«Вичунай групп», один из лидеров украинского рынка морепродуктов, на четвертом месяце войны продолжает свой бизнес в России. Компания в который раз откладывает срок остановки своего завода в Калининградской области РФ, обещая сделать это, как только закончатся запасы сырья, вроде бы созданные еще до войны. Впрочем, согласно инсайдерской информации, похоже, что компания манипулирует украинским общественным мнением, потому что в действительности в апреле «Вичунай групп» провела новые масштабные закупки сырья и тайно доставила их из порта Клайпеда по суше на свой российский завод.
Тема западного бизнеса, продолжающего работать в России, остается болезненной для украинцев. Ведь присутствие иностранного капитала легитимирует действия агрессора, поддерживает его экономику и буквально кормит россиян. По подсчетам Киевской школы экономики, 1037 компаний (или 50,2% от общего количества) уже ушли из России или полностью свернули свою деятельность. До войны ТОП-70 иностранных компаний платили в российский бюджет 20,2 млрд долл. налогов в год. То есть сейчас Россия получает как минимум половину этой суммы.
Особенно досадно, когда поддержку агрессору оказывает бизнес из стран — союзников Украины. В частности, из Литвы, которую правильнее было бы называть страной-побратимом, потому что нас объединяют общая история и героическое сопротивление Москве в составе СССР. Очевидные параллели: «Лесные братья» в Литве — УПА в Украине, Саюдис в Литве — «Народний рух» в Украине, деятельность которых привела к обретению независимости нашими государствами.
«Вичунай групп» уходит из России. Но это не точно
Так что интерес украинских СМИ к литовской «Вичунай групп», которая является единственной крупной литовской компанией, ведущей сегодня бизнес в России, естественен. Тем более что группа является одним из крупнейших игроков не только российского, но и украинского рынка, и ее главный продукт — крабовые палочки VICI — хорошо известный в Украине бренд.
Итак, группа владеет заводом «Вичунай-Русь» в Советске Калининградской области — наибольшим в Восточной Европе предприятием по производству сурими, или же, как говорят российские телевизионщики, «знаменитых на всю Россию крабовых палочек Вичи».
Публичная позиция компании, на первый взгляд, однозначна: она поддерживает Украину и уходит из РФ. Вот только когда уходит — неизвестно.
Прежде всего, как отмечает Литовское национальное телевидение и радио, об уходе из России компания объявила только тогда, когда в Литве перед мэрией Каунаса начались массовые протесты. Место проведения акций было обусловлено тем, что одним из владельцев группы является мэр Каунаса Висвалдас Матийошайтис. Политик, которого украинские журналисты уже успели окрестить «литовским Медведчуком» и о котором их литовские коллеги упоминают с плохо скрытым раздражением из-за очевидных признаков конфликта интересов и глубоких связей с Россией.
«Сколько литовских компаний, основным бенефициаром которых является один из наиболее влиятельных политиков Литвы и мэр второго города, работают в России? Сколько литовских компаний поставляли продукцию в кремлевский буфет? Сколько еще литовских компаний поставляют свою продукцию в оккупированные Крым и Донбасс?» — задается риторическими вопросами известный литовский журналист Андриус Тапинас, по инициативе которого недавно собрали 6 млн евро на покупку «Байрактара» для Украины. И отвечает: «Вичунай».
Литовский аналитик Мариус Лауринавичюс, возмущенный присутствием мэра Каунаса среди акционеров этого бизнеса, добавляет выразительные штрихи к портрету компании: «Для того чтобы вести бизнес в преступных режимах, нужно иметь хотя бы пару вещей: знакомство, закулисность или дачу взяток».
В свою очередь, политолог Нериюс Малюкявичус отмечает, что, кроме экспорта нефти и газа, у России есть еще один экспорт — коррупция. А основатель центра журналистских расследований Сиена Шарунас Черняускас, принимавший участие в таких резонансных расследованиях, как «Панамские бумаги» и «Российская прачечная», говорит, что коррупция является одной из важнейших составляющих российских бизнеса и политики.
История успеха компании в России действительно вызывает вопросы. Бизнес кредитуется государственным банком ВТБ, «Вичунай групп» поставляла свою продукцию непосредственно ФГБУ «Комбинат питания №4» и ФГБУ «Комбинат питания «Кремлевский», которые входят в состав управления делами президента РФ, а также Санкт-Петербургскому горному университету, которым управляет научный руководитель Путина Владимир Литвиненко, трижды возглавлявший его предвыборный штаб.
С учетом этого неудивительно, что уход из России дается компании так тяжело. Первая реакция на войну от «Вичунай» появилась 15 марта. Компания объявила, что вроде бы на процесс ухода уйдут «три-четыре месяца». Потом это заявление фактически повторили 8 апреля. Наконец 5 мая было заявлено, что только сейчас компания наняла консультантов, и на процесс поиска покупателей уйдет еще три месяца. 18 мая «Вичунай групп» объявила, что уже составлен список из 30 покупателей, и продажа может состояться через два месяца, то есть к середине июля. И вот 1 июня опубликована новая версия о том, что компания уйдет из России «летом». То есть срок продлен уже до сентября.
