UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ситуация win-win: как сочетать интересы бизнеса и общества

Автор: Мод Жозеф

В условиях конкурентной борьбы между предпринимателями все более важными становятся не только цены и условия, но и ценности, которые эти бизнесы несут. По данным RepTrack Trust Report 2023, 63% клиентов отдают предпочтение товарам и услугам, которые имеют миссию, отображающую их ценности и убеждения. Именно ценности собирают лояльную аудиторию, которая остается с компаниями, несмотря на изменения, рост цен или кризис. Среди этих ценностей — влияние на развитие своей громады, ответ на социальные или гуманитарные вызовы, поддержка людей во время кризиса.

Это также прослеживается на примере предпринимательниц, подающих заявки на участие в премии «Створено жінками», которую мы проводим седьмой год подряд. В этом году первенство завоевали те лидеры, чьи компании, кроме бизнес-целей, ставят перед собой задачу влиять на процессы, происходящие в стране. Просто делать бизнес уже недостаточно ни для завоевания клиентов, ни для развития гражданского общества. Я хочу поделиться тремя моделями, показывающими, как можно сочетать получение прибыли и общественную пользу.

Кейс 1. Адаптация производства под критические потребности страны

Победительница этого года Ирина Коваль, руководитель ООО «БРАММЕР», после начала полномасштабного вторжения переориентировала бизнес на изготовление мобильных средств для эвакуации военных. Идею предложил инженер компании, который пошел служить в ряды ВСУ. В компании сделали прототип на основе его макета и со временем запустили серийное производство.

Ирина Коваль
Brammer / facebook

Тактическая тележка BRAMMER
Brammer / facebook

Ассортимент постоянно модернизируется под потребности войска. Если сначала это была только тактическая тележка, то теперь «Браммер» изготовляет инженерные тележки, тележки для медиков, волокуши и прицепы для квадроциклов, которые постоянно дорабатываются с учетом отзывов военных.

Ирина уверена, что компании есть что показать на международном рынке, и она уже готовится к выходу на него. Ведь украинские ноу-хау уже прошли испытание в ходе военных действий и могут быть востребованы другими странами.

Читайте также: Государство взялось бороться с «дроблением бизнеса». Эра ФЛП заканчивается?

Что можно позаимствовать: прислушивайтесь к мнению своих работников и клиентов, они — ваша самая честная фокус-группа. Создайте кризисные планы и будьте готовы их воплощать.

Кейс 2. Экологические подходы как ответственность за будущее

Любовь Лысенко и ее компания ООО «БІОБАЛАНС» занимаются биологической защитой посевов кукурузы, подсолнечника, сои и других культур. Вместо химических веществ используют полезных насекомых: трихограмму и габробракон, которые питаются яйцами или личинками насекомых-вредителей. Благодаря этому около 150 фермеров в 17 областях Украины выращивают экологические продукты, не обработанные химикатами. Приблизительно 140 тонн химикатов не оказались в почве. Это уменьшает загрязнение земли, воды и воздуха, снижает негативное влияние на грунтовую микрофлору и способствует сохранению биоразнообразия. Выращенные продукты безопасны для здоровья человека.

Директор ООО «БІОБАЛАНС» Любовь Лысенко
Фото предоставлено компанией Биобаланс

ООО «БІОБАЛАНС»
Фото предоставлено компанией Биобаланс

Также ежегодно среди заявок мы выделяем инновационные проекты, коренным образом меняющие наши представления о происхождении вещей. В этом году таким проектом стал Inakshi architects, который возглавляет Елена Довгополова. Она работала в архитектуре и строительстве, пока не начала задумываться над экологическим следом, который оставляют стройматериалы.

Читайте также: Несмотря на войну, бизнес в Украине думает о новых рынках — опрос

Чтобы уменьшить вредное влияние на окружающую среду, коллеги Елены разработали конопляный биоразлагаемый композит, из которого можно изготовлять мебель, упаковки и другие вещи. Сейчас компания работает над промышленным масштабированием пластика PLA — биофиламента, который получают из возобновляемых растительных источников для изготовления медицинской одежды, салфеток, агроволокна и т.д. В отличие от нефтепродуктов, используемых для производства традиционного пластика, PLA безопасен для окружающей среды и легко разлагается.

Материалы из конопляного волокна
Inakshi architects

Что можно позаимствовать: инвестируйте в технологии, снижающие вредные выбросы и отходы, продумайте экологическую упаковку. Это не только вклад в будущее, но и лояльность прогрессивных клиентов.

Кейс 3. Двойная выгода: адаптация ветеранов и решение проблемы кадрового дефицита

До полномасштабной войны Мария Ксендзик работала в медиа. С февраля 2022 года начала активно помогать армии. Сначала как волонтер вместе с мужем собирала средства на машины для военных, привозила их из-за границы, красила и ремонтировала на разных СТО.

Директор Nesemos Veteran Auto Hub Мария Ксендзик
Фото предоставлено компанией Nesemos Veteran Auto Hub

Как-то по дороге на фронт у одного из автомобилей отпало колесо. Мария решила, что нужно делать ремонт самим. Арендовала гараж и привлекла несколько механиков. Но дело уже вскоре пришлось расширить — начали обращаться другие волонтеры и военные. Был большой запрос на качественные ремонт и обслуживание.

Так появилась автомастерская Nesemos Veteran Auto Hub, где выполняют ремонт автомобилей военным. Автосервис не только ремонтирует технику для военных, но и адаптирует машины для водителей с инвалидностью. Хотя в Украине более трех миллионов людей с инвалидностью и эта цифра будет расти, ведь в стране до сих пор продолжается война, подобная услуга до сих пор редкость.

Читайте также: Неопределенность в квадрате — 90% бизнеса ждут только окончания войны

Когда компания столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров, появилось еще одно направление — обучение ветеранов новой профессии, что не просто закрывает потребность в персонале, но и позволяет бывшим воинам адаптироваться к гражданской жизни. Ежегодно обучение проходят 12 ветеранов, но спрос больший. Поэтому на полученные от премии средства Мария планирует создать школу полного цикла — с видеоуроками, практикой на современном оборудовании и трудоустройством. А также оборудовать линию для адаптации авто для людей с инвалидностью.

Что можно позаимствовать: организуйте собственные программы обучения или партнерства с образовательными инициативами, чтобы обеспечить свои потребности в персонале.

***

Каждая из этих историй показывает, что ценности становятся конкурентным преимуществом.

Компании, которые:

не только сохраняют свой бизнес, но и придают ему новый вектор развития. Вместе с тем эти компании приобретают дополнительную ценность для громады и общества, ведь решают часть социальных проблем.

Если каждый предприниматель будет думать не только о доходе, но и о влиянии своего бизнеса на качество жизни вокруг, то мы получим не просто экономику роста, а общество с высоким уровнем доверия, взаимной поддержки и устойчивости к вызовам.

Читайте также: Законопроект №12439: почему «защита бизнеса» может стать индульгенцией для преступников