Коммунальная реформа, прежде всего в части содержания и обслуживания жилья, в Ивано-Франковске продолжается уже более года. Времени прошло не так много, чтобы подводить итоги. Но ивано-франковский опыт уже сегодня показывает другим городам и центральной власти, как не следует набивать синяки и каких ошибок можно избежать на старте этой реформы. Риски, которые предвидел автор этих строк в своей предыдущей статье "Подомовые тарифы: мировой опыт с украинскими традициями?" в №41 ZN.UA от 12.11.2011 г., почти полностью оправдались.
Жители Ивано-Франковска постепенно привыкают к тому, что именно они, а не город являются владельцами жилья и именно от них зависит качество обслуживания многоквартирных домов. Потребителей уже сложно лишить права контроля - например, права подписывать акты выполненных работ по ремонту жилья. Жители внимательно проверяют, что сделано, какая стоимость материалов заложена в смете, сравнивают ее с ценами в магазине, на рынке и т. п. В этом, наверное, первый позитив реформы.
Рынок услуг по обслуживанию жилья в Ивано-Франковске, как и вообще в Украине, только формируется. Но уже есть хорошие сигналы: в прошлом году некоторые услуги в городе были выставлены на конкурс, и ряд частных предприятий решили принять в нем участие. Например, на каждый из 12 лотов "ремонт и обслуживание внутридомовых электрических сетей" поступило не менее 2-3 предложений. Вне сомнения, наступит время, когда рынок содержания и обслуживания будет развитым и структурированным. Сюда поспешит не одна управляющая компания. Эти фирмы будут конкурировать между собой, соревнуясь за жителей, развернется конкуренция и среди исполнителей услуг. Но все это в будущем.
Еще один плюс ивано-франковского нововведения - внедрение подомовых тарифов. Жители знают, за какой объем и перечень услуг платят деньги, могут отказаться от первоочередных и дополнительных услуг. Но с предоставлением некоторых обязательных, как, например, уборка придомовой территории, произошел казус. Он уже на начальном этапе показал все просчеты и слабые места.
Карты-схемы придомовых территорий управляющей компании и балансодержателю жилья - "Единому расчетному центру" (ЕРЦ) - подавали жилищно-эксплуатационные организации города. Эти схемы были устаревшими, большей частью не учитывали сведений о новых зданиях и сооружениях. Поэтому площади придомовых территорий оказались завышенными. А услуги по уборке придомовой территории легли в расчет тарифов, которые вступили в силу с 2012 г. Жители начали массово жаловаться на необоснованно высокую плату за содержание домов в областное территориальное отделение Антимонопольного комитета.
В марте прошлого года городской совет, руководствуясь государственными строительными нормами для градостроительства, санитарными правилами планирования и застройки населенных пунктов, утвердил решение "О порядке подготовки проектов распределения территорий микрорайонов (кварталов) города Ивано-Франковска". Эти проекты, предусматривающие определение границ и площадей придомовых территорий, должны были разрабатывать лицензированные землеустроительные организации. Но горисполкому не хватало средств для оплаты таких работ, поэтому он не установил предельные сроки уточнения всех площадей придомовых территорий. Для многих домов эти площади перемеряли специалисты ЕРЦ.
В июле 2012 г. Ивано-Франковский горисполком принял решение, согласно которому были снижены тарифы на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий в связи с уточнением площадей придомовых территорий для 360 домов. И каковы же последствия такого "уточнения"? В начале ноября 2012 г. областное территориальное отделение АКУ рекомендовало городскому совету обязать ЕРЦ провести перерасчет за услуги по уборке придомовых территорий, предоставленные с 1 января по 31 июля 2012 г. А 28 ноября горисполком таки обязал управляющую компанию сделать это в течение месяца. Когда готовился данный материал, перерасчет близился к завершению. Однако столь сложная процедура "вымела" из ЕРЦ средств на сумму свыше 270 тыс. грн. А поскольку Минфином были изменены коды классификации бюджетных расходов, ЕРЦ не может получить дотацию из городского бюджета, чтобы пополнить уставный фонд.
