Канули в прошлое времена, когда по офисам, словно рекламные агенты, ходили 14–16-летние ребята и спрашивали: "С кем работаете?" Сегодня бизнесу чаще всего угрожают не бандиты и шпионы , а ежедневная бюрократическая рутина, отнимающая у предпринимателей все рабочее время, силы и энергию. Однако результат все тот же: угроза убытков или даже потери бизнеса.
Недавно одно из предприятий выиграло тендер на ремонт дорог в Жидачевском районе Львовской области. Актуальная сегодня тема. Был заказ госадминистрации на 200 тыс. грн, был подготовлен и согласован проект. Однако при закупке стройматериалов предприятию удалось приобрести гравий по более низкой цене. За счет экономии перевыполнили план на... 50 метров дороги. И вот благодарность: Госархстройконтроль оценил этот факт как нарушение и не только наложил на предприятие штраф, вдвое превышающий стоимость работ, но и поставил вопрос о... демонтаже "лишнего" участка дороги! Вот и заработали…
На первом месте среди угроз для предпринимательства - сложность администрирования бизнеса. Стоит где-то недоглядеть, и неприятности предприятию гарантированы. Не важно, со стороны кого: налоговой или пенсионной служб, антимонопольного комитета или управления по экологии.
По данным Всемирного банка, который ежегодно готовит рейтинг Doing Business, на уплату налогов украинский бизнес тратит в среднем 491 час в год. В Польше, Италии и Германии эта цифра составляет 286, 269 и 207 часов соответственно. При этом количество выплат в Украине достигает 28, а польские, итальянские и немецкие бизнесмены делают 18, 15 и 9 налоговых платежей в год, утверждает ТСН.
Ситуация в законодательстве осложняется тем, что правила игры на рынке постоянно меняются. Не успел бизнес привыкнуть к одним законам, как их полностью меняют или вносят в них поправки.
Например, согласно обновленной Форме №Д4 (Постановление ПФУ №12-1 от 22.07.2013, см. "Офіційний вісник України" № 58 от 09.08.2013), с 9 августа начала действовать новая форма отчетности по Единому социального взносу (ЕСВ). Но специалисты предупреждают, что вскоре отчет по ЕСВ снова должен измениться. Он будет утвержден не ПФУ, а новым госорганом, которому переданы функции администрирования единого социального взноса, - Миндоходов. Кроме того, ожидается изменение счетов для уплаты ЕСВ.
Логика в этом, возможно, и есть, но где гарантия, что этим все закончится? Новации касаются не только форм отчетности, но и самой сути ведения бизнеса.
"Для развития бизнеса в государстве нужна стабильность законодательства, финансовой и судебной систем. К сожалению, эта проблема вызывает больше негатива, чем позитива, - отмечает председатель Львовской областной федерации работодателей Иван Рывак. - Не успели принять Налоговый кодекс, как через несколько дней начали корпеть над дополнениями и изменениями к нему. А ведь это основной закон, по которому работает весь бизнес, вся экономика Украины".
Уже несколько месяцев в Украине муссируется информация о введении налога с оборота. Если для крупного бизнеса это нововведение, возможно, и принесет позитив, то малый и средний бизнес от него только пострадают. Ведь одновременно со снижением НДС до 16% планируется ввести налог с оборота на уровне 2%. Как это скажется на ведении бизнеса - никто не знает. Главное - ввязаться в драку, а там поглядим.
Несмотря на все обещания правительства упростить условия ведения бизнеса, они по-прежнему остаются головной болью для предпринимателей. Как рассказал директор львовской фирмы "Тротолла" Ярослав Рущишин, сегодня на безопасность бизнеса руководители предприятий тратят около 70–
75 % рабочего времени. И стоит только что-то проглядеть, как предприятие попадает в разряд проблемных. Сюда обязательно наведаются проверяющие.
Согласно социологическому исследованию ассоциации работодателей, украинское законодательство дает право останавливать производство десяткам различных служб и организаций.
