UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский «Фольксэлектроваген»: поиск точки роста

Для рождения невиданного до сих пор украинского экономического чуда нам необходимо всего несколько точек роста.

Автор: Артур ДОЩИН

ZN.UA продолжает публикацию работ - победителей конкурса ярких экономических идей - «Новая экономическая формация», посвященных вопросам развития отечественной экономики, который в марте текущего года был объявлен «Райффайзен Банком Аваль» и нашим еженедельником при академической поддержке Киевской школы экономики. К участию в конкурсе принимались эссе, посвященные вопросам развития отечественной экономики в целом и банковского сектора, в частности.

Все персонажи и события в тексте выдуманы, а какое-либо сходство с реальными лицами и существующими компаниями преднамеренное и неслучайное.

Сегодня сложно найти украинца, который не согласился бы с тем, что необходимо обеспечить быстрый рост украинской экономики. Только каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Пенсионер понимает под экономическим ростом увеличение пенсии, школьный учитель - повышение заработной платы, статистик - процентный рост ВВП по сравнению с предыдущим годом с учетом инфляции, а украинский политик намешает в это понятие всего понемногу, в зависимости от аудитории.

Настоящий экономический рост должен быть интенсивным, то есть предполагать более эффективное использование ресурсов на основе научно-технического прогресса и лучших форм организации производства (книжное определение).

Я верю, что для рождения невиданного до сих пор украинского экономического чуда нам необходимо всего несколько точек роста. При этом определенных не как свободные экономические зоны или (не дай Бог!) «комплексные меры» правительства, а как высокодоходные предприятия или секторы экономики, производящие новую, глобально конкурентоспособную продукцию. При этом, чтобы быть именно точками роста, а не «точками выгодных инвестиций», они должны привлекать относительно большой объем капитала, создавать значительное количество рабочих мест и быть тесно интегрированными в экономику, то есть стимулировать рост, прибыльность и конкурентоспособность во всех сопредельных секторах, что, в свою очередь, вызовет цепную реакцию и распространится по всей экономике.

В этом эссе я не пытаюсь присвоить не новую идею точек роста, моя цель - продемонстрировать их важность на конкретном, хотя и выдуманном примере.

Представим, что сообразительный украинский предприниматель с большим количеством свободного капитала (честно заработанного, конечно) заметил истерию вокруг возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий. Недолго, но эффективно подумав, он решил, что хочет заняться производством электромобилей, и основал компанию «УкрЭлектроМоторс».

Поскольку открытие нового завода с замкнутым циклом производства вначале ему было бы не по карману, да и весьма рискованно, он решил договориться и начать производство совместно с АЗА, используя их производственные мощности. Основные детали электромобиля - электрические двигатели и литиевые аккумуляторы - были заказаны на внешнем рынке, при этом они были освобождены от пошлины как энергоэффективное оборудование, которое не производится на территории Украины. Чтобы его машину не называли очередным «запорожцем», наш инвестор нанял талантливых дизайнеров, и те выполнили свою работу на пять с плюсом. В итоге украинский «Фольксэлектроваген» появился на отечественном рынке.

Первая модель пользовалась просто бешеным успехом. Благодаря отсутствию ввозной пошлины на комплектующие, освобождению 80% прибыли от налогообложения и таланту нашего предпринимателя находить выгодных поставщиков удалось установить рекордно низкую цену электромобиля - всего 15 тыс. долл., что было более чем вдвое ниже цен ведущих мировых автопроизводителей. При этом качество машины было несравнимо выше, чем аналогичных по цене китайских электромобилей. Первый «Фольксэлектроваген» мог проехать до 200 км на одном заряде и полностью заряжался за ночь. И хотя этого было маловато для людей с «автомобильным» стилем жизни, потребности большинства украинцев такие параметры полностью удовлетворяли.

Дешевизна электроэнергии в Украине, резкое повышение цен на бензин и развернутая система кредитования покупателей сделали свое дело. Электромобиль разошелся в Украине миллионным тиражом.

Тем временем крупный украинский производитель аккумуляторных батарей A&Co, один из крупнейших производителей автомобильных аккумуляторов в Европе, уже давно задумывался над началом производства литиевых аккумуляторов для электромобилей. Что его сдерживало, так это риск не найти сбыта для своей продукции (большинство мировых гигантов проинвестировали в собственные заводы по производству аккумуляторных батарей), а также необходимость осваивать и налаживать производство нового типа (ведь фокусом бизнеса до этого были свинцовые аккумуляторы). Успех «Фольксэлектровагена» и возможность получить 80-процентную налоговую льготу окончательно убедили менеджеров корпорации, что необходимо инвестировать в новое и очень перспективное направление.

С того момента, когда первый украинский литиевый аккумулятор (с рядом существенных нововведений по сравнению с аналогами, поскольку отдел R&D (от англ. Research & Development - научно-исследовательские, исследовательско-конструкторские и технологические работы) A&Co уже имел определенные наработки) сошел с конвейера и отправился прямо на завод АЗА, на внутреннем рынке значительно повысился спрос на литий. Это, в свою очередь, простимулировало инвестиции в разработку давно разведанного Полоховского литиевого месторождения. Таким образом украинский электромобиль получил украинский аккумулятор на основе украинского лития.

