UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обещанного три года ждут или как международные компании пытаются сохранить российский рынок

Автор: Роман Ивченко

С начала полномасштабного вторжения десятки международных брендов вышли с российского рынка. Вышли по-настоящему: закрыли бизнес и производство, отозвали франшизы, перестали платить налоги. Однако остаются сотни брендов, которые в рамках практики «ничего личного, просто бизнес» стараются не потерять российских потребителей.

Компании, не вышедшие с российского рынка, находятся под пристальным наблюдением как украинских правоохранительных органов, так и международных организаций. Среди них – сотни громких и известных названий. Их фиксацией занимается несколько инициатив, одна из самых известных – список Йельского университета. Сайт ежедневно обновляется, рейтинг корректируется в зависимости от действий или заявлений компании.

С теми компаниями, которые вышли с рынка страны-агрессорки или наоборот – не вышли и не собираются – все более или менее ясно. Они свой выбор сделали. Гораздо интереснее категория тех, которые «сокращают деятельность в России».

Nestle «ушла», шоколадки остались

Одна из известнейших компаний в этой группе – швейцарская корпорация Nestle. Она производит более 2 тысяч брендов – среди самых известных Nescafe, Nesquik, Nestea, Movenpick, KitKat, Gerber, Maggi, Friskies и т.д. Вскоре после начала полномасштабного вторжения в компании заявили о приостановлении экспорта и импорта в Россию, за исключением «социально значимых» продуктов. Однако, как отмечает швейцарская Neue Zürcher Zeitung, якобы по состоянию на март 2023 года полки российских магазинов были переполнены продукцией Nestle. Здесь и сухие завтраки Bystrow, супы и бульонные кубики Maggi, корм для животных Purina, шоколадные батончики, детское питание. "Как видно по этикетке, продукция производилась на российских заводах Nestlé", - пишет издание.

До войны у Nestlé в России было семь заводов, а согласно данным за 2021 год, компания трудоустроила в России около 7 тыс. человек. Несмотря на заявления руководства корпорации о сворачивании бизнеса в стране-агрессоре, Nestle Russia, согласно информации на Headhunter.ru, подала объявление на около 110 вакансий. Более того: недавно CEO Nestle по России и Евразии с офисом в Москве стал россиянин.

Одно из последних сообщений компании – она не планирует полностью сворачивать бизнес в России. По данным на 2021 год, годовая выручка Nestle в России по сравнению с предыдущим годом выросла на 10,5%, до 1,719 млрд швейцарских франков (около 140,7 млрд рублей по курсу на конец года).

Читайте также: Как исчезает нефтяной бизнес группы «Приват»

Pepsi – это не только Cola

Еще одна компания, занявшая позицию «между капелек» – корпорация PepsiCo. Первое, что приходит в голову при упоминании этой торговой марки – напиток Pepsi. Именно на нем акцентировалась корпорация после начала войны, когда заявляла о выходе с российского рынка.

Между тем, кроме сладкого напитка с пузырьками, продуктовая линейка компании очень широкая. Помимо, собственно, Pepsi, у них есть такие напитки, как 7UP, Mirinda, Tropicana, Sandora, Lipton тощо, снеки Lay’s, Walkers, Doritos, Cheetos, ХрусTeam, Ruffles, молочная продукция («Чудо», «Агуша», «Домик в деревне»). И этот огромный массив продукции приносит немалую прибыль. 

По данным сайта rossaprimavera.ru в начале 2022 года, в российском представительстве компании работает 20 тыс. человек, она имеет здесь 24 завода и три научно-исследовательских центра, которые производят безалкогольные напитки, картофельные чипсы, молоко, йогурт, сыр, детское питание. Основную часть российского бизнеса составляет компания по производству молочных продуктов и соков "Вимм-Билль-Данн", которую PepsiCo купила в 2011 году примерно за $5 млрд. Кроме того, PepsiCo является крупнейшим в России промышленным переработчиком картофеля и одним из крупнейших переработчиков сырого молока. Выручка российского подразделения в 2021 году составила $3,4 млрд.

