UA / RU
Поддержать ZN.ua

Назад в прошлое

С начала апреля все внимание общественности приковано к антитеррористической операции и событиям на Востоке Украины. Поэтому начатая МВД и налоговой масштабная проверка целого ряда аграрных трейдеров, сопровождаемая настойчивыми "предложениями" со стороны "доброжелателей" продать свой бизнес, осталась без внимания.

Автор: Владимир Рубцов

Одной из причин, по которой украинцы вышли на Евромайдан, был беспредел власти по отношению к бизнесу. При Викторе Януковиче спокойно работать могли лишь компании, принадлежащие Семье и донецким олигархам. Все остальные в любой момент могли стать предметом охоты, им могли быть предъявлены претензии по известной схеме - проверка, открытие уголовных дел, предложение о продаже. Сама схема заказывалась наверху, а реализовывалась, как правило, милицией и налоговой. И, судя по всему, сегодня ситуация не изменилась, и проверки, сопровождаемые предложениями продать бизнес, продолжаются.

С начала апреля все внимание общественности приковано к антитеррористической операции и событиям на Востоке Украины. Поэтому начатая МВД и налоговой масштабная проверка целого ряда аграрных трейдеров, сопровождаемая настойчивыми "предложениями" со стороны "доброжелателей" продать свой бизнес, осталась без внимания.

О том, что Министерство доходов и сборов проводит сейчас масштабную проверку транснациональных и публичных компаний агропромышленного комплекса Украины, заявил заместитель министра доходов и сборов Владимир Хоменко. "Сегодня мы проводим активные следственные действия, потому что они отказываются платить", - уточнил В.Хоменко.

В сообщениях СМИ по этому поводу цитировалось мнение генерального директора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, согласно которому такие претензии к транснациональным и публичным компаниям могут негативно отразиться на инвестиционном климате страны и развитии АПК Украины. "Эти компании проходят ежегодный аудит большой четверки, экспертизе которой доверяет весь мир. Поэтому эти проверки ни к чему хорошему не приведут", - считает он.

Вскоре в медиа-пространстве появилась информация, что среди проверяемых оказались и украинские - публичные агрохолдинги "Мироновский хлебопродукт" и "Кернел", а также такие компании, как "Киевгорстрой", "Агромарс", "Креатив", Ukrlandfarming и другие.

"Параллельно к представителям этих компаний приходят представители Министерства доходов и сборов. Они заявляют, что представляют налоговую милицию и готовы за различные суммы решить проблему", - рассказывает собеседник на аграрном рынке.

Сами перечисленные участники рынка традиционно официальных комментариев по ситуации не дают. Однако достоянием общественности стала информация, что поводом для проверки послужило обращение некоего общественного союза "Украинская ассоциация экспортеров и импортеров" министру внутренних дел Арсену Авакову (от 15 апреля с.г. - копия имеется в распоряжении ZN.UA). В нем зернотрейдеры обвинялись в совершении криминальных преступлений по статьям 191, 205, 239, 321, 364 и 366 Уголовного кодекса Украины.

Вскоре вскрылось весьма примечательное обстоятельство: как оказалось, у ассоциации, которая так хорошо знакома с ситуацией на аграрном рынке, сегодня отключены сайт (https://www.uaie.org) и телефоны, а по указанному в письме адресу (пер. Новопечерский, д. 19/3, корп. 3, комн. 12А) офис ассоциации не функционирует.

Как заявляет партнер юридической фирмы "Правовые партнеры" Андрей Доманский, силовые структуры довольно часто используют для открытия хозяйственных уголовных дел "карманные" ассоциации, которые в нужный момент направляют необходимые заявления, что может послужить основанием для возбуждения уголовных дел. "Такие структуры имеют таможня, СБУ, МВД, налоговая, то есть все силовики", - утверждает г-н Доманский.

Пришедшее в разгар антитеррористической операции письмо удивительно оперативно было расписано главой МВД Арсеном Аваковым на заместителя министра внутренних дел Владимира Евдокимова, главу департамента по борьбе с экономической преступностью МВД Василия Писного и начальника налоговой милиции Владимира Хоменко.

И уже в письме от 28 апреля с.г. замначальника департамента по борьбе с экономической преступностью МВД Александр Сидоров в письме на г-на Писного отрапортовал об открытии 11 уголовных дел против агротрейдеров (копия имеется в распоряжении ZN.UA).

Здесь стоит взять паузу и подробнее процитировать более ранние публикации о том, чем запомнились люди, ведущие расследование против крупнейших участников аграрного рынка.

Сомнительный состав

По информации ряда СМИ, со ссылкой на источники на агрорынке, два главных инициатора расследования, начатого против аграриев, - это замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов и начальник налоговой милиции Владимир Хоменко.

Об обоих довольно много писалось. Так, "Обком" со ссылкой на статью в "Гранях+" от 26 апреля 2004 г. писал (в публикации от 15 декабря 2005 г.), что с 2001-го по апрель 2004 г. В.Евдокимов занимал должность начальника департамента уголовного розыска. Однако, по информации журналистов, министр МВД Николай Билоконь уволил его "за очень сомнительную репутацию" и связи с криминальным миром.