При наличии «окна» на границе сырье не заканчивается годами
В компании задержку объясняют двумя причинами — организационной и сырьевой. Глава группы Шарунас Матийошайтис заявлял, что выйти с рынка — это «не щелкнуть выключателем», и компания должна выполнить обязательства перед властью РФ и контрагентами. Кроме того, отмечалось, что компания в рамках устойчивой практики закупила сырье на полгода вперед, и его утилизация будет слишком затратной, поэтому завод продолжит работать, пока не израсходует все запасы.
Озвученные мотивы вызвали откровенное недоверие как в Литве, так и в Украине.
«Месяца-двух должно хватить, чтобы разобраться с обоими аспектами — прекращением закупок сырья и обязательствами по поставкам конечного продукта. Для такой компании, как «Вичунай групп», три-четыре месяца — это много», — отметил вице-президент Литовской конфедерации Арунас Лауринайтис. Напомним, что речь уже идет о полугоде и больше.
Наши источники на рынке оценивают заявления о вынужденности задержки из-за необходимости использовать сырье как «откровенно никчемные».
«Выглядит это все как отмазка для журналистов и общества, которые не знают и не должны знать технологические тонкости. Сырье действительно закупается наперед. Но речь идет о запасе на два, максимум на три месяца. Закупка на полгода — это нонсенс, абсурд. Подобной практики не существует, — рассказывает наш источник. — Но даже если сойти с ума и поверить в это, то возникает вопрос: почему бы им просто не перевезти сырье на расположенный рядом свой завод в Каунасе и не использовать там, если они действительно настроены на остановку производства в России?».
А ответ заключается в том, что основное сырье для производства основного продукта завода в Советске, а именно — сурими, «Вичунай групп» не надо в РФ импортировать, она получает его на внутреннем рынке, покупая сурими у RFC — судна, производящего сурими прямо в море, во время вылова рыбы. Известно, что у RFC есть подписанное долгосрочное соглашение с «Вичунай». Это помогает понять и всю бизнес-модель компании в целом.
«Они сами признают, что когда собирались строить завод в РФ, то выбирали между Калининградом и Советском и почему-то выбрали последний. На первый взгляд, странный выбор, потому что Калининград — это порт, где они могли напрямую получать сырье и там же его перерабатывать, — продолжает наш источник. — Но почему-то они выбрали депрессивный забитый городок на суше. А фишка в том, что он расположен на границе между мордором и ЕС. А сам завод всего в двух километрах от нее, прямо на железнодорожной ветке, которая идет к пограничному мосту. Как в анекдоте: «Возьму в аренду метр государственной границы». А милицейское прошлое мэра позволяет организовывать перевозку с «облегченным налогообложением».
Тут следует объяснить, что на момент обретения Литвой независимости Висвалдас Матийошайтис занимал должность заместителя начальника УВД Каунаса по политической работе Литовской СССР. В советское время литовское МВД тесно сотрудничало с КГБ, занимаясь выявлением протестных настроений и борьбой с освободительным движением «Саюдис». Координаторами этой деятельности на местах были именно заместители глав управлений внутренних дел по политической работе, и это еще одна рифма с Медведчуком, которого также подозревали в сотрудничестве с КГБ. А уже в 1991 году бывший милиционер основал «Вичунай групп».
Сейчас «Вичунай групп» развернула активную информационную кампанию, в рамках которой постоянно подчеркивает, что поддерживает Украину и уже потратила на гуманитарные цели 700 тыс. евро. Отмечается, что предприятия группы предоставляют в пользование собственную тяжелую технику, а также продукты питания. Впрочем, ежедневно, по данным СМИ, компания платит 400 тыс. рублей в российский бюджет. Что за сто дней войны, по официальному российскому курсу евро, приблизительно соответствует этим 700 тыс. евро.
И равенство этих сумм вызывает вопрос: а не хотят ли владельцы компании просто откупиться от украинского общественного мнения? И если они переживают за Украину, то почему продукция «Вичунай групп» с 2014 года и на сегодняшний день, по информации Литовского национального телевидения и радио, продается в Крыму и на Донбассе? И если компания хочет уйти из России, то почему она и в дальнейшем инвестирует в маркетинговые акции в российских супермаркетах, а объемы производства и продаж продолжают расти, как это признал в интервью второй акционер компании Людас Скиерас?
На украинцев летят тысячи пуль, снарядов, ракет и бомб, финансируемых российскими налогоплательщиками, в том числе и «Вичунай групп». И хотя это было бы цинично со стороны компании, но по крайней мере можно было бы честно признать: мы остаемся в России, потому что не готовы терять свой главный рынок, простите, если сможете. Потому что подход «и нашим, и вашим» с 24 февраля в Украине не работает.
Больше статей Романа Ивченко читайте по ссылке.