UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уголь без жертвоприношений: утопия или осознанная необходимость?

Проблему высокой аварийности в угольной отрасли не решить без кардинального изменения отношения к безопасности труда самих шахтеров, руководства шахт и их собственников.

Автор: Ирина Оприщенко

На протяжении многих лет Украина входит в тройку мировых лидеров по количеству травм и смертей на шахтах. По данным Независимого профсоюза горняков Украины, только с начала 2011 года в угольной отрасли травмировано более 2,5 тыс. человек, из них 110 человек погибли. Каждый миллион тонн добытого угля оплачен двумя шахтерскими жизнями.

Безусловно, ведение горных работ на угольных шахтах всегда и в любой стране представляет повышенную опасность. А украинские шахты являются одними из самых сложных в мире с точки зрения геологии. Сегодня в Украине 159 действующих шахт, из них 90% опасны из-за загазованности, 60% - из-за возможных взрывов угольной пыли, 45% - из-за газодинамических явлений, 25% - в связи с возможностью самовозгорания угля. Средняя глубина разработки угольных пластов составляет 730 метров, а на 20% шахт горные работы ведутся на глубине тысяча и более метров. Температура горных пород на этих глубинах превышает 45 градусов.

Ситуация усугубляется тем, что на протяжении последних десятилетий системные инвестиции в техническое перевооружение отрасли осуществлялись в основном на нескольких шахтах, находящихся в частной собственности, в то время как более половины шахт находятся в государственной собст­венности и работают свыше 50 лет без реконструкции, производственные фонды изношены в среднем на 70%.

По данным Минэнергоугольпрома, в Ук­раине в 2001-2010 годах в угольную промышленность было направлено 36 млрд. грн. из изначально запланированных 84 млрд. грн. При этом 70% этих средств фактически оказались не инвестициями, а дотациями на компенсацию убытков. То есть реальные инвес­тиции составили немногим более 10 млрд. грн. По оценке министерства, для развития отрасли понадобится до 2030 года как минимум 75 млрд. грн. капитальных вложений. Понятно, что перспективы выделения этих средств из госбюджета весьма и весьма сомнительны.

Ситуация на частных шахтах выглядит значительно более благополучной. Так, если на одну государственную шахту в среднем приходится около 20 млн. грн. капитальных вложений в год, то на частную - 115 млн. грн. Иными словами, если государство инвестирует средства фактически только в «поддержание штанов» угольных предприятий, то в частном секторе средств достаточно и для внедрения более совершенных технологий производства, и для развития добычной базы предприятий, и для обеспечения безопасности работников.

Кроме того, как отмечает председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, одна из ключевых проблем безопасности на государственных шахтах, помимо дефицита финансирования, - это нецелевое использование выделяемых средств. По его мнению, программы, направленные на повышение уровня безопасности шахт, субсидируемых государством, очень слабо финансируются, а из выделяемой суммы 50% уходит на откаты чиновникам.

«Следует понимать, что частные собственники у себя не воруют, потому там легче реализовать подобные программы, чего не скажешь о государственных предприятиях, где активно разворовываются бюджетные средства», - отмечает М.Волынец. В то же время глава профсоюза считает, что опыт частных компаний, успешно внедряющих программы по повышению безопасности труда шахтеров, может стать толчком для реализации подобных мероприятий и на государственных шахтах.

Признавая все объективные сложности ведения горных работ в Украины и изношенность производственных фондов, эксперты, тем не менее, первое место в рейтинге причин высокого уровня травматизма склонны отдавать пресловутому «человеческому фактору».

По данным Госгорпромнадзора Украины, причиной 80% несчастных случаев в угольной отрасли (как, впрочем, и в любой другой) являются неправильные и опасные действия персонала при выполнении работ.

Так, «человеческий фактор» некоторое время назад привел к аварии на шахте «Краснокутская» в Луганской области: согласно выводам экспертной комиссии, причиной возгорания метановоздушной смеси стало курение.

Пока будут находиться подобные курильщики-«храбрецы», а также «гении», одевающие пакеты на газоанализаторы, чтобы скрыть высокую концентрацию метана и не потерять в зарплате, никакие инвестиции в модернизацию и охрану труда существенно не изменят трагическую статистику угольной отрасли.

Как свидетельствует мировой опыт, исключительно надзорными и карательными мерами здесь не обойтись. Например, как сообщает Национальная угольная ассоциация США, за последние три года местные шахты (а их более 1400) инвестировали порядка 800 млн. долл. в новые технологии безопасности и тренинги. Причем идеологической базой и одновременно целью данных вложений является именно персональная вовлеченность рядовых шахтеров в развитие системы недопущения аварий, травматизма и профессиональных болезней.

Таким образом, на первое место выходит необходимость создания эффективных систем, мотивирующих людей на повышение культуры безопасности.

Первопроходцами в этом направлении в Украине стали частные шахты, руководимые не в последнюю очередь прагматичным экономическим расчетом: инвестиций в предотвращение аварии необходимо в разы меньше по сравнению со средствами на ликвидацию ее последствий.

О необходимости кардинальных изменений в управлении безопасностью заявляет и Минэнергоугольпром. Так, по данным минис­терства, в течение двух лет на государственных угольных предприятиях планируется внедрить Систему управления охраной труда (СУОТ), разработанную в соответствии с меж­дународным стандартом OHSAS 18001, 18002.