Как отмечали "Грани+", Евдокимова уволили, поскольку "в коридорах МВД давно поговаривали о его сомнительных связях с одиозными личностями вроде донецкого авторитета по кличке "Футболист", заподозренного недавно в связях с сепаратистами.

Издание также связывает Евдокимова с участием в фальсификации уголовного дела по обвинению экс-премьера Павла Лазаренко в убийстве экс-главы Нацбанка Вадима Гетьмана.

По словам журналистов, Евдокимов, будучи начальником управления по борьбе с организованной преступностью в Луганской области, "сдал подопечных уголовников Генпрокуратуре для того, чтобы на них навесили участие в заказном убийстве Гетьмана".

После этого он получил должность главы департамента уголовного розыска МВД Украины.

Кроме того, "Обком" утверждает, что когда Евдокимов возглавлял Луганский УБОП, местная организованная преступность в области себя "чувствовала полными хозяевами региона".

Не меньше претензий было и к новому главе налоговой милиции. Как сообщают "Украинские новости" (от 13 мая 2014 г.), Владимир Хоменко занимает должность с марта 2014 г. С 2007-го по 2009 г. он работал заместителем министра внутренних дел, был уволен по подозрению в коррупционных действиях. В частности, Владимир Хоменко, занимавший должность начальника главного управления МВД Украины в АР Крым, был обвинен в получении взяток и контроле за компанией, занимавшейся обналичиванием денег. Громким обвинением стало также препятствование со стороны Хоменко борьбе с билетными спекуляциями на железной дороге.

Стоит упомянуть, что после смены власти МВД комплектовалось по квоте "Батьківщини", по которой пришли и Евдокимов, и Хоменко.

Формально "Батьківщина" декларирует, что силовики не должны заниматься шантажом. "Силовые структуры, включая прокуратуру и МВД, а также налоговая и таможня должны прекратить заниматься тем, чем они занимались во времена президентства Януковича, - лоббированием интересов отдельных предпринимательских структур и чиновников", - заявил ZN.UA лидер фракции "Батьківщины" в Верховной Раде нардеп Сергей Соболев.

Но, по его словам, ключевая проблема Министерства доходов и сборов - это очень непонятная система сбора налогов. Это приводит к тому, что пояснение налоговика и таможенника значит намного больше, чем действующее законодательство. "Поэтому считаю, что тотальная реформа силовых структур, налоговой и таможни даст возможность отойти от коррупционных схем, которые еще существуют", - говорит господин Соболев.

Фактически же для искоренения коррупции в органах власти ничего не делается, и бизнес продолжает находиться в ситуации, когда в любой момент никому не известная ассоциация может поставить под вопрос нормальную работу компаний.

Ждем перемен

Ситуация с аграриями - далеко не единственный пример, когда представители "Батьківщини" обвиняются в использовании служебного положения для получения контроля над активами и финансовыми потоками.

Ранее президент ХК "Киевгорстрой" Игорь Кушнир заявил о причастности и.о. замглавы администрации президента Андрея Сенченко к попыткам рейдерского захвата предприятия. "Своими выступлениями в СМИ заместитель главы администрации президента практически подтвердил свое участие в захвате и попытках смены наблюдательного совета и правления компании. Все это происходит после того, как ранее построенный в Крыму бизнес Сенченко сегодня стал неактуальным. Поэтому он пытается сделать определенные шаги по захвату бизнеса в Киеве, - говорит господин Кушнир. - Сегодня они попытаются провести нелегитимное заседание наблюдательного совета, чтобы передать руководство компании родственнику Сенченко - Сергею Велижанскому".

Возможно, в работе г-на Кушнира, назначенного при прошлой власти, действительно имели место нарушения, но также очевидно, что Сенченко просто пытается воспользоваться ситуацией, чтобы сменить руководство на близкого к себе и к "Батьківщині" человека. То есть поставить "на поток" своего представителя.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной деятельности Александра Кужель отмечает, что если отдельные представители МВД и налоговой не перестанут действовать теми же методами, которыми действовала команда Захарченко, Клименко и Арбузова, то все может закончиться новым бунтом бизнеса. "МВД и налоговой милиции придется работать цивилизованно и прекратить инициированные по сомнительным заявлениям проверки", - говорит она.

В свою очередь, заместитель министра доходов и сборов Михаил Ноняк недавно заявил, что намерен бороться с коррупцией в ведомстве и усилить контроль за действующими чиновниками. Г-н Ноняк объяснил, что он делегирован в Миндоходов по квоте Евромайдана, и поскольку сам занимался предпринимательской деятельностью, знает, что налоговые органы зачастую несправедливо проверяют бизнес и делают это с целью шантажа. "Мы прекратим этот беспредел и наведем порядок. Я прошу сообщать общественности обо всех известных фактах коррупции в налоговой службе и милиции и о попытках шантажа со стороны налоговой милиции", - заявил господин Ноняк. Заметит ли замминистра, что коррупционеры притаились в его собственном ведомстве, покажет время.

Остается лишь надеется на то, что новая власть действительно, а не декларативно осознает необходимость перемен в отношениях с бизнесом.