UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разумные, но НЕ проголосованные

ТОП-5 ключевых законодательных инициатив 2013 г., которые могли бы позитивно повлиять на экономику страны, но, увы, не прошли "парламентское сито".

Автор: Нина Григоренко

За 2013 г. в Верховной Раде было зарегистрировано 2149 законопроектов. Из них лишь 154 (т.е. 7,1%) приняты парламентом в целом.

Эксперт Института законодательства Верховной Рады, доктор госуправления, профессор Валерий ВОРОТИН составил рейтинг ТОП-5 ключевых законодательных инициатив 2013 г., которые могли бы позитивно повлиять на экономику страны, но, увы, не прошли "парламентское сито".

Инициатива 1. Борьба с коррупцией - Национальное антикоррупционное бюро

В рейтинге Transparency International Украина по уровню коррупции в 2013 г. занимала 144-е место среди 177 стран. Причем за 2013 г. ее показатели даже ухудшились.

Согласно профильному антикоррупционному закону, координацией борьбы с коррупцией в Украине должен заниматься специально уполномоченный орган. Но его до сих пор нет (если не считать Национальный антикоррупционный комитет при президенте Украины - орган с непонятной природой и формальными полномочиями). Одним из неплохих вариантов решения этого вопроса был законопроект №2218 (его поддержали лишь 166 депутатов), предлагавший создать Национальное антикоррупционное бюро (с подчинением Верховной Раде) как единственный антикоррупционный государственный правоохранительный орган со специальным статусом.

В законопроекте были расписаны процедуры создания Бюро и назначения его главы, специальные механизмы контроля его деятельности. Сотрудникам Бюро предоставлялись полномочия проводить оперативно-поисковую работу и досудебное расследование деяний, связанных с коррупционными правонарушениями.

Инициатива 2. Госзакупки:
ниже планка и борьба
с конфликтом интересов

По данным Национального института стратегических исследований, государство ежегодно тратит до 18% ВВП на государственные закупки. По подсчетам СБУ, коррупционные потери государства при госзакупках составляют от 35 до 52 млрд грн ежегодно. Только за первое полугодие 2013 г. 44% всех закупок государственных, коммунальных, казенных предприятий проводились без соблюдения тендерных процедур - в т.ч. за счет дробления тендерных лотов. Напомним, что согласно ст. 2 профильного закона, он распространяется на закупку товаров и услуг стоимостью от 100 тыс. грн, строительных услуг - от 300 тыс. грн, работ - от 1 млн грн.

Здесь было несколько интересных инициатив. Первая - законопроект №2680 (не внесен в повестку дня). Предложено в два раза снизить минимальную планку для использования закона о госзакупках, распространить закон на закупки госпредприятий (даже если за счет собственных средств), создать электронный каталог победителей госзакупок, дать общественным организациям доступ к информации о конкурсных предложениях.

Второй законопроект - №3381 (голосований не было) предложил, во-первых, механизм максимальной цены: за 10 дней до даты торгов покупатель обращается в органы статистики, чтобы узнать рыночную цену покупаемых товаров и услуг; цена покупки не может превышать обозначенную рыночную цену более чем на 10%. Во-вторых, более четко обусловлены возможности дробления тендерных лотов.

Третий законопроект - №2443 (решение профильного комитета о доработке) предлагал существенно сократить возможности для закупки у одного участника (более 90% всех тендеров происходит по такой процедуре) и ввести санкции за непредоставление информации о конфликте интересов.

Инициатива 3.
Табачные изделия: внедрение
минимальных цен

За последние годы государство повышало акцизы на табачные изделия серьезно и часто. Только за последние три года минимальное акцизное налоговое обязательство по сигаретам выросло почти в два раза. Но это не привело к ожидаемому росту цен на табачные изделия. В результате - бюджет недополучает налоги, а уровень курения снижается не так быстро.

Чтобы решить эту проблему, представитель президента в Верховной Раде, народный депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко предложил ввести минимальные розничные цены на сигареты (поправка №209 к законопроекту №3000 не принята) - 11 грн (для сигарет с фильтром) и 5 грн (без фильтра). За нарушение - штраф от 1 тыс. грн.

Минимальные цены на сигареты - на уровне 10 долл. за пачку - были установлены в конце 2013 г. в Нью-Йорке по инициативе мэра Майкла Блумберга. В ЕС минимальные цены действовали в Италии, Германии и Австрии.

Установление минимальных цен дополнительно принесло бы в бюджет 1,5 млрд грн (за счет роста базы налогообложения). Бюджетный комитет отклонил поправку. Вероятно, это предложение появится снова по инициативе борцов с курением, которые не считают нормальной ситуацию, когда пачка сигарет в Украине стоит дешевле многих продуктов питания.

Инициатива 4. Энергоэффективность - введение энергопаспортов для зданий

По данным Минрегионстроя, эффективность использования энергетических ресурсов в жилом фонде Украины в три-пять раз ниже, чем в развитых странах. Почти 80% жилья требует серьезного улучшения энергоэффективности.

1 февраля 2011 г. Украина стала полноправным членом Энергетического сообщества и обязалась в т.ч. имплементировать Директиву 2010/31/ЕС по энергетическим характеристикам зданий. Совместными усилиями правительство и проект USAID "Реформа городского теплообеспечения в Украине" разработали законопроект №0856, которым предложили ввести паспорта энергетической эффективности зданий сроком действия 10 лет. Цель - провести энергоинвентаризацию жилого фонда и в дальнейшем усилить контроль над энергопотреблением. Наличие такого паспорта было бы обязательным при строительстве новых зданий, а также при капремонте, реконструкции, отчуждении или аренде строений.

Законопроект прошел первое чтение, но во втором ("за" проголосовало лишь 188 депутатов) его полностью сняли с рассмотрения.

Инициатива 5. Ликвидация схем уклонения от налогов с использованием компаний,
созданных на Кипре

С самого начала работы парламента седьмого созыва было зарегистрировано два похожих законопроекта (№0002 и 0002-1, отклонены в июне 2013 г.) о денонсации Соглашения между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Благодаря этому документу отечественные олигархи с начала 1990-х и по сей день могли беспрепятственно и без ущерба для своего интереса выводить за границу миллиарды долларов. По данным НБУ, только в 2010-2011 гг. на Кипр было выведено 51,5 млрд долл. По словам народного депутата, члена комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике Сергея Терехина, в основном использовались схемы уплаты вознаграждения за использование прав интеллектуальной собственности и перевода средств украинскими банками своим кипрским "дочерним" и "материнским" компаниям. Назад в Украину, в виде инвестиций, возвращалось в 10 раз меньше.

Увы, вместо этой инициативы, парламент решил ратифицировать новое соглашение с Кипром. Несмотря на то, что некоторые нормы предусматривали введение минимальных налогов на репатриацию дивидендов, основные схемы с роялти и банковскими операциями остались нетронутыми.