В Украине эта система используется на предприятиях ДТЭК и ПАО «Краснодон­уголь». И цифры говорят сами за себя: на протяжении 2007-2010 годов уровень производственного травматизма и аварийности на этих предприятиях снизился более чем в два раза. «Положительная динамика отмечена и на государственных предприятиях: ОП «Шахта «Должанская-Капитальная», ГП «Свердловантрацит» и ГП «УК «Красноли­манс­кая», где в 2010 году внедрили OHSAS 18001,18002», - подтверждает эффективность заявленных мер заведующий отделом охраны труда ЦК Профсоюза работников угольной промышленности Украины Александр Погребняк.

Ключевыми составляющими системы, действующей в компании ДТЭК (входит в группу СКМ Рината Ахметова), являются внедрение современного, более безопасного горношахтного оборудования; жесткий контроль за соблюдением техники безопасности; но главное - формирование правильных поведенческих навыков работников.

«Мы пытаемся привить нашим работникам мысль, что на первом месте всегда должны быть здоровье и безопасность труда, а уже потом производственные планы и рекорды. Никому не нужны рекорды ценой человеческой жизни. Многим работникам пока трудно изменить в корне свое мировоззрение, но мы готовы и дальше работать в этом направлении», - рассказал исполнительный директор, член правления ДТЭК Юрий Рыженков.

«В первом полугодии 2011 года мы направили на обеспечение безопасности труда на наших предприятиях более 450 млн. грн., - говорит Олег Попов, генеральный директор СКМ. - Особое внимание будем уделять созданию такой культуры, в которой все на­ши работники и подрядчики будут обладать необходимыми знаниями, навыками и, самое главное, желанием работать безопасно».

К сожалению, правильное отношение к безопасности не формируется за несколько дней, недель и даже месяцев. Печальным примером этого может служить авария на шахте «Суходольская-Восточная» ПАО «Краснодон­уголь» (входит в «Метинвест»). В объединении уже несколько лет внедряется программа по повышению безопасности труда, которая позволила вдвое снизить показатели производственного травматизма. Но этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить аварию 29 июля 2011 года, которая унесла жизни 28 шахтеров. По информации «Метинвеста», после аварии руководство «Краснодонугля» определило комплекс усиленных мер на шахтах объединения. Эти меры будут направлены на дополнительное охлаждение воздуха, максимальную автоматизацию систем контроля местонахождения людей и оборудования под землей и, в первую очередь, на дополнительное обучение работников технике безопасности и на мотивацию персонала. В том числе принято решение, что горняков ПАО «Краснодонуголь» будут премировать за соблюдение правил техники безопасности. В учебно-курсовом комбинате для вновь прибывшего персонала срок обучения будет увеличен с 2 до 2,5 месяца, в программе обучения возрастет продолжительность практики. При технической службе ПАО «Краснодон­уголь» с привлечением профсоюзов будет создана группа общественных инспекторов по охране труда и промышленной безопасности из числа инженерно-технических работников, имеющих большой опыт работы на шахтах.

Как выяснила правительственная комиссия, аварию на шахте спровоцировало включение электрооборудования после проведения взрывных работ. При этом разрешение на включение оборудования ответственные за этот участок работники дали, не выполнив предварительно обязательных мероприятий по обеспыливанию воздуха и не проверив содержание метана. Иными словами, опять виной всему «человеческий фактор».

Проблема, думается, не в ошибочности мирового опыта, внедряемого на ведущих предприятиях Украины, а в том, что формирование цивилизованного отношения украинских шахтеров к собственной безопасности и безопасности окружающих - это долгий и кропотливый труд. Не случайно эксперты советуют воспитывать будущих работников, начиная с детского сада. Однако, к сожалению, в Украине даже система вузовской подготовки в вопросах охраны труда пока что оставляет желать лучшего. С 2009 года под­готовкой бакалавров квалификации «Инс­пектор по охране труда» занимаются шесть высших учебных заведений Украины в Харькове, Львове, Ривном и Хмельницком. Специалистов по охране труда готовят в Днепропетровске и Кривом Роге. Специа­лизи­рованных факультетов или тем более вузов в стране нет.

Самым эффективным в этой ситуации представляется более активное привлечение работодателей из числа частных инвесторов к подготовке молодых специалистов. В течение нескольких лет сотрудничает с несколькими вузами, в частности, ДТЭК, но пока что подобное явление среди работодателей нельзя назвать массовым.

Если же говорить о действительно кардинальных мировоззренческих изменениях, то достичь этой цели возможно только при реализации многовекторных национальных программ, направленных на формирование у украинцев цивилизованного, а значит, ответственного отношения к вопросам безопасности не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни, в быту.

Инциденты в развитых странах на оснащенных новейшим оборудованием шахтах говорят о том, что полностью застраховаться от нештатных ситуаций в угольной отрасли не удастся. Но минимизировать их, обеспечив сохранение жизни и здоровья людей, можно и нужно. И здесь важны усилия каждого из участников - самих шахтеров, государства и бизнеса. Это означает, что госзакупки в этой сфере должны быть поставлены под жесткий контроль, что для частных собственников инвестпрограммы в сфере безопасности должны стать приоритетом номер один, а зарплата менеджеров должна напрямую зависеть от того, насколько безопасно трудятся работники предприятия.

Нельзя требовать ответственного поведения от шахтеров, не изменив отношения к охране труда менеджеров, владельцев предприятий и госчиновников. Украинские шахты только тогда перестанут сеять смерть, когда безопасность на производстве станет по-настоящему важна для всех, от кого зависит работа шахт.