UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минэнерго не хочет жить по-новому

Верховная Рада рассмотрит во втором чтении крайне сомнительный законопроект "Об особенном периоде в топливно-энергетическом комплексе" №4117а

Автор: Владимир Рубцов

На будущей неделе парламент Украины намерен рассмотреть один из самых противоречивых законопроектов новой власти. По сути это законопроект о введении чрезвычайного положения в энергетике страны. Этот документ, внесенный в парламент Кабмином, по мнению многих депутатов, не только не соответствует Конституции, но и создает почву для масштабной коррупции. Но хуже всего то, что он может практически парализовать экономику страны и привести к полной остановке отечественной энергетики и промышленности.

"Продавить" принятие в первом чтении в Верховной Раде законопроекта №4117а премьеру Арсению Яценюку удалось только с третьей попытки. Несмотря на исключительные усилия главы правительства, законопроект не смог набрать больше 237 голосов. 3 июля, за день до основных событий в связи с этим законопроектом, голосование по двум "газовым" проектам правительства провалилось, и господин Яценюк прибег к жесткой риторике, предупредив депутатов о возможном "переформатировании Верховной Рады, правительства и правящей коалиции", если закон о ЧП в энергетике не будет принят.

"Понять недовольство депутатов законопроектом "Об особенном периоде в топливно-энергетическом комплексе" несложно. Проталкиваемый правительством документ крайне противоречив, антиконституционен и имеет множество недостатков. В частности, он позволяет сосредоточить невероятную власть в руках одного человека - главы Минэнерго, что несет признаки коррупции", - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Действительно, законопроект предполагает в "особый период" делегирование неограниченных прав по управлению энергетическим рынком страны Министерству энергетики и угольной промышленности. Министерство получает право регулировать работу энергорынка вообще за рамками заданий и планов, утверждаемых Кабмином.

Хотя принятие законопроекта и объясняется тяжелым положением в стране (военным, энергетическим), но ни один из предложенных аспектов регулирования прямо и четко не обоснован правительством. То есть этот законопроект не отвечает на вопросы: как долго, почему и кто будет решать вообще, сколько будет длиться "особый период" в ТЭК Украины?

В отечественном Минэнергоугольпроме поясняют, что этот законопроект необходим правительству для того, чтобы "идти до конца" в газовом конфликте с Россией и при необходимости пройти зиму без российского газа. "Но механизм, как конкретно предложенные меры позволят решить газовые проблемы Украины, в частности связанные с Россией, в законопроекте попросту отсутствует. Зато понятно, что в случае его принятия весь энергорынок страны окажется зависим от одного человека", - говорит управляющий партнер IMEPOWER Юрий Кубрушко.

Наконец, один из самых одиозных пунктов, который присутствует в документе, - это требование к предприятиям ТЭК вне зависимости от подписанных договоров выполнять распоряжения Минэнерго. То есть названное министерство своим распоряжением может отменить договор между членами Оптового рынка электроэнергии. "Здесь имеет место прямое нарушение Конституции, когда фактически нарушается право на предпринимательскую деятельность. Конституция Украины и антимонопольное законодательство не допускают неправомерное ограничение конкуренции, которое имеет место в этом законопроекте", - констатирует партнер компании "Правовые партнеры" Александр Доманский.

Очень ярким является заключение комитета Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией: законопроект №4117а не отвечает требованиям антикоррупционного законодательства.

"Коррупционный риск состоит в создании возможностей использования соответствующими органами государственной власти полномочий для избирательного применения норм закона с целью получения неправомерной выгоды", - говорится в выводах комитета, подписанных его главой, нардепом от УДАРа Виктором Чумаком. "Один человек, в данном случае - глава Минэнерго, будет принимать единолично решения об отключении от поставок природного газа или электроэнергии кого угодно и когда угодно. Я полагаю, что завтра у него в кабинете будет очередь из ходоков, желающих дать денег за то, чтобы отключение не произошло. И все это под благими лозунгами "спасения энергетики" и "победы в газовой войне с Россией", - отмечает глава Федерации металлургов Украины Алексей Беленький.

Господин Чумак рассказал, что при таком количестве замечаний в нынешнем виде законопроект вообще не должен был вноситься на рассмотрение Верховной Рады. "Тем более что есть гораздо лучший законопроект об особом режиме работы газопромышленного комплекса, подготовленный народным депутатом Артуром Мартовицким, который как раз прошел проверку антикоррупционного парламентского комитета и признан соответствующим требованиям антикоррупционого законодательства", - говорит В.Чумак.

Еще один негативный аспект законопроекта - его противоречие правилам Энергосообщества и обязательствам, взятым на себя Украиной при подписании Соглашения об ассоциации с ЭС. О том, что документ полностью не соответствует мировой практике функционирования рынка электроэнергии, начатой реформе рынка и Третьему энергопакету, к которому присоединилась Украина, говорится, в частности, в выводах Американской торговой палаты.