Кроме производства батарей для электромобилей, A&Co начала также поставки литиевых аккумуляторов для мобильной электроники, в частности смартфонов, планшетных компьютеров и ноутбуков. Настоящий фурор вызвало то, что клиентом A&Co стала американская компания Ananas, производитель электроники премиум-класса.

A&Co на достигнутом не остановилась и за несколько лет выстроила в Украине самый большой в мире завод по переработке литиевых аккумуляторов, исчерпавших свой ресурс. Именно наличие такого центра окончательно закрепило за электромобилями статус экологически чистых, ведь до этого многие эксперты опасались, что токсичные батареи просто будут выбрасывать на лом (а тогда попробуй докажи, что это представляет меньшую угрозу для окружающей среды, чем двигатели внутреннего сгорания). Контракты на утилизацию литиевых аккумуляторов начали поступать со всего мира, при этом A&Co за это удовольствие брала солидные деньги.

Для завода «Севермаш», уже имевшего опыт производства трамваев и троллейбусов, не составило сложностей наладить производство электродвигателей для «Фольксэлектровагена», у которых характеристики были лучше по сравнению импортируемыми и стоили дешевле. 90% добавленной стоимости автомобиля отныне производилось в Украине!

Быстрый рост на отечественном рынке доли электромобилей по сравнению с автомобилями на базе традиционных ДВС заинтересовал израильскую компанию Beautiful Planet, специализирующуюся на создании соответствующей инфраструктуры для электромобилей в Европе. Кроме сети станций быстрой зарядки и мгновенной замены аккумуляторов, Beautiful Planet начала устанавливать в крупных городах Украины так называемые точки парковок для электромобилей, подзаряжавшие машину в то время, когда в системе наблюдался излишек электроэнергии. Поскольку все машины, одновременно подключенные к этим точкам, во время зарядки могли потреблять огромный объем электричества, это стало настоящей панацеей для украинских производителей «зеленой» энергии.

К слову, благодаря действию «зеленого» тарифа в Украине к тому времени очень развилась сфера превращения в электрическую энергии ветра и солнца. Сам миллиардер господин Хаматов, уже давно поняв прибыльность «зеленого» бизнеса, начал интенсивно инвестировать в строительство ветровых полей. Но ветровая энергия имела один, но очень существенный недостаток: порывы ветра невозможно было спрогнозировать, и энергия часто производилась напрасно в периоды низкого потребления (например ночью). И хотя «зеленых» бизнесменов тогда это не очень беспокоило, поскольку государство обязалось покупать 100% электроэнергии, полученной из возобновляемых источников, все финансовое бремя такой неэффективности ложилось на
плечи правительства. Появление Beautiful Planet на украинском рынке позволило поддерживать значительный уровень потребления электроэнергии в любое время суток, что сразу решило проблему ее перепроизводства ветровыми полями.

Компания «УкрЭлектроМоторс» со временем построила собственный завод для производства «Фольксэлектровагенов», что дало возможность в несколько раз увеличить годовые объемы выпуска, расширить модельный ряд, а также внедрить самые современные технологии конвейерного производства автомобилей и повысить контроль качества.

«Фольксэлектроваген», который уже имел серьезную производственную базу, предложили на экспорт. Благодаря высокому качеству, машина имела огромный успех в Западной Европе. Благодаря невысокой цене, она стала автомобилем №1 в СНГ. «Фольксэлектроваген» неоднократно получал высокие награды на разнообразных международных автомобильных выставках и экологических форумах. И хотя на рынках Азии и Америки украинскому производителю не удалось закрепить позиции (из-за сильной местной конкуренции), это не могло омрачить очевидный успех.

После всего рассказанного выше меня можно смело обвинить в увлечении научно-экономической фантастикой, или еще хуже - в фантазировании. Но вы не назовете мне ни одной причины, почему такой прорыв не может произойти в Украине.

Все, что понадобилось мне, чтобы смоделировать точку роста, - это продукт с потенциально большим спросом в мире, недостаточно налаженным сегодня производством, необходимостью вложения средств в R&D для его улучшения и конкурентоспособности, а также довольно сложной технологией производства - ведь чем больше продукции разных секторов экономики вовлечено, тем лучше. Наш «Фольксэлектроваген», кроме прорыва в украинском автомобилестроении, обеспечил: развитие аккумуляторной индустрии, машиностроения в целом (двигатели), металлургии; разработку полезных ископаемых; привлек в Украину прямые иностранные инвестиции и решил критическую проблему, стоявшую перед «зеленой» энергетикой; поднял уровень сознания общества относительно проблем окружающей среды; надеюсь, что восстановил популярность технических и инженерных специальностей в украинских вузах. Не говоря уж о таком полезном пиаре украинской экономики в мире.

Как сделать мечты реальностью? Нужно находить такие точки роста и всячески способствовать их развитию. Содействие может быть в виде налоговых льгот, упрощения регуляторных норм, освобождения необходимого сырья/комплектующих от пошлины, помощи с финансированием и т.п. В принципе, хотя правительство и могло бы играть очень положительную роль, в случае Украины оно хотя бы не мешало. Намного более важным для процветания Украины будет наличие такого сообразительного предпринимателя, с которого и началась история «Фольксэлектровагена».

Именно ему я и посвящаю мое эссе.