Вместе с "Фондом продовольствия "Русь", стратегическим партнером которого PepsiCo является с 2012 года, компания реализует проект "Пища во благо", передавая продукты питания нуждающимся гражданам. В частности, согласно отчету на официальном сайте, ежегодно PepsiCo передает около 3 500 тонн продовольствия для раздачи нуждающимся в 30 регионах России. Помощь регулярно получают более 100 тысяч людей. Можно предположить, что с 2022 года в перечень реципиентов поставки питания попали и участники так называемой СВО. Если верить информации telegraf.com.ua, чипсы Lay's нашли в продуктовых пайках российских мобилизованных.

Читайте также: Шведская компания Absolut не будет экспортировать свою продукцию в Россию – Bloomberg

Как бы ни спекулировали компании, производящие продукты питания и детские смеси, что их продукция идет на благо людей, они не могут не осознавать, что их налоги уходят в том числе на финансирование войны против Украины. "Экономическая правда" подсчитала, что за налоги одной только Pepsico за 2021 год ($810 млн) можно приобрести 6750 бронированных машин "Тигр".

Согласно финансовому отчету компании за 4 квартал 2022 года, доля российского рынка в глобальном бизнесе после начала войны не только не упала, а наоборот – выросла на 1%. (32 страница отчета).

В то же время украинский рынок «просел» на 60%. Интересно посмотреть и на цифры выручки: согласно тому же отчету, в России выручка PepsiCo в 2022 году составила 4,12 млрд долларов, увеличившись на 3,43 млрд по сравнению с предыдущим. То есть рост составляет 20%. (74 страница отчета)

Неудивительно, что по результатам 2022 года Россия стала третьим по величине международным рынком сбыта продукции PepsiCo после США и Мексики.

Если брать конкретные цифры, то наиболее перспективные рынки сбыта продукции PepsiCo, согласно сайту компании:

Видите здесь Украину? Конечно, нет. Если выручка корпорации в России составляет 5%, то в Украине по результатам последнего года она сократилась с 0,5% до 0,2%. В то же время, по данным финансового отчета компании за полный 2022 год, оказывается, что "глобальный бизнес Пепсико увеличил выручку в 2022 году на 9% до 86,4 млрд долл. с 79,5 млрд долл. При этом в России в 2022 году выручка составила 4,12 млрд долл.", увеличившись с 3,43 млрд годом ранее, то есть вырос на 20%! И если это главный аргумент для компании, что она не может оставить интересный и прибыльный российский рынок, то, пожалуй, целесообразно было бы оставить украинский. Который приносит минимум дохода и присутствие на котором по меньшей мере неэтично, учитывая привязанность компании к России.

Ведь несмотря на обещания прекратить производство популярных газированных напитков еще в марте 2022 года, PepsiCo пошла на этот шаг только полгода назад – в сентябре. Об этом первым сообщило агентство Reuters, подчеркнув, что американская корпорация вынуждена была выполнить свое обещание только тогда, когда журналисты агентства нашли убедительные доказательства, что полочки российских супермаркетов завалены напитками Pepsi, 7Up и Mirinda, и их запасы не иссякают.

А вот свежая новость: Pepsi, похоже, все-таки возвращается на российский рынок с газированным напитком, просто теперь он будет называться Evervess-Cola. В сообщении отмечается, что вкус напитка останется таким же, к которому привыкли потребители, ведь компания будет использовать оригинальные компоненты и ароматизаторы. Даже будут выпускаться напитки в аналогичной по объему и форме таре. Достаточно закрыть глаза, чтобы не видеть названия – и наслаждаться Pepsi.