Причину всех неурядиц для бизнеса сами предприниматели видят в сложности отечественного законодательства, отсутствии четких и устоявшихся правил игры на рынке.
Самую большую угрозу представляет смена власти. Исполнительная ветвь пытается подмять под себя судебную и законодательную, а когда это происходит, уже никто не может ей оказать действенное сопротивление, и власть принимается за бизнес.
К сожалению, любая украинская власть реально защищает бизнес только приближенных к ней людей. Остальные предприятия могут подвергаться рейдерским атакам, проверкам контролирующих органов и т.п.
"Именно это произошло с моими бывшими предприятиями, после того как, победив на парламентских выборах по мажоритарному округу, я вступил в оппозиционную фракцию, - рассказывает народный депутат Украины Ярослав Дубневич. - Уничтожить их пытались всеми возможными способами. Даже таким абсурдным, как отказ принимать налоговые накладные под предлогом того, что предприятия изменили свой юридический адрес. Хочу отметить, что даже народный депутат, имея определенное влияние в обществе и трибуну, с которой может заявить на всю страну о притеснениях, не в состоянии защитить себя в Украине. В арсенале - все, от изменения законодательства "под клиента" до штрафов контролирующих органов и судебных решений".
Безопасность в Украине не гарантирует уже даже политическая лояльность. Хорошим инструментом безопасности является участие реального капитала из развитых стран. На защиту таких предприятий могут встать международные структуры и дипломатия. Конечно, это под силу не всем. Сегодня безопасность бизнеса - не только первоклассные юристы, но и медийная поддержка, связи с общественным сектором.
В последние годы определенную угрозу для бизнеса представляет и власть. Когда ей нужно привлечь бизнес к реализации каких-либо общегородских проектов, она сулит бизнесменам золотые горы, а когда наступает время расчета - "умывает руки". Яркий пример - недавнее проведение в Украине, в том числе и во Львове, матчей чемпионата Европы по футболу. Десятки предприятий до сих пор не получили оплату за выполненные работы.
Еще одна угроза для бизнеса - естественные монополии. Именно они приходят на площадку, освобожденную от бюрократии. Вода, канализация, электричество... Иногда доходит до курьезов.
"У меня швейное предприятие, - рассказывает Ярослав Рущишин, - никаких промышленных выбросов в канализацию не производим. Но когда во Львове городские службы взялись за выяснение причин зловония в городе, пришли на предприятие, написали, что у меня показатели аммиака превышают норму в три раза! И открыли против нас уголовное производство по этому факту. Следователь все понимал и воспринимал со смехом. Думаю, "Львовводоканал" что-то хотел получить за это".
Предприниматели также сетуют на сложность финансирования. Ставки банковских кредитов достигают по меньшей мере 23–25%. Но банки по этому поводу имеют собственное мнение. "Денег на рынке не хватает, - отмечает заместитель председателя Ассоциации банков Львовщины Олег Сергеев. - Однако банкам очень важно работать с прозрачным бизнесом. К сожалению, у нас компания может быть очень хорошая, а баланс - очень плохой. Предприятие может не платить налоги. Бывает и наоборот. Когда к нам приходит компания и просит кредит, спрашиваем: кто вы такие и чем занимаетесь? Покажите баланс, кто ваши хозяева. Если компания для нас понятна, мы видим, что риск невозврата минимален - готовы выдать кредит. Прозрачность уменьшает наши риски, делает ресурсы более доступными".
За рубежом кредиты действительно дешевле. Но, чтобы взять там кредит, аудит должен проверить каждую вашу цифру. Если такого аудита нет, с вами никто не будет разговаривать. Украинская отчетность для иностранного инвестора - не гарантия. Чем более компания открыта, тем больше может привлечь ресурсов. Однако в Украине бизнес очень хочет быть закрытым. Одна из причин - чтобы не создавать соблазны для рейдеров. Получается замкнутый круг. Бизнес не открывается, потому что не уверен в собственной безопасности, а развитие экономики требует от бизнеса прозрачности. Разорвать этот круг может только власть.