Отечественную промышленность
ожидает коллапс?!

Украинские промышленники также прилагают огромные усилия, чтобы объяснить Кабмину весь негатив принимаемого в таком виде законопроекта. "Это убийственный законопроект для промышленников и добытчиков газа", - заявил депутат и глава украинского Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. По его мнению, чем сокращать потребление, лучше было бы получить газ из Словакии или договориться с Россией о поставках по цене 360–380 долл. за тысячу кубометров.

В пресс-службе одного из крупнейших украинских химических предприятий "Днепроазот" заявили, что законопроект грозит остановкой завода: "Хуже всего то, что нет четких правил, как и кого будут отключать: выходит, этот вопрос будет решаться у главы Минэнерго или в Кабинете министров, а это прямой путь к коррупции".

"Мы всерьез готовимся к тому, что придется отключать всю промышленность и часть теплогенерации, - говорят менеджеры "Днепроазота".- Зато тогда есть шанс, что Россия сама запросит "газового" мира, потому что теряет крупнейшего потребителя своего газа".

Законопроект о ЧП в энергетике может полностью остановить работу металлургии и химии, которые приносят Украине более 60% валютной выручки, отмечает Алексей Беленький. Последствия для горно-металлургического комплекса могут быть самые серьезные. Доменное производство все еще очень зависимо от газа, хотя на многих комбинатах введена система пылеугольного вдувания, отмечает глава ФМУ. Если доменные печи на два дня будут остановлены, запустить их не получится, и убытки достигнут сотен миллионов долларов. "Например, общий ущерб для одного крупного предприятия, для меткомбината полного цикла в случае остановки на два дня из-за прекращения поставок газа оценивается экономистами в 100 млн долл. Поэтому, естественно, Федерация металлургов просит уважаемых народных депутатов очень взвешенно подойти к голосованию по этому законопроекту и не принимать его в таком виде", - говорит глава Федерации металлургов Украины А.Беленький.

Выход есть

Государство как собственник "Нафтогаза Украины" должно отстаивать свои интересы в борьбе с ценовым диктатом российского "Газпрома". С этим согласны все. Вопрос только в том, какими методами. Отключение большей части промышленных потребителей Украины от поставок газа и электроэнергии - это явно не выход.

"Если крупную ТЭЦ в таком городе, как Киев, например, отключить от поставок газа, то можно перейти на использование мазута. Пусть это и будет в ограниченный период с ущербом для экологии. Но с поставками мазута могут быть проблемы. Прежде всего, его цена: как только повышается спрос, тут же в геометрической прогрессии возрастает цена, - рассказывает директор СОП (структурного обособленного подразделения) "Киевская ТЭЦ" Юрий Гладышев. - Мало того, начинаются перебои с поставками. А если есть перебои, то тогда поставка централизованного тепла в дома прекращается. И зимой температура внутри помещений за неделю-полторы становится такой же, как и снаружи".

Решить проблему можно двумя путями. В краткосрочной перспективе Украина должна договориться либо о реверсе газа из Словакии, через которую она может получать до 30 млрд кубометров газа ежегодно, либо добиться от России более-менее приемлемой цены в 350–
360 долл. за тысячу кубометров, ведь дешевле в Европе газ сегодня пока не удается купить.

Одновременно нужно сделать все возможное для того, чтобы увеличить добычу газа в стране. Например, как сказал во время выступления на 5-м Украинском энергетическом форуме в Киеве генеральный директор компании "Нефтегаздобыча" (одной из крупнейших частных газодобывающих компаний в Украине) Игорь Щуров, перспективы добычи традиционного природного газа в Украине недооценены из-за отсутствия актуальной и полной геологической информации об углеводородных запасах недр. По его мнению, при создании благоприятной регуляторной среды, привлечении инвестиций и использовании новых технологий Украина способна в течение 5–7 лет полностью обеспечить себя газом собственной добычи.

Энергетическая независимость способна превратиться из лозунга, каким она была на протяжении многих лет, в реальность. Однако для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди главных - создание благоприятной регуляторной среды, что позволит привлечь инвестиции, новые технологий, а также квалифицированный менеджмент.

Но ведь для того, чтобы применять энергоэффективные технологии, экономить теплоэнергию и наращивать добычу газа в Украине, нужно действительно много работать, начать жить по-новому, стремиться изменить страну к лучшему. А не пытаться под лозунгами борьбы с "Газпромом" протянуть очень сильно попахивающий коррупцией законопроект. И тем самым обеспечить главе Минэнерго на ближайшие полгода непрерывный поток состоятельных просителей. Так энергонезависимость не состоится.