На российском сайте компании можно прочесть актуальную информацию о ее деятельности. Практически все, что выпускает PepsiCo, продается в России - газированные, негазированные и энергетические напитки (Adrenaline Rush, "Русский дар" и др.), чипсы и снеки (Lay's, Cheetos, "Хрусteam", Doritos и др.), соки и нектары ("Я", "Фруктовый Сад", J7, "Любимый", и др.), молочная продукция ("Домик в деревне", "Веселый молочник", "Чудо", BioMax, "Иммунеле" и др.), детское питание ("Агуша" и "Чудо детки"), а также бутилированная вода (Aqua Minerale).

Вот ссылка на их продукцию в России по разным категориям: pepsico.ru.

Читайте также: Момент истины: Россия обяжет иностранные компании, оставшиеся в стране, платить «добровольный» взнос на войну

Milka – часть обычной диеты

Пищевые гиганты, обосновывая свое присутствие в России, любят спекулировать терминами «товары первой необходимости», «базовое право на еду», «продовольственная безопасность» и т.д. Иными словами, утверждают, что, оставаясь на российском рынке, делают это по гуманным соображениям – чтобы не дать гражданам России умереть от голода. Именно эту стратегию избрала американская корпорация Mondelez International, объясняя, что не уходит с российского рынка, потому что ей важно доставлять еду «обычным потребителям в России».

Эта американская компания работает в России более 20 лет. Она имеет на территории государства-агрессора три завода во Владимирской и Новгородской областях. Среди брендов, выпускаемых компанией – Oreo, Milka, Toblerone, Barny, Halls и другие. Как заявил генеральный директор Mondelez International Дирк Ван де Пут, компания сохраняет 3000 сотрудников в России и работает там с 30 000 поставщиками.

По мнению руководства Mondelez, их конфеты Alpen Gold, шоколад Milka и печенье Oreo являются «повседневными продуктами, частью обычной диеты, без которых россияне не могут обойтись». Несмотря на убытки в $143 млн, зафиксированные в компании в первые месяцы войны, по результатам последнего квартала 2022 года они увеличили прибыль на 13,5%. Кроме того, летом прошлого года компания возобновила работу своего завода по производству чипсов "Люкс" в Вышгороде.

Кстати, и Nestle, и Mondelez ощутили на себе последствия своих действий: сообщалось, что работники их дочерних предприятий в Украине и Восточной Европе устроили саботаж, массово увольняясь с работы в знак протеста против решения руководства остаться на российском рынке.

Читайте также: Маск создал новую компанию в области искусственного интеллекта – СМИ

Нерешительных – под санкции

В отличие от американских аналитиков из Йельского университета, у украинских, похоже, не доходят руки отслеживать такие компании и осуществлять конкретные меры против них. На странице «Война и санкции» Национального агентства по предотвращению коррупции можно найти десятки компаний, против которых введены санкции в качестве спонсоров войны. В частности, Auchan, METRO, Bonduelle, Yves Rocher, Procter&Gamble и многие другие. Как заявлял глава НАПК Александр Новиков, для этих корпораций это означает, что они получили «красную метку» как спонсоры войны, и это не может не повлиять на их деловую репутацию, а значит, доходы.

Вводить подобные санкции против других компаний, затягивающих выход из российского рынка, можно и даже нужно. Особенно таких крупных, которые своими миллионными налогами косвенно финансируют войну, кормят население страны-террориста (в том числе непосредственных участников СВО), обеспечивают мобилизационный ресурс для российской армии за счет десятков тысяч своих работников. Этих пунктов обвинения достаточно, чтобы в Украине больше об этих компаниях никогда не слышали.

Рядовые украинцы тоже могут приобщиться к этой важной работе. В самом НАПК призывают потребителей замечать на полках супермаркетов продукцию сотрудничающих с россией компаний и сообщать о них по адресу press@nazk.gov.ua. Ведь очищение Украины от таких токсичных брендов – это часть экономической борьбы, которая приближает нашу победу.