Комментарии
Наталья ПИСАРЧУК, председатель корпорации ООО "Нова":
- При обсуждении Налогового кодекса поступили тысячи дополнений. Но подать предложения оказалось мало, нужно было еще заставить депутатов их принять. Однако бизнес не настоял на этом.
Наша заслуга в том, что не был принят Закон "О внутренней торговле". Но этот законопроект не отменили, лишь отложили его рассмотрение. Лично я была готова предоставить несколько торговых точек для отработки эксперимента в одной области, оплатить все расходы. Ведь надо попробовать, как будет работать этот закон, а затем распространять его на всю Украину.
Наша беда в том, что власть витает в облаках и живет абстракциями. Ее интересует крупный бизнес, большие деньги. Мелкий бизнес власти не интересен, она делает все, чтобы его уничтожить. При этом скажу, что ГНС можно поставить "пятерку" за те сервисные центры, которые она создала по всей Украине. Если предприниматель чего-то не понимает, ему там помогут. Но не будет же предприниматель бегать в налоговую за разъяснениями после каждой новой смены.
Что касается политических рисков, то, по моему мнению, вся беда в ментальности галицкого предпринимателя. Многие хотят иметь какие-то преференции и "вести бизнес" на лучших условиях. Если бизнес попробует работать на общих условиях - не говорю, что у него это получится, но посторонних влияний будет меньше.
Иван РЫВАК, председатель Львовской областной федерации работодателей:
- Как предприниматель может работать, если он договаривается с одним губернатором, а затем приходит новый и меняет всю команду? Без власти сегодня бизнес не развить. Хотя на рынке должны действовать четкие правила игры.
Иностранные инвесторы знают, что у них защищают бизнес. В Украине это право тоже оформлено законодательно. Есть Закон Украины "Об организациях работодателей", Закон "О социальном диалоге в Украине", которым предусмотрена возможность защиты предпринимателя. Есть даже возможность участвовать в формировании бюджета, управлении фондами социального страхования и т.п. Законодательно все есть. Другое дело, что мы сами не умеем использовать эти возможности. Бизнес не хочет объединяться в ассоциации. За рубежом каждый предприниматель состоит в каком-нибудь объединении. И правительства там советуются с ассоциациями работодателей. Все законопроекты сначала рассматривают в ассоциациях, а затем принимают в парламенте.
В Украине тоже законопроекты не принимают без регуляторного анализа, общественных обсуждений. Если этого нет, они подлежат отмене. Но беда в том, что каждая общественная организация тянет в свою сторону. Это проблема общества. Для отдельных групп законопроекты могут быть приемлемыми, но в целом закон может и не работать на экономику всего государства.
Олег СЕРГЕЕВ, заместитель председателя Ассоциации банков Львовщины:
- В Украине никто не любит платить налоги. Но почему? Кстати, в мире тоже никто не любит отдавать свои деньги. Однако есть обстоятельства, облегчающие это чувство. Однажды в Германии меня остановила полиция за нарушение правил дорожного движения. И выписала штраф на 100 евро. Разумеется, очень не хотелось платить. Однако подумал, что за такие дороги, как в Германии, можно и заплатить. Есть уровень, есть определенные правила. Да, за их нарушение следует платить. Любопытно, что полицейский предупредил меня: примерно через месяц на мой почтовый адрес придет письмо от немецкого правительства, в котором сообщат, что мои средства действительно поступили в бюджет. Так и было.
Все это значит, что мои деньги не положил себе в карман полицейский, а они пошли на благое дело. Думаю, это больше всего останавливает украинцев, не желающих платить налоги в своей стране. Потому что люди платят налоги, а дорог, медицины, соответствующих коммунальных услуг, как и многого другого, нет. Зато государственные служащие, получая зарплату 3–
4 тыс. грн, ездят на автомобилях за 200 тыс. евро. Что-то тут не складывается.