяющая обеспечить предприятие нефтью по трубопроводу Одесса—Броды и от Бориславского нефтепромысла, а также железнодорожным транспортом благодаря наличию эстакады слива нефти и эстакады налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны (светлые нефтепродукты и мазут). Есть также собственный парк хранения нефти, бензинов, дизельного топлива, мазута.
Предприятие имеет развитую энергетическую инфраструктуру благодаря прямым поставкам природного газа с Бориславского НГДУ, а также собственную ТЭЦ, котлоагрегаты которой могут работать на газе или мазуте.
В 2006 году акционеры общества утвердили программу реконструкции и модернизации предприятия для улучшения качества моторных топлив согласно европейской спецификации Евро-5 и с соблюдением экологических требований к охране окружающей среды. С 2006-го по 2010 год были освоены средства на сумму 76,4 млн долл. Но из-за мирового кризиса программа реконструкции и модернизации завода была временно приостановлена.
Для выполнения разработанной программы реконструкции необходимы инвестиции в объеме от 300 до 900 млн долл. в зависимости от объемов работ по модернизации. Очень странным выглядит отношение власти Украины к обеспечению ВСУ собственными горюче-смазочными материалами. Ведь один из авторов этой статьи с момента начала гибридной войны, более восьми лет назад, поднимал вопрос восстановления работы Надворнянского НПЗ как самого сохранившегося и дистанционно защищенного по сравнению с другими, кроме Дрогобычского, НПЗ. Чтобы было гарантированное производство собственного топлива для военной техники, особенно в условиях полномасштабной войны. Сейчас война уже более полугода идет в Украине, Кременчугский НПЗ разбомблен, Шебелинский ГПЗ прекратил работу, а мы продолжаем просить топливо для родной армии отовсюду вместо того, чтобы в условиях военного времени мобилизовать все возможности для возобновления работы Надворнянского НПЗ.
Один из авторов статьи уже свыше тридцати лет поднимает вопрос о строительстве нового современного нефтеперерабатывающего комплекса (НПК) мощностью 8–10 млн тонн переработанной нефти в год.
Разработаны предпроектные материалы строительства такого комплекса на высвободившихся производственных площадях Новороздольского государственного химического предприятия «Сера», уже давно прекратившего свою деятельность по переработке серы. Ведь остались более тысячи гектаров свободных площадей, пригодных для строительства нового НПК, и развитая инфраструктура.
Именно сейчас, когда десятки стран свободного мира выразили свою поддержку Украине в войне, готовность финансировать возрождение нашей экономики, сложились благоприятные условия для проведения подготовительных организационных работ по этому строительству.
Особенно перспективным выглядит привлечение к строительству нового НПЗ стран — владельцев нефтяных месторождений. Преимущественно этим странам не хватает собственных продовольственных товаров, поэтому Украина, один из крупнейших в мире производителей зерна, может осуществлять своеобразный бартер — обменивать нефть и нефтяные деньги для строительства НПЗ на многомиллионную зерновую продукцию. Правда, владельцы нефтяных денег как соинвесторы могут становиться и совладельцами этого нового НПЗ, на котором можно было бы производить самые современные высококачественные и экологически безопасные горюче-смазочные материалы.
Надежно обеспечить новый НПЗ нефтью можно как по существующему нефтепроводу Одесса—Броды (при условии успешного завершения войны), так и по новому нефтепроводу от Балтийского побережья в Польше до Бродов и Нового Роздола, используя возможности существующего нефтепровода «Дружба».
Проект нового украино-польского нефтепровода был начат еще при президентстве Ющенко, поэтому не будет сложностей с его возобновлением. Таким образом, при благоприятных условиях Новороздольский НПК может обеспечиваться нефтью с южного и северного направлений, а при особо благоприятных условиях — еще и с востока по нефтепроводу «Дружба».
Учитывая значительные залежи углеводородов в этом регионе, наличие развитой инфраструктуры и мощного научного и производственного потенциала, страна имеет возможность получить мощный источник горюче-смазочных материалов. Но для этого необходимы конкретные шаги Львовской областной власти и правительства страны.
С учетом сложившейся ситуации с поставками стране горюче-смазочных материалов, а также с учетом фактора войны правительству необходимо разработать новую государственную эффективную программу увеличения добычи нефти и ее переработки с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.
Существенную роль при этом может сыграть энергетический потенциал Львовской области, о котором мы уже писали, анализируя его. Нефтепромышленный комплекс может стать звездой первой величины этого региона.