Оправдала ли свое назначение одна большая управляющая компания, взявшая на свой баланс более 1800 многоквартирных жилых домов, жители которых не создали ОСМД и не обслуживаются частными жэками? Ивано-Франковск уже имел небольшой опыт создания управляющих компаний. А ЕРЦ можно считать еще одним этапом на пути к созданию полноценного рынка жилищных услуг. Управляющий действует более или менее прозрачно. Ежемесячно он размещает на сайте информацию о том, сколько средств получил от потребителей, сколько израсходовал, на какие нужды. Каждый житель имеет собственный код, пароль, персональную страницу, где указано, какие услуги были предоставлены, на какую сумму и т. п. Да и затраты на содержание ЕРЦ, по предварительным подсчетам, впятеро ниже, чем на содержание всех бывших девяти ЖЭО города. Но это лишь частично разгружает воз накопившихся проблем.
Не менее острой темой реформы стало заключение договоров с жителями. Десятилетиями договоры на услуги по содержанию и обслуживанию жилья имели лишь одиночные ЖЭО. ЕРЦ, начиная собственную деятельность, тоже почти не проводил договорную работу. Текст договора о предоставлении услуг по содержанию дома и придомовой территории управляющая компания разместила на своем сайте. Дескать, присоединяйтесь, потребители. А они не спешили. Да и содержание этого договора не совсем отвечало действующему законодательству. Недаром областное территориальное отделение Антимонопольного комитета обязало ЕРЦ привести текст в соответствие с Типовым договором, утвержденным постановлением Кабмина от 20.05.2009 г. №529.
Тем не менее, большинство жителей до сих пор не работают с ЕРЦ на правовой основе. Среди них есть и такие, кто сознательно не хочет платить за содержание дома и придомовой территории. Они убеждены, что без договора суды не заставят их это сделать. Другие потребители ссылаются на то, что не получили договор. В результате на сегодняшний день только треть потребителей заключила договоры с ЕРЦ. "В заключении договора должны быть заинтересованы прежде всего сами жители, поскольку в этом случае они будут знать структуру подомового тарифа и смогут требовать соблюдения качества услуг и проведения перерасчета", - говорит директор ЕРЦ Вадим Войтык.
Но в городе могли пойти более рациональным путем. Городской голова Ивано-Франковска Виктор Анушкевичус в свое время предлагал создать в разных микрорайонах пять управляющих компаний и постепенно переводить на них жилищный фонд. Реформу можно было бы апробировать с учетом всех недостатков и рисков на одной управляющей компании, создавая следующие. Но депутаты горсовета решили вдохнуть жизнь в одну большую компанию - ЕРЦ.
Читателю наверняка хочется узнать, активнее ли стали ремонтировать жилищный фонд с внедрением коммунальной реформы в Ивано-Франковске? В этом есть определенные сомнения, хотя в городе уже продолжительное время реализуется программа ремонта жилья - и крыш, и подвальных разводок... Немало было сделано в предыдущие годы в соответствии с программой развития ООН по реновации домов. Тогда удалось привлечь 15 млн грн. Половину средств предоставил городской бюджет, 40% - программа, 10% - сами жители. Есть надежда, что в последующие годы эта программа будет возобновлена.
Городской голова Ивано-Франковска Виктор АНУШКЕВИЧУС уверяет, что город попал в досадную ситуацию именно в период проведения реформы:
- Из городского бюджета были выделены средства на финансовую поддержку ЕРЦ, который выполнил ряд работ на условиях софинансирования с жителями домов. Но 2,9 млн грн в конце прошлого года "повисли", поскольку не были проведены расчеты со стороны Госказначейства. В этом году к непроплаченным средствам добавилась еще одна проблема - изменение Министерством финансов кодов классификации бюджетных расходов. Такие расходы, как финансирование уставного фонда коммунального предприятия, бюджетом уже не предусматриваются...
А связь пробуксовываний коммунальной реформы с отсутствием законодательной базы для нее как никто лучше показал заместитель начальника департамента коммунального хозяйства, транспорта и связи Ивано-Франковского горисполкома Михаил СМУШАК:
- Такие реформы должны проводиться сверху, чтобы на местах знали, что делать. Почему Верховная Рада до сих пор не может принять законы "О содержании и обслуживании жилищного фонда", "О текущем и капитальном ремонте жилья", где были бы заложены нормы о софинансировании со стороны жителей? Тогда правоохранительные органы не имели бы к нам претензий. Почему до сих пор не принят новый Жилищный кодекс, где все это было бы четко предусмотрено?
Эти вопросы все еще остаются без ответа.